Топ-7 мест, где в Саранске может появиться пешеходная улица

Изо всех сил пытаемся сделать город лучше

Как мы это сделали
Все современные города развивают пешеходное движение: за последние годы целая сеть пешеходных улиц появилась в центре Москвы, часть Бродвея для автомобильного движения закрыл Нью-Йорк. Согласно исследованиям, пешеходные улицы делают жизнь горожан лучше — почитайте об этом на английском и на русском. «Рейтинги» задались вопросом, где в Саранске можно сделать пешеходную улицу, и разобраться помог наш эксперт — Евгений ШИРЧКОВ, архитектор, автор блога Local Studio.

Евгений:
Евгений:
На первый взгляд, пешеходную улицу сделать легко — нужно лишь закрыть автомобильное движение. Но настоящая пешеходная улица — это оживленное общественное пространство, комфортное для горожан и туристов. Так что кандидатов на статус пешеходной улицы мы выбирали, исходя из основных характеристик: ширины улицы, уклона рельефа, количества потенциальных пользователей и включенности улицы в систему пешеходных пространств. Анализ показал, что пешеходная улица может возникнуть только в центре города, рядом с крупными площадями.

Потенциал улицы определяют пять критериев:
1. Улица не должна быть важной с транспортной точки зрения.
2. Здания на улице должны располагаться близко друг к другу, желательно — вплотную.
3. На улице должно быть много функций, ориентированных на потребителя: торговля, сервис, общественное питание, культура.
4. Первые этажи зданий должны быть активными — чем больше дверей, куда можно войти, тем лучше.
5. Улица должна отличаться качественной и красивой архитектурой, желательно исторической.

7. Московская улица 

7_moskovskaya

Евгений:
Евгений:
Слухи о том, что улица скоро станет пешеходной, ходят еще с 80-х годов. В те времена действительно были такие планы, но сейчас пешеходный потенциал Московской невелик. Она очень важна в транспортном отношении, ведь по ней идут основные автобусы, троллейбусы и маршрутки на Юго-Запад. К тому же в 80-е годы там еще сохранялась историческая застройка, от которой сейчас не осталось ничего, кроме бывшей Трехсвятской церкви. Из полезных функций тут только пара продуктовых магазинов. Фронт улицы недостаточно активен, а со стороны парка нет ни одного здания, куда можно было бы свободно войти — сплошные заборы.

6. Советская улица

6_sovetskaya

Евгений:
Евгений:
Улица могла бы связать пешеходным маршрутом Советскую площадь и новую набережную Инсара, откуда легко пройти к стадиону. Большого транспортного значения улица не несет. Однако я бы не стал делать Советскую улицу пешеходной: кроме транзитного движения, людям там попросту нечего делать. Тут всего лишь одно кафе, а ниже Дома печати улица приобретает почти деревенский характер. Несколько сохранившихся дореволюционных зданий не исправляют ситуацию.

5. Улица Л. Толстого, 1-й участок  

5_tolstogo

Евгений:
Евгений:
Хороший был бы кандидат на статус пешеходной улицы: невысокие здания с качественной архитектурой, комфортная ширина улицы, транспорта нет, вливается в Советскую площадь. Но улица совершенно мертва. Это неудивительно, если посмотреть, чем наполнены здания: Следственный комитет, прокуратура, таможня, Дом Республики. На месте снесенного здания ФСБ будет построен новый суд. По улице ездят машины с госномерами, а на въезде постоянно дежурит гаишник. К сожалению, тут хочется не гулять, а немедленно убраться подальше.

4. Большевистская улица, 1-й участок  

4_bolshev

Евгений:
Евгений:
Парадный променад к собору Ушакова — достаточно популярное место. Из плюсов — транспортная незначительность улицы, архитектура и крупный магнит — ТРЦ «РИО». Однако хорошая пешеходная улица здесь не получится — слишком широкий профиль улицы, а также не очень дружелюбный характер первых этажей. Здесь много офисов, мало торговли и нет ни одного кафе или ресторана. Смягчить проблему с шириной улицы могли бы новые деревья на зеленой аллее, но с функциями ничего не поделаешь. Тем более пешеходная зона здесь и так достаточно велика.

3. Большевистская улица, 2-й участок  

3_bolshev

Евгений:
Евгений:
Короткий участок улицы насыщен дружелюбными функциями — много торговли, целых четыре кафе, новая гостиница, ТРЦ «Огарев Plaza». Здания стоят плотно, в первых этажах много дверей и витрин. С архитектурой тоже всё неплохо — старые здания отремонтированы, а новые уже становятся символами города. Словом, есть на что посмотреть. Но, к сожалению, этот участок улицы имеет большое значение в транспортной сети центра. Боюсь, что отмена автомобильного движения может создать проблемы. Лучшее, что здесь можно сделать — это высадить новые деревья вдоль проезжей части, пожертвовав несколькими парковочными местами.

2. Улица Л. Толстого, 2-й участок 

2_tolstogo

Евгений:
Евгений:
Тоже неплохой кандидат на статус пешеходной улицы. Транспортная роль улицы не очень велика, здания образуют подобие коридора, и это плюс. Но точки притяжения расположены неравномерно: северная часть насыщена функциями, здесь есть даже крытая галерея, что удобно в нашем климате. Но в южной части пешеходу почти нечего делать — суд, офисное министерское здание и библиотека не очень располагают к фланированию. Немного исправляет положение активный угол гостиницы «Саранск». На улице явно не хватает деревьев и красивой архитектуры. Однако есть еще один неочевидный плюс — если эта зона станет пешеходной, ее можно развить в сторону проспекта Ленина, сделав пешеходным участок улицы Б. Хмельницкого.

1. Проспект Ленина 

1_lenina

Евгений:
Евгений:
Самый подходящий кандидат. Транспортного значения улица не имеет — это просто тупик, заставленный машинами. Габариты улицы вполне гуманны, здания стоят близко друг к другу, образуя эффект городского интерьера. Архитектура здесь в основном сталинская, на приличном уровне. Тут уже есть активные первые этажи и неплохой пешеходный трафик. Не хватает кафе, но это дело поправимое. Важно, что эта улица образует главный вход на Советскую площадь, не случайно по оси улицы стоит памятник Ленину.

Как правило, пешеходными становятся узкие, но оживленные улицы с исторической застройкой в центре города. Это и Арбат, и Покровка в Нижнем Новгороде, и Московская в Пензе, и Строгет в Копенгагене, и римская улица Корсо. Дело в том, что исторические улицы изначально были ориентированы на пешеходов, поэтому их среда и сейчас лучше всего подходит для прогулок и приятного времяпрепровождения. Эти улицы достаточно узкие, чтобы там чувствовать себя уютно, на них не бывает сильного ветра, но в то же время они хорошо освещены солнцем. Здания на таких улицах небольшие и стоят вплотную друг к другу. Их архитектура выразительна и полна деталей, на которые приятно смотреть. Структура исторических зданий позволяет разместить внутри множество небольших заведений с прямым входом с улицы. Это создает оживленную и разнообразную среду — самое главное условие для развития общественного пространства. Словом, исторические улицы созданы для того, чтобы быть пешеходными.

В современном Саранске таких улиц нет, поэтому идеального кандидата на роль пешеходной улицы нам найти не удалось

Евгений:
Евгений:
Пешеходный участок Советской улицы от пересечения с улицей Володарского до собора — парадоксальная вещь. В советское время это была уютная историческая улица в самом центре, с архитектурой, магазинчиками и уличной жизнью. По-хорошему, единственная полноценная историческая улица в городе. И никто не делал ее пешеходной. Но затем, когда все разрушили и выстроили гигантские здания, то есть лишили улицу ее пешеходного потенциала, ее сделали пешеходной. Так и живем.
На мой взгляд, пешеходные улицы в современном Саранске не нужны. У нас достаточно крупных пешеходных площадей, которые хорошо связаны между собой. Нужно привести в порядок существующие улицы: навести порядок с парковкой, кое-где переложить или расширить тротуары, высадить новые деревья, избавиться от зеленых заборчиков.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: