Новое поколение школьников

Директор гимназии № 12 рассказал «Городским рейтингам» о выпускниках и первоклассниках, динамичном времени и любимых книгах

Как мы это сделали
Под ностальгическое настроение последних звонков и в предвкушении Дня защиты детей, решили узнать, кто такие современные школьники, чем они живут, за что борются, кем хотят стать, да и вообще — есть ли различия между выпускниками 00-ых и 10-ых.
Мы встретились с Натальей Владимировной ДОЛМАТОВОЙ, директором 12 гимназии, поговорили про детей, социальные инициативы и стремительный век, узнали, что она об этом думает и что советует. Ну, и в конце концов, выпросили летний список чего почитать.

Про новое поколение
В гимназии № 12 я уже 35-ый год, и вы понимаете, сколько выпусков прошло через меня. Это объективное обстоятельство, благодаря которому я могу сравнивать — какими были выпускники 90-ых, 00-ых и какие выпускники сейчас.
Этот динамичный век изменил нас всех, и в первую очередь тех детей, которые заканчивают школу. Они креативны и энергичны, пытаются уже сегодня в школе получить как можно больше различных компетенций. Это не только про учебу и образование, а про социальные компетенции, которые позволяют им понять: умеют ли они работать в команде, кто они — лидеры или хорошие исполнители? И этому способствует различные движения, которые каждый год набирают все новые и новые обороты — это Российское движение школьников («РШД»), «Юнармия», абсолютно новая волна развития самоуправления в школе.

В 90-ые годы был всплеск самоуправления, в 2000-ных все это немножечко утихло, а сегодня опять стало интересно. Интересно инициировать флешмобы и акции, интересно понимать, для чего это нужно.

Недавно, школы Саранска принимали участие во всероссийской акции от некоммерческого объединения — киноурок для детей. Дети участвовали в съемке фильма, где занимались сбором макулатуры. И они понимали, что благодаря этому они спасают леса, что это экологическая акция, понимали, куда и на что эти деньги идут. И они знали, ради чего это делают.
Мы много лет дружим с социальным приютом «Надежда». И каждый раз акция «Надежда для Надежды» приобретает новые смыслы. В этом году он был не только в том, чтобы подарить новогодний подарок детям, сыграть с ними в сказке и просто пообщаться, но и принести добро. Для кого это больше нужно? Для тех малышей, обделенных родительской любовью, или для наших детей, которые живут в относительно благоприятных условиях. Наверное, больше для наших детей. Эти моменты социального взросления они имеют возможность пережить здесь.
На сегодняшний день и школы, и государство предоставляют очень много площадок для реализации своих творческих интересов. Молодежка проводит замечательные форумы, куда привлекают не только студентов, но и школьников со своим социальными проектами. Поэтому ребята имеют возможность защищать свои проекты на серьезных площадках. И это важный социальный опыт, который был не как у нас в студенческие годы, а уже сейчас и это здорово.

Мне кажется, что молодежь сегодня — весьма хороша. Есть ли проблемы? Несомненно. Они есть у каждого поколения. Без проблем не бывает.

И диалог отцов и детей всегда будет. Начиная со времен Тургенева, который зафиксировал это в литературе и до сих пор. Главный вопрос, каким должен быть этот диалог. Услышат ли нас и как построить взаимоотношения между стремительно развивающимися и более прагматичными детьми. С другой стороны, на последнем звонке у всех слезы. Потому что в этот момент происходит осознание того, что школа — то место, где тебя любят, воспринимают и предоставляют возможности. Каждое поколение, для меня это поколение, не только, которые мы учим, но и поколение, у которого мы учимся.

«Лириков» стало меньше
Быстрый, жесткий и динамичный век. Я не могу утверждать, что все стали прагматиками, но это картина в целом. Буду говорить как литератор. Очевидно, что развитие интернета лишило их эмоций. Смайлик — это единственная эмоция, которую можно выразить. А ведь интонирование очень важно. И фразу «ой, как красиво» можно сказать по-разному: нейтрально, восторженно, и с отрицательным смыслом. И вот эта эмоция, которая присутствовала в реальной жизни, а в большинстве своем, в 90-ые люди жили в реальной жизни — эта эмоция от человека к человеку была в реальном времени. Сегодня интернет лишает текст той эмоциональности, той тонкости восприятия высказывания, которая есть. Может быть, все идет отсюда.
Мы должны уметь не только получать, но и отдавать, и обязаны научить этому ребенка. Отсюда и социальные акции. Когда человек умеет отдавать добро — в картинке нарисованной бабушке или маме, в добром слове или в поступке. Думаю, в такие моменты возникает эмоция. И способность взрослых создавать поля общения, когда ребенок хочет сделать добро — это очень важно. Не только потреблять «я хочу это», а «я хочу отдать», «я хочу маме испечь блин, меня научили на уроках труда». Создать это, помочь этому, научить дарить добро и развить душу — одна из сложнейших задач этого времени.
Мне кажется, наша сверхзадача не только в том, чтобы научить трудиться в образовательном поле, но и научить трудиться душой, отдавать себя другим. И делать это мы должны вместе с родителями.

Добро надо делать спокойно, тихо и естественно. Но, к сожалению, в такой стремительный век мы говорим о том, что этому тоже нужно учить. Надо развивать душу и сердце. Это сейчас сложно, но вполне возможно.

Много делается для того, чтобы правильно научить ребят вести себя в интернете. Интернет — это средство. Сейчас наша задача — все те моменты, которые у нас есть, нормальные и хорошие — транслировать и показывать. Не стесняться этого и получать лайки за это, а не за то, что ты непотребную фразу сказал, или выставил фотографию, которую не должен выставлять. Наша задача рассказывать эти истории и получать лайки за то, что ты подарил добро. Это очень важно. Даже так — за то, что ты сумел сделать свою жизнь и жизнь вокруг тебя лучше.

Какой город выбирают
В 2000-ых годах, порядка 70% выпускников уезжали из города, поступать в Москву, Петербург. На сегодняшний момент 85% остается в республике. Объясню почему. Во-первых, вырос статус федерального университета. Наши МГУ и МГПИ тоже предоставляют очень большие площадки в том числе и в рамках разных национальных проектов. Не только образовательные, но и творческой самореализации. Мне кажется, из-за того, что связь с вузами начинается уже в школе, и плюс истории прошлых выпускников говорят о том, какие здесь существуют площадки и возможности. Даст ли это Москва, Питер, Нижний Новгород? Может быть да, а может быть нет. Но — где родился, там и пригодился.

Думаю, что на сегодняшний день выпускники в большей степени выбирают республику. Они это понимают. Ну а дальше самообразование — вещь великая.

 

Кем хотят стать школьники
Когда я росла, родственники все время говорили, что надо выбирать профессию на стыке наук. А я не понимала, почему. А там интересно, там есть перспектива. И сейчас я вижу, что сегодня, если хотят быть медиком, это не просто стоматолог или хирург. Они понимают, что сегодня нужно иметь и техническое образование. Потому что настолько сложна техника, на которой работает вся медицина. И многие думают о том, а не пойти ли сначала в инженерный вуз, а потом связать свою судьбу с медициной. Биотехнология — одна из популярнейших сегодня профессий на биологическом факультете, и она востребована и в республике и за ее пределами, что тоже поднимает ее в рейтинге.
С другой стороны, мы видим огромный интерес юношей к военному делу. Хотя этот процент всегда был высок. Сегодня поступают и в военное училище, гражданскую авиацию, вузы МЧС, Академию силовых структур МВД, ФСБ. И знаете, ребята делают это осознанно. И два последних года в школе, они серьезно работают над собой, развивая себя не только интеллектуально, но и физически. И если уж говорить о тенденциях, то и девушки стали задумываться над тем, чтобы поступать, например, в гражданскую авиацию и быть пилотом.
Кстати, 6 лет назад, в Академию ФСБ девушек не брали, и одна из наших учениц, которая закончила ГИТИС, написала большое письмо, тогда еще Д.М. Медведеву, что это несправедливо, что туда берут только юношей. Она писала о том, что мечтает быть военным, знает несколько языков и готовилась к этому направлению, а сделать этого нельзя. Через год туда начали набирать девушек! И наши выпускницы начали туда поступать. Я знаю, что нескольких девочек сейчас мечтают поступить в летное училище.

Новые первоклашки
Это отдельный мир. Они умеют все — читать, писать, по-взрослому рассуждать, мало того, они умеют делать комплименты. Для них в порядке вещей сказать «как вы хорошо сегодня выглядите». Они очень любопытные и интересные. Наверное, пришло такое время, когда ты ими восхищаешься, поскольку каждый маленький ребенок — целая микровселенная. Гораздо взрослее и компетентнее, чем многие взрослые в освоении техники. Они показывают друг дружке собственные видеоблоги с каникул, мастер-классов по кулинарии и зоопарка в Казани. Конечно, это совсем иное поколение.

Про любимые книги
Я честно скажу, что последнее время перечитываю классику. И сколько бы я ее не перечитывала, мне открываются все новые смыслы. Когда-то я писала курсовую работу по Чехову, когда-то я писала дипломную работу по Толстому, и сейчас для меня классика — это вечное, основа основ, которую хочется еще раз перечитать за это лето.
Очень люблю поэзию золотого и серебряного века. И хочу сказать, что мы открыли не все страницы. На сегодняшний день поэты золотого века не пережили испытание временем, хотя их творчество очень интересно. Поэзию серебряного века я по-новому для себя открываю. Обожаю Марину Цветаеву, люблю Анну Ахматову, читаю Сергея Эфрона и, конечно, Волошина. И понимаю, насколько богат был духовный мир этих людей, который нашел отражение в поэзии.
По-иному открываю для себя Шолохова. Вы же помните, что его произведения были написаны, когда ему 30 лет не было. А поэтическая картина была настолько интересной, настолько своеобычен мир, в котором живут шолоховские герои.
Очень люблю Булгакова, Набокова. Жду лета, чтобы в большей мере насладиться чистотой слова.
Недавно открыла для себя прозу Нины Павловой. Когда-то она была светской писательницей, потом стала христианской. Но чистота ее прозы удивляет и поражает.
Из современных российских писателей могу выделить Дину Рубину, Токареву. Новинки отслеживаю, спрашиваю у детей, не стесняюсь.
Алексей Толстой «Петр I», Эрих Мария Ремарк «Три товарища», Лев Толстой «Анна Каренина», Джером Селинджер «Над пропастью во ржи» — те книги, которые в свое время впечатлили меня больше всего. Там были раскрыты разные аспекты человеческой души. И разные жизненные ситуации, которые позволяли проявляться той или иной сущности человека.

  Новое поколение    школьников Varvara_Platonova

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: