Городские профессии: таксистка

Таксистка — о потерянных в салоне вещах, клиентах и неприятных заказах

Как мы это сделали
Если раньше женщина за рулем вызывала фурор и бурное обсуждение среди автолюбителей и пешеходов, то теперь наклейкой с туфелькой на заднем стекле мало кого удивишь. А вот женщина в роли водителя такси — все еще непривычное для Саранска зрелище. О том, насколько реально женщине заработать на хлеб с маслом, развозя людей по нужным адресам, «Рейтингам» рассказала водитель такси с семилетним стажем.

taxi11
Мод Оделл, одна из первых таксисток Нью-Йорка, 1923 г.

Про внимание

Заказывая машину, мало кто ожидает, что к нему приедет женщина в обычном линейном автомобиле. Клиентов это очень удивляет. Когда женщина выходит работать на своей машине, внимание к ней не такое пристальное — девушка за рулем сейчас уже не удивительное зрелище. Проверено на себе: раньше я работала на своей машине, теперь перешла на линейную, внимания ко мне стало гораздо больше. Не скажу, что это мешает в работе, просто люди задают чуть больше вопросов, вот и все.

Первой в мире за руль такси села Элизабет фон Папп в 1908 году. Овдовев, немка была вынуждена обеспечивать семью и освоила профессию таксиста.

Про автомобили и заработок

На самом деле, есть большая разница в том, работать ли на своей или линейной машине. Например, если я работаю на своей, то могу устроить себе выходной. Если я так сделаю с линейным автомобилем, придется заплатить сумму плана, который ставит нам организация на каждые сутки. Но если работать на нем по графику, заработать получится больше.
Мой график — 5/2, то есть пять суток я работаю, два дня отдыхаю, а сплю по 3–4 часа в перерыве между заказами. Конечно, это тяжело, но со временем можно привыкнуть и к такому распорядку.

Мне бы хотелось, чтобы таксистам дали возможность уйти в отпуск. Работать в режиме 5/2 физически тяжело. Почему бы не дать возможность водителю отдохнуть? За эти 2 недели с машиной на базе ничего не случится, а таксист вернется отдохнувшим

taxi2
Фото из антигламурного календаря таксистов Нью-Йорка

За сутки таксист должен отработать план, поставленный организацией, а в перерыве между заказами заправить машину. Сумма, заработанная сверх этих трат, считается заработком водителя.

Про ремонт

Если во время работы что-то сломалось, я предпочитаю не лезть под капот. Проще вызвать эвакуатор и отвезти машину в сервис. Во-первых, ее ремонт пойдет в счет организации, а во-вторых, сейчас я езжу на иномарке, в которую так просто не влезешь. Конечно, «классику» можно попытаться отремонтировать своими силами, но иномарки лучше доверить мастерам в сервисе. Мне кажется, даже мужчины так делают — немногие водители решат сами починить машину, если это не спустившее колесо или севший аккумулятор, который можно «прикурить» на месте.

Про потерянные вещи

Вещи в салоне забывают не очень часто — примерно раз в месяц я нахожу разные мелочи, например, телефоны или ключи. Мобильники вернуть проще: владелец просто звонит на него с другого номера, я беру трубку, и мы договариваемся о встрече.

Если вы забыли в такси ключи, свяжитесь с диспетчером и объясните ситуацию. Если есть такая возможность, водитель сам вернет вашу вещь, но в большинстве случаев за забытыми вещами нужно будет ехать на базу.

Такой шаг — инициатива водителя. Обычно все вещи таксисты просто отдают в диспетчерскую, а клиенты уже потом сами забирают свои ключи или другие мелочи. Но лично мне проще вернуть тот же потерянный телефон самой, чем отвозить его в диспетчерскую, а потом возвращаться на линию.

taxi_mini
Телефоны, потерянные в салонах такси, Москва

Про клиентов

В машине клиенты часто разговаривают о своем: мужчины «изливают душу», жалуются на жен. Самая неприятная категория клиентов, с которыми я стараюсь не связываться, — пьяные женщины. Бывает, они ведут себя хуже, чем мужчины — оскорбляют, неадекватно себя ведут. Однажды скандал дошел до того, что мне пришлось снимать заказ и высаживать клиенток из машины, а мы даже тронуться с места не успели. Причина конфликта была в том, что цена поездки с Химмаша на Светотехстрой и обратно показалась им слишком высокой. В таких случаях я отзваниваюсь диспетчерам и объясняю ситуацию, они снимают заказ без вопросов.
Вообще я стараюсь не брать пьяных клиентов, особенно таких, кого нужно буквально заносить в салон. Они чаще всего неадекватны и могут испачкать сиденья. Однажды после такого пассажира мне пришлось сходить с линии и ехать в автомойку.

taxi165
Фото из проекта Майка Харви «Что видит таксист»

Про просьбы

Чаще всего клиенты просят включить музыку и закурить. С музыкой ок, но курить не разрешаю в принципе. Во-первых, я вожу и некурящих клиентов, им будет неприятно ехать в салоне, пахнущем сигаретами, во-вторых, этот запах я сама не переношу. Хочется покурить — прошу на выход. Еще пассажиры часто просят «прибавить газ», но это я не делаю уже из принципа.

С клиентами в салоне я стараюсь ехать очень аккуратно. За городом по трассе не разгоняюсь выше 120 км/ч, даже если клиент очень спешит и просит ускориться. Отказываюсь — я везу людей и отвечаю за них

Многие клиенты говорят, что, оказывается, ехать с женщиной-водителем приятнее — якобы мы, в отличие от мужчин, водим аккуратнее и стараемся не разгоняться там, где не нужно. Мне не с чем сравнивать, верю на слово.

Про опасности на дороге

Клиенты иногда не просто удивляются, когда видят женщину за рулем. Я уже перестала считать случаи, когда пассажиры начинали развивать конфликт. Приходится переводить разговор на другую тему или отшучиваться, а если ситуация выходит из под контроля — вызывать своих ребят на подмогу.

В первый год моей работы нетрезвый пассажир вытащил пистолет, держал его на коленях так, чтобы я видела, и все время спрашивал, не боюсь ли я его. Отвечала, что мне бояться нечего

У нас есть тревожные кнопки в штатных телефонах. Сигнал с них поступает диспетчерам, и они должны объявить общую тревогу, но почему-то сигналы часто игнорируются. А ситуации бывают разные. Например, однажды клиент отказался расплачиваться, другой раз — начали бить машину.

taxi4
Фото из проекта Майка Харви «Что видит таксист»

Про солидарность

Больше всего женщин в службе такси работают в диспетчерской, и, на мой взгляд, у нас нет никакой женской солидарности. Для них я — такой же водитель, как и все остальные. Что касается водительской солидарности — этого не отнять. Если у кого-то из таксистов возникнут проблемы, он может вызвать остальных на подмогу, приедут.

Про неприятные заказы

У всех таксистов есть определенные места, из которых они не хотят забирать клиентов. Например, я бы точно не поехала в Белозерье. Вообще, не очень хочется забирать клиентов из районов республики, потому что часто случается такая ситуация: они вызывают машину, а затем не выходят из дома и отключают телефон. Представьте: я приехала, например, в Ковылкино из Саранска, а человек перестал выходить на связь. Потрачено время, бензин, а пользы никакой. Еще неохотно принимаю заказы из ночных клубов и бань — клиенты попадаются нетрезвые, а это чревато чем угодно: они могут просто спокойно проспать всю дорогу, а могут устроить скандал. Такая лотерея не по мне.

Про обманы

Есть категория клиентов, которые могут выйти из машины, не расплатившись. Скажут, что вернутся через 5 минут, и пропадают, или расплачиваются не по тарифу. От таких людей никуда не деться, я считаю, что поступивший так человек теряет гораздо больше, чем я.

taxi45
Водитель такси в Мумбае

Про благодарность

Работа таксиста — одна из самых неблагодарных. У меня были случаи, что я договаривалась вернуть потерянный в салоне телефон, а когда приезжала на встречу к владельцам, люди начинали кричать оскорбления. Не надо так! Водитель же идет навстречу, сам возвращает пропажу. В такие моменты хочется поддаться эмоциям — выбросить вещь и забыть про клиента, но делать так нельзя, поэтому я передаю вещи в офис.

Один клиент не захотел оплачивать мою работу по тарифу, а потом выяснилось, что он забыл салоне телефон. Тогда я сразу отвезла мобильник на нашу базу, откуда он мог забрать его, только вызвав такси. Считаю, что это справедливо: скупой платит дважды

Но такие случаи бывают реже. Чаще всего мне попадаются клиенты, с которыми приятно работать: вежливые, с чувством юмора, иногда я даже приезжаю домой с маленькими подарками от пассажиров. Люди оставляют шоколадки, цветы, мягкие игрушки. Такое внимание, безусловно, приятно.

Про курсы английского

Я слышала, что перед ЧМ-2018 горничным и таксистам предлагают ходить на курсы английского языка, чтобы обслуживать гостей города, но эта идея вряд ли приживется у нас. Во-первых неизвестно, будут ли эти курсы бесплатными. А во-вторых, учить английский в 40 лет уже поздно. Конечно, молодые люди, которые у нас работают, может, и решат идти на эти курсы, но пойду ли я — пока не уверена. Такие вопросы нужно решать по мере их поступления.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: