Город, не болей: как решить проблему перехода у «Сити-парка»

Рассматриваем варианты

Как мы это сделали
Сотни людей ежедневно перебегают дорогу возле «Сити-парка». Что ими движет — отвага, лень или естественная потребность? Как решить проблему безопасного перехода улицы? Разбираемся вместе с архитектором и блогером Евгением ШИРЧКОВЫМ.

 b Город  не болей   b  как решить проблему перехода   у  Сити парка     Пешеходы

Нельзя сказать, что на эту проблему закрывают глаза. Предлагаются решения от запретительных (заборы, чтобы никто не смог физически пересечь дорогу) до компромиссных (как заявил мэр, там нужно построить подземный переход).

Что меня смущает в этих предложениях?

Во-первых, это готовые решения, которые ничем не обоснованы. Никакого анализа не проводилось, а решение уже есть. Это как от боли в животе постоянно принимать только обезболивающее. Причина не важна, главное — чтобы не болело. Очевидно, что такого человека мы назовем идиотом. Почему же мы предлагаем то же самое делать с городом? Во-вторых, в этих предложениях живые люди как бы выносятся за скобки, а вместо них мы видим некую стихию, которую, как поток воды, можно либо перекрыть, либо направить по другому руслу.

Это совершенно неправильно. И вот почему.

Город — это очень сложный организм. Поэтому подход к городским проблемам во многом можно сравнить с медициной. Чтобы вылечить человека, необходимо сначала взять анализы и выяснить, что и где работает неправильно. Чтобы вылечить участок города у «Сити-парка», нам тоже предстоит сначала поставить «диагноз», учитывая, что люди каждый день принимают осмысленное решение рискнуть жизнью и перебежать проезжую часть. Главный вопрос исследования будет звучать так: зачем они перебегают?

Итак, рассмотрим ситуацию:

 b Город  не болей   b  как решить проблему перехода   у  Сити парка     001_ситуация
Первый важный элемент — вход в «Сити-парк». Других входов в торговый комплекс с улицы не существует. Соответственно, все перебегающие люди либо стремятся войти в «Сити-парк», либо только что покинули его.
Второй элемент — остановка у входа в «Сити-парк». На эту остановку можно приехать со Светотехстроя, Юго-Запада и Центра. Уехать отсюда можно только на Химмаш.
Третий элемент — остановка на другой стороне дороги. Здесь ситуация с маршрутами обратная: приехать сюда можно только с Химмаша, а уехать — практически в любой другой район города.
Оставшиеся элементы, важные для анализа, — это пешеходные переходы. Один, отмеченный цифрой 4, нерегулируемый, находится возле кольца на пересечении Волгоградской и Севастопольской. Другой (цифра 5 на схеме) со светофором на перекрестке Волгоградской и Короленко.
Люди перебегают проезжую часть между двумя остановками. Оценим их количество и процент тех, кто решил не нарушать правила, а отправился к пешеходным переходам. Совместно со студентами мы подсчитали, что в будний день за час дорогу переходит около 100, а в будний вечер — примерно 180 человек. В воскресенье днем показатель примерно такой же — 127 человек, вечером же он серьезно увеличивается — за час там проходит около 350 человек. По результатам наблюдений стало ясно, что люди направляются только по одному маршруту — от входа в «Сити-парк» до остановки на другой стороне улицы. Почти никто не пользуется существующими переходами, и это совершенно объяснимо, ведь до остановки рукой подать — гораздо быстрее и легче пройти 30 метров поперек улицы, чем 375 м (в 12,5 раз больше) через переход со светофором или 520 м (в 17 раз больше) через переход возле кольца.
 b Город  не болей   b  как решить проблему перехода   у  Сити парка     002_маршруты
Итак, люди курсируют между входом в «Сити-парк» и остановкой. Вот как устроена их взаимосвязь.
«Сити-парк», как и любой крупный торгово-развлекательный центр, это небольшой город в городе. Здесь люди работают, отдыхают, ходят за покупками, развлекаются, занимаются спортом. Внутреннее устройство «Сити-парка» напоминает традиционную городскую улочку с магазинами и кафе. У торгового центра есть свой транспортный узел, который соединяет его с большим городом. Для автомобилистов это уровень парковки, а для всех остальных посетителей в транспортный узел входят остановки общественного транспорта. Соответственно, остановка на другой стороне улицы с функциональной точки зрения является естественной частью «Сити-парка». Поэтому очевидно, что посетители комплекса будут стремиться перемещаться между этими двумя точками как можно быстрее.

Таким образом, в результате анализа мы можем ответить на поставленный в начале вопрос. Люди перебегают дорогу, чтобы быстрее попасть в точку назначения — «Сити-парк» или на остановку, откуда можно уехать домой.

Люди не дураки и не преступники, они совершают рациональный выбор: долго идти в обход или быстро, но рискованно перебежать. Подавляющее большинство выбирает второе

Здесь важен еще и психологический момент: во-первых, цель движения объективно находится очень близко; во-вторых, обидно делать гигантский крюк, когда кто-то опережает тебя, ринувшись напрямик.

Теперь пришло время критически рассмотреть разные варианты решения проблемы.

1. Поставить заборы и наряды полиции, штрафовать людей за малейшее нарушение

 b Город  не болей   b  как решить проблему перехода   у  Сити парка     003_полиция

 

Стоимость: небольшая.
Эффективность: совсем избежать нарушения правил получится только в том случае, если огородить улицу двухметровым забором и поставить круглосуточный наряд полиции. Тогда люди будут ходить только там, где предписано. Но такое решение — провал с точки зрения управления городом, потому что вместо удобного для пользователей решения мы создадим небольшой филиал Пхеньяна на мордовской земле. Это последнее, что я хотел бы видеть в родном городе.
Вывод: решение эффективное, но неудовлетворительное.

2. Построить подземный (или надземный) переход
 b Город  не болей   b  как решить проблему перехода   у  Сити парка     004_подземный переход

Стоимость: очень дорогое решение, которое требует проектирования, строительства и эксплуатации нового капитального сооружения.
Эффективность: построив такой переход, проблему мы не решим — люди все равно будут
перебегать дорогу, потому что это быстрее и удобнее. Именно поэтому внеуличные переходы не предотвращают, а только провоцируют ДТП. В развитых странах давно уже не делают подземные переходы в зоне застройки. Надеюсь, что мэр говорил о подземном переходе, чтобы просто успокоить горожан, иначе нам грозит разбазаривание средств без малейшего эффекта.
Вывод: решение неэффективное и неудовлетворительное.

3. Убрать остановку на другой стороне улицы
 b Город  не болей   b  как решить проблему перехода   у  Сити парка     005_без остановки

Стоимость: бесплатно.
Эффективность: так как перебегать улицу будет просто некуда, проблема решится мгновенно. Но она породит новую трудность: транспортная доступность «Сити-парка» окажется под угрозой. До ближайшей остановки («Дружба») будет теперь не 30, а целых 500 метров. Это решение также повредит жителям микрорайона «Гратион», которые лишатся удобной остановки.
Вывод: решение эффективное, но неудовлетворительное.

4. Добавить на остановку со стороны «Сити-парка» маршруты на Юго-Запад, Светотехстрой и в Центр

 b Город  не болей   b  как решить проблему перехода   у  Сити парка     006_новые маршруты

Стоимость: оценить сложно, поскольку изменение маршрутов серьезно повлияет на пассажиропотоки и прибыль перевозчиков.
Эффективность: если бы это удалось, то потребность бегать через улицу сразу бы отпала. Организовать новый маршрут на Юго-Запад через Севастопольскую еще можно, но ехать так в Центр и на Светотехстрой совершенно нерационально. В лучшем случае можно пустить пару маршруток, но они не захватят всех пассажиров. Так что поток людей, перебегающих через улицу, снизится, но не исчезнет полностью.
Вывод: решение не очень эффективное и неудовлетворительное.

5. Сдвинуть остановки к перекрестку Волгоградской и Короленко

 b Город  не болей   b  как решить проблему перехода   у  Сити парка     007_новые остановки

Стоимость: невысокая.
Эффективность: перемещение остановок полностью решает проблему — перебегать будет попросту некуда. Вместо этого люди пойдут по регулируемому светофором переходу. К существующему переходу придется добавить еще один, с другой стороны перекрестка. Минусы тоже есть. «Гратион» останется без собственной остановки. С другой стороны, новая остановка будет куда ближе, чем нынешняя «Моховая». Наиболее проблемная часть — единственный выезд из микрорайона «Юбилейный», который упирается ровно в новый узел с остановками. Проектировщики микрорайона ошиблись, в результате чего мы сейчас имеем загруженное машинами бутылочное горлышко. Добавив сюда еще и общественный транспорт с пешеходными потоками, мы рискуем создать неприятный затор. Впрочем, если построить еще один выезд из микрорайона, такое решение с остановками выглядит очень привлекательно.
Вывод: решение эффективное, но пока неудовлетворительное.

6. Сделать наземный пешеходный переход между существующими остановками
 b Город  не болей   b  как решить проблему перехода   у  Сити парка     008_новый переход

Стоимость: невысокая.
Эффективность: во-первых, остановки придется слегка передвинуть. Чтобы переход был удобным и безопасным, он должен находиться за остановкой. Для этого остановку на стороне «Сити-парка» надо немного сдвинуть вправо, тогда новый переход подойдет прямо к входу в комплекс. Нерегулируемый переход будет слишком опасен для пешеходов и неудобен для автомобилистов, которым придется пропускать каждого прохожего. Поэтому я предлагаю разместить там светофор, перед которым будет накапливаться группа людей. Фазы этого светофора должны быть синхронизированы с фазами светофора на перекрестке Волгоградской и Короленко. На разделительной полосе обязательно нужно создать островок безопасности для тех, кто не успел перейти улицу вовремя. Ночью переход должен быть ярко подсвечен. Выглядеть это будет примерно так:
 b Город  не болей   b  как решить проблему перехода   у  Сити парка     Варламов

Не стоит бояться появления заторов. Ведь люди сейчас перебегают дорогу еще и потому, что автомобильный поток не столь велик — он позволяет им это делать. Если бы машины неслись без перерыва, желающих рискнуть сильно бы поубавилось. Новый переход со светофором немного уменьшит пропускную способность этого участка улицы. Но ничего страшного в этом нет — люди сориентируются и станут выбирать альтернативные маршруты через Короленко и Севастопольскую, которые сейчас явно не добирают автомобильного потока.
Вывод: решение эффективное и удовлетворительное.

Итак, после перебора вариантов самым адекватным мне видится наземный переход со светофором. Но так как я могу ошибаться, предлагаю протестировать это решение — нарисовать временную разметку и установить светофор на один месяц. По итогам месяца можно решить, стало здесь удобнее или нет. В любом случае я убежден, что проблема у «Сити-парка» решаема, и стоит это совсем не дорого.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:
0 0 голоса
Article Rating
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Саранск голосует: итоги 2017 года — Городские рейтинги Саранск
6 лет назад

[…] и с малолетними детьми — нет слов. Мы уже опубликовали 6 вариантов решения этой проблемы, осталось надеяться, что городские власти нас […]