В рот мне ноги: городской иллюзионист

Александр Щербаков — о секретах фокусов, сценическом воровстве и чеке за выступление

Как мы это сделали
Помните старые видео о парне с нарисованными усами, который скукоживал чужие машины до барби-сайз размера? Так вот, мы не о нем, а о настоящем иллюзионисте, которого можно встретить прямо на улице Саранска. О том, как живется фокуснику в Мордовии, сколько времени уходит на отработку трюка и сколько он просит за выступление на свадьбе, мы узнали у Александра Щербакова, иллюзиониста с четырехлетним стажем.
alex_fokusnik

О себе

Мне 17 лет, учусь в 11 классе. Кроме фокусов есть и другие хобби — я катаюсь на горных лыжах, роликах. Но трюки, конечно, мое основное занятие. Постоянно тренируюсь, пытаюсь что-то новое показывать — это занимает 80 % свободного времени. Попытки начались лет в 13, а выступающим артистом я стал полтора-два года назад.

О первых шагах

Наверное, все хотят услышать какую-то хорошую интересную историю о том, как все началось, но в моем случае все банально: друг показал карточный трюк, мне стало интересно. Он не был профи, трюки для него были хобби, он рассказал мне секрет фокуса — так все и началось.
Первый трюк, который я освоил, называется «Амбициозная карта». Это когда выбранная и подписанная карта убирается в центр колоды и по щелчку пальцев перемещается вверх. Я тренировался дня три и уже решил, что вот теперь-то умею его делать — но нифига. Чтобы трюком можно было реально кого-то удивить, нужно тренироваться месяц-два, а то и больше.

О фокусах

Есть карточные трюки, сценические, они же иллюзионные. Я в основном занимаюсь микромагией — это когда ты показываешь трюки в близком окружении, не на сцене. В этом случае фокусника все время окружают люди, они могут в любой момент поучаствовать в процессе. Еще есть ментальная магия — чтение мыслей, предсказания.

Микромагия — больше для души, а сценические трюки уже коммерческие

Материал, который я только-только выучил и оттренировал, показываю родителям. Они, может, что-то заметят, что-то исправят. Примерно через месяц, когда трюк в моем арсенале становится основным, я иду на улицу и показываю его прохожим, в торговых центрах, друзьям. Деньги при этом я не собираю — эти выступления просто так, для опыта.

О сложном 

Самый сложный и самый любимый трюк связан опять же с картами. На столе лежит колода, один зритель называет любую карту, другой — любое число, потом зритель начинает отсчитывать карты, переворачивая их по одной. Под числом, которое назвал один зритель, оказывается карта, названная другим человеком. На его тренировку я потратил около года. Не показывал никому, чисто репетировал дома, пытался довести до совершенства.

О тренировках

Есть несколько аспектов трюка: нужно узнать секрет, выучить последовательность движений и отточить все так, чтобы это было незаметно. Плюс подобрать правильные ракурсы — углы показа, учитывая психологию публики. Когда все это соединяется, получается идеальный трюк. По времени все зависит от возможностей человека и сложности фокуса, но в среднем ежедневно на тренировки уходит 2–4 часа.

О реквизите

Я отношусь к числу фокусников, которые пытаются использовать как можно меньше реквизита. Моя специальность — обычные предметы, которые мы можем встретить дома, на улице, в кафе, где угодно: например, салфетки, ложки, монеты, купюры. Список большой. Но мой любимый реквизит — колода карт.

Колода карт всегда лежит в моем рюкзаке. Неважно, куда я иду — для них всегда будет место

О секретах

Секреты трюков я не раскрываю. Человек, который занимается фокусами для собственного удовольствия, конечно, может рассказать секрет. Но те, для кого это настоящее искусство, уже не имеют права этого делать: слишком много усилий тратишь, чтобы что-то придумать и довести до совершенства.

В последнее время даже друзья перестали приставать с вопросом «Как ты это сделал?» Привыкли, что я все равно не раскрою секрет

Одно время по телевизору крутили передачу с человеком в маске, который рассказывал секреты фокусов. Я считаю, людям не нужно этого знать, лучше просто наслаждаться искусством. С другой стороны, есть иллюзионисты, которые выдают трюки за какие-то сверхъестественные способности, и это тоже низко. Надо понимать, что это все — просто искусство.

О выступлениях

За деньги выступаю достаточно часто. Но коммерческое и бесплатное выступление — две совершенно разные вещи. В первом случае у меня есть заранее подготовленная четко спланированная программа для 150–200 человек, например, от которой я не могу отклоняться. Она рассчитана на 10–15 минут, в зависимости от того, как быстро будут реагировать люди на просьбу, допустим, что-то подержать, выбрать карту. На улице же я выступаю в свободном стиле.
Конечно, уличные выступления мне интереснее — живые эмоции получаешь. Но и в коммерческих есть свой интерес. В последний раз я выступал на свадьбе в кафе «У Лукоморья», за 15 минут чек стандартный — 5 000 рублей.

Реакция людей на уличное выступление лучше: прохожие более расслаблены, они ничего от тебя не ждут. А на выступлениях люди уже подготовлены к представлению и смотрят в упор

О родителях

Родители меня изначально поддержали, с их стороны не было препятствий вообще. Более того, мы вместе бываем на сходках фокусников. Например, на чемпионате мира по фокусам, который проходит раз в два года, они тоже были со мной, правда, по условиям организаторов: мне еще нет 18, сопровождение родителей обязательно.

О чемпионате

Конкурс проходил в Питере, двое судей — Александр Муратаев и Екатерина Медведева — были из России, иллюзионист Шин Лим — из Америки, он чемпион мира 2015 года по карточной магии. Конкуренция была очень сильная, приехали крутые ребята из Украины, России, Германии. Я готовился два года, хотел поехать еще в позапрошлом году, но не вышло.
Выступить можно было в категории сценической или ментальной магии, микромагии с кардистри — декоративным манипулированием с картами. Я выступал как раз с кардистри, занял второе место. Номер назывался «Рутина с колодой карт», много элементов, соединенных в одно семиминутное выступление.

О зрителях

Иногда люди пытаются разоблачить фокус, так что у каждого более-менее опытного иллюзиониста есть свои способы такое пресекать. Например, однажды я выступал на новогоднем корпоративе в «Заимке», в одном из местных вип-залов. Люди с самого начала были негативно настроены, после каждого движения пытались меня обыскать, взять колоду карт. В итоге после трюка один из зрителей сказал, чтобы я отдал карты и он покажет, «как надо». Дал мне выбрать карту, как-то по-своему потасовал колоду и вернул мне, чтобы я перемешал. Чтобы пресечь такое, я незаметно вытащил свою карту и вернул ему остальные. Он потом еще час гадал, как карта оказалась в моем кармане.

Если зрители хотят подержать колоду, потому что им действительно интересно — нет проблем

О воровстве на сцене

Есть направление в фокусах — сценическое воровство. Это когда фокусник незаметно забирает вещь у зрителя на сцене, а потом возвращает. Но направление очень специфическое, я таким не занимаюсь. У моего знакомого был случай, когда он незаметно снял часы с человека, продемонстрировал их зрителям, а человек из зала вызвал охрану, и все закончилось не волшебством, а разборками. На улице такое вообще не стоит показывать.

О конкуренции

Например, ты придумал трюк, и кто-то где-то параллельно сочинил то же самое, о тебе при этом не зная. Между вами будет какая-то борьба за авторство трюка, под чьим именем он будет публиковаться. Но это тема внутренняя, людям она вряд ли будет интересна.
Вообще, даже самые крутые иллюзионисты показывают процентов на 70 заимствованные фокусы, уже придуманные до них. Среди ребят послабее по уровню количество таких заимствований в репертуаре и того больше. Подача-то может быть разной, немного меняют элементы, но смысл остается.

О кумирах

У меня много друзей и знакомых по всему миру, которые тоже занимаются трюками. Часто вместе пытаемся придумать новые фишки, какие-то вариации уже существующих трюков. А вообще я вдохновляюсь выступлениями зарубежных артистов — того же Шин Лима, Дэвида Блэйна. За их творчеством слежу в соцсетях, с одним знаком лично, общаемся.

О планах

Профессию иллюзиониста я не собираюсь забрасывать — не для того тратил время и силы. Поступать в вуз планирую, конечно — думаю насчет факультета международных отношений, но это будет уже не в Саранске. Через год переезжаю в Москву, там буду учиться и развиваться как иллюзионист.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: