Городские профессии: директор воскресной школы

Как объяснить ребенку, кто такой Бог и зачем в него верить

Как мы это сделали
Чуть больше года назад в анонимном интервью со священником, которое многие сочли «выдумкой журналиста», прозвучала персидская поговорка: «Если бы небо исполняло все молитвы детей, то не осталось бы ни одного живого учителя». Тем временем в Саранске есть школы, где дети молятся в том числе о здоровье своих учителей. О том, как объяснить ребенку, кто такой Бог, зачем с ним разговаривать и чему учат старославянские тексты, мы поговорили с директором воскресной школы при Кафедральном соборе святого праведного воина Феодора Ушакова, священником Максимом АДАМОВЫМ.

Фото: сообщество Союза православной молодежи РМ ВКонтакте
Фото: сообщество Союза православной молодежи РМ ВКонтакте

О себе

Я окончил Саратовскую государственную консерваторию и факультет иностранных языков в нашем МГУ, а духовное образование прошел в Московской духовной академии. В миру занимался сочинением музыки, работал в оркестрах, ансамблях, пел в церкви. Принял сан в 2006 году, с 2009 года служу в Саранске.
Крестился в 15 лет. Хотел раньше, но не было возможности — там, где я жил, храмов не было.

О школе

Первая воскресная школа в Саранске была основана в 1995 году, по благословению тогда еще епископа Саранского Варсонофия, а ныне митрополита Петербургского и Ладожского. Это было в Иоанно-богословском кафедральном соборе, который сейчас больше известен как церковь Иоанна Богослова. А когда в 2006 году построили новый кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова, школа переместилась сюда. Сейчас она действует под молитвенным омофором митрополита Саранскго и Мордовского Зиновия.
Тут у нас есть несколько учебных классов, актовый зал с проектором, фортепиано для уроков музыки — в общем, все, что нужно детям.
Воскресная школа — это значит школа в воскресный день. Мы посетили Божественную литургию, причастились Святых Христовых Таин, послушали проповедь нашего Владыки. После пьем чай с пирогами и общаемся. Далее 2-3 урока — и свободное время, вот и все. У нас и каникулы бывают, а вот домашних заданий и литературы на лето нет, как дети привыкли. Просто рекомендуем что-то почитать, но дети и так регулярно читают дома молитвы и Евангелие.

Существуют целые общеобразовательные православные школы, как, например, в Тольятти. У нас, к сожалению, такой нет, но мы пытались ее создать.

О предметах

Методики преподавания у нас обычные, классические, от светской школы ничем не отличаются, разве что программа прикреплена к церковному уставу.
Когда мы занимаемся — например, учим определенные песнопения праздника, волей-неволей сталкиваемся с определенными трудностями: во-первых, нужно понять ноты, во-вторых, разобраться с церковно-славянским текстом. Ребятишки погружаются в тему, что означает то или иное слово, как работают окончания, какое время — интересно же, и для образования этот разбор только в плюс. Ну и, наконец, нужно понимать духовное, догматическое содержание. Одно дело — перевести слова, но нужно еще погрузиться в их глубинный смысл.

В воскресной школе дети изучают церковную историю, закон Божий, историю Нового и Ветхого завета, английский язык, рисование, христианскую нравственность, церковно-славянский язык, храмоведение и церковное пение. При школе действуют детский хор и театр.

О приеме

Записаться в воскресную школу можно в любом возрасте, это бесплатно, были бы желание и прилежание. Родителям достаточно прийти и написать заявление. Мы берем лучших — если ребенок хулиганит, уговариваем не шалить, конечно. Но если он не исправляется, то тем самым сам исторгает себя из нашей среды.

О преподавателях

В школе преподают люди с педагогическим образованием, горячим сердцем, искренне любящие детей, ведь если их не любить — какой тогда смысл преподавать? Они не в сане, это просто женщины, которые создали педагогический костяк воскресной школы. Параллельно они работают в детских садах, школах, это педагоги высокого уровня. Кроме них у нас преподают два священника.

Люди у нас безвозмездно работают, они служат Христу, Церкви, народу. Вкладывают свою долю в духовное воспитание детей нашей республики.

О цели

Программу обучения определяем сами, исходя из конкретных целей, которые ставим перед собой. Главная цель — чтобы дети были людьми церковными, принесли пользу церкви, славу Отечеству, были счастливы и, самое главное, спаслись и попали в Царство Небесное.
Дети приходят к нам с 5 лет и учатся до 16 лет. Обучение разбито на блоки, многие предметы преподаются несколько лет подряд. При этом у нас не четверти, а полугодия, но мы и занимаемся раз в неделю — для детей это не сложно, они и сами довольны, что пришли, помолились, попили чай и узнали что-то новое.
Наша жизнь может прерваться в любое время, хоть в 3, хоть в 93 года, поэтому чем раньше мы обратимся к Богу, тем наша жизнь будет качественнее и плодотворнее. А так вы можете процветать, но в итоге жить, как бесплодная смоковница — будут листья, цветы, а плодов не будет.

Есть три категории музыки: духовная, душевная и телесная. Условно можно также определить их как ангельская, человеческая и животная. На кого вы хотите быть похожи, то и слушайте.

О школьной литературе

Библия — это не одна книга, это книги Ветхого и Нового завета. Их 77, написанных в разные времена. Ими мы и пользуемся: читаем эти богодухновенные слова, открываем их смыслы и живем по ним. А детскими Библиями  даже не пользуемся, зачем? Они подверглись редактуре, и не всегда корректной.
На лето рекомендуем почитать Евангелие, деяния святых апостолов, «Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова», жития святых. Можно почитать рассказы протоиерея Николая Агафонова.
Научите ребенка основным молитвам — «Отче наш» и «Богородице дево», «Верую». Научите правильно креститься. Объясните, что все мы состоим из души и тела, и что душа важнее тела, а если это так, то это и должно отражаться в жизни каждого человека. Помните фразу «скажи мне, кто твой друг?» Так вот, если тело друг — одна жизнь, если же душа — совсем другая.

Прочитайте каждый житие своего святого и подружитесь с ним, молитесь ему, и он будет вашим ходатаем перед Богом.

О телевизоре

Включать детям телевизор и давать ли интернет — это вопросы, на которые должны ответить сами родители в зависимости от того, что они хотят получить в дальнейшем. Если для родителей нормально, что ребенок в пять лет смотрит бесконечные мультфильмы сомнительного содержания по компьютеру или телевизору, — это их личный выбор, но надо помнить, что написано в Священном Писании: «Что посеешь, то и пожнешь». «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать», — так говорит святой апостол Павел. Если нам это не полезно, то и смотреть не нужно. Это нецелесообразно.
Как мы каждый день следим за телом, питаем его, греем, моем, так и душу надо каждый день очищать. А делать это можно молитвой домашней и церковной. К моему глубокому сожалению, сегодня плоды научного прогресса в сфере электронных технологий, которые, казалось бы, должны помогать нашим детям развиваться и совершенствоваться, в реальности приводят к обратным результатам.

Аналог воскресной школы для взрослых есть в Саранском духовном училище, которое скоро станет семинарией. Там каждую неделю проводятся встречи. Еще один вариант — заняться самообразованием. Читайте духовную литературу, молитвы домашние, церковные и не забывайте про беседы с батюшкой — если есть что-то непонятное, он объяснит в частной беседе.

О вопросах

У детей обычно нет проблем с верой. Они все светлые, верующие. Чем больше они взрослеют, тем огонек веры становится меньше, если его постоянно не возгревать. Дети обычно спрашивают: зачем им обычная школа нужна, зачем учить математику, если они и так могут в магазине сдачу посчитать? Но, если быть честным, современная система образования вызывает сомнение и вопросы даже у взрослых, а дети это чувствуют интуитивно.

Об объяснении Бога

Если мы внимательно всмотримся в окружающий мир и сфокусируем внимание на любом предмете Божьего творения, то сможем увидеть: всё на земле, что можем мы воспринять своим сознанием, пронизано сложнейшими законами и имеет черты бесконечности, начиная от микромира и заканчивая планетарными масштабами. Это не могло возникнуть хаотично — везде виден след Великого ума, Абсолютного разума, Творца. А раз есть Творец всей этой красоты, то нужно жить, исходя из этой мысли.
Тот, кто сотворил глаза, не видит ли? А тот, кто сотворил уши, не слышит ли? Бог нас видит, слышит и понимает так, как мы себя не понимаем, и очень, очень нас любит. Так любит, что умер ради нас и воскрес, тем самым преобразив нашу человеческую природу. И через веру в Него и добрые дела мы сможем умереть для жизни греховной и родиться и жить для жизни святой. Чего всем нашим читателям молитвенно желаю. Христос воскресе!

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: