Как живут одиннадцатиклассники Саранска

Ни слова о ЕГЭ

Как мы это сделали
Мы не раз разговаривали о школе — с родителями, с учителями, с директорами школ и даже с букблогером. То есть со всеми, кроме самих школьников. Исправляем несправедливость. Нет, рассказов о том, как школа достала и какие учителя злые, не будет. Историй про ЕГЭ и репетиторов — тоже. Просто посмотрим на образовательный процесс и его влияние на человека глазами одиннадцатиклассницы самой обычной средней школы Саранска. Интервью вышло на удивление позитивным: не всем в школе плохо и тяжело, не драматизируйте.

О месте в жизни
Школа имеет огромное значение в моей жизни. Хотя бы потому, что я провожу в ней по полдня и приношу домой кучу знаний. Но не целую кучу, конечно: к пятому уроку уже ничего не впитывается... Но потом, когда перевариваешь, переосмысливаешь всё, что тебе дали — в голове остаётся очень многое.
Я действительно могу назвать школу вторым домом: во время подготовки к контрольным и тестам домой прихожу только спать и есть... Даже если время ещё не совсем позднее, сил хватает только на сон и еду.

О влиянии на личность
В школе вокруг постоянно люди, которые влияют на тебя, воспитывают в тебе разные личностные качества. И речь не только об учителях.

В классе действуют свои нормы поведения, которые могут отличаться от тех, что прививают учителя

Например, списывать — наказуемо, но не помочь своей подруге на контрольной лично я не могу, особенно если эта оценка для неё решающая.
В школе учишься брать на себя ответственность, понимаешь, что твоё небрежное отношение к работе на уроке, к домашнему заданию вредит только тебе.
Мы просто не замечаем, как сильно влияет школа на личность, потому что учиться начинаем в раннем возрасте и всё происходящее там воспринимаем как норму.

О том, что дает школа
Больше всего мне нравится обществознание. Без него я бы не знала, как устроено общество, государство, что происходит в мире и почему. Конечно, есть телевизор и можно смотреть новости, но вряд ли что-то будет понятно, если не знать элементарных вещей. А еще новости в телевизоре — это ситуативная информация, полная картина происходящего доступна только тем, рядом с кем репортаж снимается. Предыстория опускается, неясны причинно-следственные связи, предполагается, что зритель владеет политическими терминами... На обществознании же выстраивается логика рассказа о системе общества, объясняются причины процессов, происходящих в нём.

Я часто слышала от взрослых, что большинство знаний, которые даёт школа — бесполезны. Синусы, косинусы, валентности химических элементов в жизни никак не пригодятся.

Эти знания нужны хотя бы для того, чтобы не присоединяться к обществу плоской Земли

А ещё я научилась делать выводы, не зная всех деталей происходящего, просто по рассказам и суждениям людей. Думаю, это один из полезнейших навыков, который мне дала школа. Объективность суждений при этом, конечно, страдает, но когда нет времени долго рассуждать и взвешивать все аргументы, — почему бы и нет. А вырабатывается этот навык на уроках литературы: не всегда, далеко не всегда есть возможность прочитать произведение в 200 страниц за неделю. Хорошо, что учитель понимает это и умудряется рассказать всю суть произведения за пару уроков. Эти рассказы бывают настолько глубокими, что я начинаю верить, будто лично читала книгу...

Об учителях
Все учителя абсолютно разные. Есть те, кто относятся к ученикам, как к работе: главное, чтобы класс не шумел, не мешал вести урок. Кому надо, тот будет слушать, что-то не понятно — проблемы ваши, будьте внимательнее. Они воспринимают уважительное отношение учеников к себе и к школе как должное.
Есть те, кто не может распылить своё внимание на целый класс. Они с интересом работают лишь с некоторыми учениками.
Есть и мастера своего дела, люди с характером. У них всё под контролем, а ученики их если и не любят, то уважают. Ну или боятся. На их урок ты идёшь в любом случае: если что-то непонятно — объяснят, если всё понятно — дадут материал посложнее. Такие учителя вызывают восхищение, для них хочется стараться.

О дружбе
Сначала вы просто проводите друг с другом полдня, потом начинаете разговаривать, появляются общие интересы... И вот в один прекрасный момент тебя осеняет: какие же классные люди меня окружают, почему мы раньше близко не общались? Со мной это произошло в девятом классе, когда пришло понимание, что половина класса не останется до одиннадцатого... Тогда-то мы и начали ценить каждый момент, прожитый совместно.
К тому же со временем учиться становится всё труднее, нагрузка всё больше, и в одиночку бывает очень трудно осилить учёбу, особенно в конце четверти. И приоритеты в коллективе смещаются в сторону взаимоподдержки.

Ты уже не задумываешься, стоит ли помочь однокласснику, насколько хорошо вы общаетесь, какая от этого выгода. Просто берёшь и помогаешь: сегодня он оказался в трудной ситуации, а завтра — ты

О качестве образования
Я считаю, что школа даёт мне хорошее образование. У меня есть базовые знания, есть понимание того, что происходит вокруг. Думаю, я достаточно образована на данном этапе жизни. Школа привила мне и моральные ценности, основы поведения в обществе.

Если ты позволяешь учителям давать тебе знания, думаешь о том, что узнал на уроках — то у тебя будет хорошее образование

Система образования есть, и она работает, знания в школе даются в самом подробном виде. А если вы не слушаете на уроках и не пытаетесь взять то, что преподносят, разжевав — это ваше упущение. Разумеется, многое зависит от профессионализма учителей, но прилагать свои собственные усилия тоже надо. И к учителям нужно относиться с пониманием, они тоже имеют право на ошибку. Просто их ошибки заметнее, и на них лежит ответственность. Но успех их работы — не само собой разумеющаяся вещь. Их задача — дать знания, а наша — принять.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: