Городские профессии: учительница

Каково будет работать в новой школе в «Юбилейном» и можно ли там обнимать детей

Как мы это сделали
В прошлом году мы беседовали с учительницей с солидным стажем — с высоты 32-летнего опыта она достаточно категорично высказалась по поводу ЕГЭ, необходимости репетиторов и пожелания Дмитрия Медведева пойти в бизнес. В этот раз на интервью мы пригласили Татьяну ЛЕВИНОВУ, которая 1 сентября впервые выйдет к школьной доске — к интерактивной доске в Центре образования «Тавла».

О себе

Мне 29 лет, я окончила филологический факультет по специальности «Русский язык, литература и иностранный язык». В новой школе буду вести русский и литературу, но теоретически могу преподавать еще и английский.
Я работала преподавателем в университете, вела курс русского языка как иностранного, но ставок в вузе не осталось. Плюс в какой-то момент мне показалось, что я начала забывать литературу, поэтому думаю, что новый опыт станет полезным для меня лично.

О теории и практике

У нас на филфаке был курс методики преподавания русского языка и литературы, но никто не предупредил, что учитель должен постоянно заполнять кучу каких-то отчетов. Иметь конспект каждого урока, общую рабочую программу, учитывать количество часов, которое отводится на конкретную тему.

Эта масса бумаг, с одной стороны, тебя организует, с другой — изматывает. Понимаешь, что время, потраченное на их заполнение, можно было посвятить, например, подготовке чего-то интересного и нового для учеников

В вузе, конечно, тоже есть рабочие программы курса, но конспект к каждому занятию не нужен. К тому же там много курсов исключительно новых, авторских, формируемых самим преподавателем. Соответственно, контролирующая организация не всегда может проверить и оценить качество лекций. Многое остается на совести преподавателя и зависит от того, как он сам готовится к своим парам.
В школе с этим всё более линейно: программа есть, она понятна, не меняется, нужно готовиться в соответствии с ней. К тому же сотни учителей уже по ней работают и делятся опытом в интернете — всегда можно найти и посмотреть их разработки, лекции, презентации.

О коллективе

Коллектив в «Тавле» довольно молодой, средний возраст — 36 лет. В школах города в прошлом году было 47 лет в среднем, по-моему. Это позиция директора школы — набрать молодых педагогов. Действительно, это важно, чтобы в школу приходили учителя с горящими глазами, заражали учеников страстью к предмету. Все логично: если тебе самому скучно, что ты можешь дать другому?
Но это палка о двух концах. С одной стороны, нужно быть с учениками на одной волне, понимать их, с другой — следует исключить панибратство. Очень тонкая грань, нужно стать одновременно и другом, и примером.

На уроке ребенок вряд ли будет парить вейп или крутить спиннер, но если ему это необходимо — пусть оставит их на свободное время. Не думаю, что эти вещи нужно радикально запрещать — чем больше запрещаешь, тем больше хочется

О зарплате

Ставка преподавателя вуза и ставка учителя примерно совпадают, но по объему работы сравнить их я пока не могу. У некоторых учителей еще есть классное руководство, что тоже отнимает много времени. У меня в этом году его не будет, и это хорошо — все же надо привыкнуть к школе.
Тарификация зарплаты еще не определена, примерно будет выходить 17–20 тысяч. Категория, которой у меня пока нет; классное руководство; методическая работа — когда ты готовишь школьников к олимпиадам, конкурсам, конференциям, делаешь с ними проекты, — все это увеличивает зарплату. Как мне объяснили, «курочка по зернышку клюет» — лучше и не скажешь.

Об оснащении

В каждом кабинете школы есть интерактивная доска. Нас обучали с ней работать, но это достаточно тяжело: рассказывали так, будто мы уже знаем, как с ней обращаться, просто немного подзабыли. Есть и обычная пятиполотная доска, на которой можно писать мелом и маркером. В каждом кабинете компьютер, планшет и цветной принтер — все сделано для людей, а то мне приходилось работать в кабинетах, где иной раз не было розеток.

Очень крутой момент — на каждого ученика есть словари! Фразеологический, этимологический, орфоэпический — и они такие новые, приятные! Это не какое-то там «Посмотрите в интернете», нет: можно раздать их на занятии и проводить работу

Школа делится на два крыла, для младших и старших классов. В каждом крыле свой бассейн и спортивный зал, сделано все симпатично и стильно. У нас есть лаборатории, где все приспособлено для биологических исследований, например. При актовом зале есть гримерка, где дети могут готовиться к представлению.

О подготовке к занятиям

В августе учителя готовят рабочие программы, мониторят последние изменения. В числе прочих я буду вести русский и литературу в 9-м, выпускном, классе, так что надо держать руку на пульсе, знать, каким образом у них пройдет экзамен, к чему их готовить.
Школа в целом готовится к приему учеников — репетируют линейку, убираются в классах, следят, чтобы были все столы и стулья. В моем классе должны поместиться 34 ученика, недавно посчитали — а парт не хватает, так что принесли их со склада и расставили по местам.

О самообразовании

По методике преподавания я ничего особенно не читаю, но мне нравится смотреть интервью с современными писателями, например. Потом в рабочей программе фиксирую для себя, на какой теме то или иное видео можно использовать, где привести цитаты из интервью.
Наша школа называется центром образования, так что, думаю, тут важно образование не только учеников, но и учителей. Нужно самим проводить конференции, почаще выезжать и общаться с коллегами. Когда находишься в закрытом пространстве и варишься в собственном соку, ничего хорошего не выйдет. А когда общаешься с людьми из других городов, стран, нередко думаешь: «Как круто, что так бывает! Вот это можно применить у нас». Вроде бы сказали, что повышение квалификации будет приветствоваться, но я пока не знаю, как это будет. Хорошо бы, массово и на постоянной основе.

О соцсетях

Я против того, чтобы добавлять учеников в друзья в соцсети, я и студентов не добавляла. Это все же очень личное, фотографии и мысли, которыми я хотела бы поделиться со своими друзьями, но не с учениками

Об объятиях

После скандала с «Лигой школ» в январе этого года учителям рекомендуют не прикасаться к детям в принципе, чтобы не было даже повода как-то двусмысленно трактовать эти жесты. Но вот, например, выпускной, или ребята сдали экзамен и в порыве чувств обнялись — и что? Я должна сказать: «Ну-ка, голубушка, давай подальше, а то мало ли что люди обо мне подумают»? Да это дикость.
Не нужно ударяться в панибратство, но когда возникают искренние моменты радости — почему бы и не обняться? Некоторые дети в принципе нуждаются в тактильном контакте. Было время, когда я занималась репетиторством, и благодарные ученики после курса меня обнимали — очень искренне и мило. Мне кажется, это такое проявление благодарности, доброты, светлого чувства — когда прощаются люди, которые прошли общий путь вместе.

Об идеях

Собраться и поехать на экскурсию в другой город — Питер или Москву, вместе заняться театральной постановкой — это очень объединяет класс! Я бы однозначно привнесла в школьные будни подобный опыт, который дети переживают вместе. Потом они будут вспоминать, как же здорово было, посмотрят фотографии — это очень мило.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: