Городские профессии: настройщик фортепиано

Настраиваемся

Как мы это сделали
Казалось бы, сколько в Саранске фортепиано и как часто их нужно настраивать — кажется, вполне хватит одного специалиста. Ну ладно, двоих, чтобы в отпуск и на больничные можно было уходить. Но настройщиков в городе больше, чем вы думаете, так что мы с пристрастием допросили одного. Какой самый главный инструмент у мастера, как понять, что настройщик не схалтурил, и почем нынче настройка фортепиано?

О себе

Мне 24 года, я родом из Уфы, переехал в Саранск полтора года назад. Незадолго до этого увидел, как мой товарищ настраивает фортепиано, и тоже захотелось попробовать. Тем более, что у меня есть музыкальное образование — я окончил уфимскую музыкальную школу по классу фортепиано. Поскольку мой друг в этом деле был уже профессионалом, имел опыт и лицензию, сначала я учился у него, а затем прошел онлайн–курсы «Школы настройщиков фортепиано Квинта-2».

Первый мой вызов был в монастырь — настраивать предстояло дорогой немецкий рояль, работу принимала скрипачка. Очень тогда переживал, работал часов шесть, пришлось там даже на ночь остаться

О работе

Настройщик — не основная моя деятельность, скорее, хобби или дополнительный заработок. Тружусь я энергетиком в теплосетях.
Но музыка всегда была в моей жизни: в детстве — музыкальная школа, сейчас — хор и выступления в протестантской церкви, играю там на пианино и гитаре, плюс у меня есть своя группа.
Сначала я занимался настройкой гитар, только потом перешел на фортепиано. Принцип один и тот же: натянуть струну до определенной частоты. Только на гитаре все это можно сделать руками, а на рояле требуются дополнительные подручные инструменты — ключи, глушители соседних струн, клей, пинцет, молоток и прочее.

Самый главный инструмент в моей профессии – слух

Конечно, у современных настройщиков есть электронные подспорья, специальные программы и приложения по настройке инструмента. Они могут помочь в работе, но не надо на них рассчитывать полностью. Например, в пианино есть высокий, средний и низкий регистры. Вот средний можно настроить с помощью программы, а высокий и низкий — нет. Программа задает тон, но оттенков уже не слышит. А вот человек с хорошим слухом заметит, что инструмент настроен не чисто.

Качество своей работы я проверяю этюдами Рахманинова — у них широкий диапазон

После работы в монастыре пошли заказы из музыкальных школ, частные вызовы. На одном из таких меня попросили отремонтировать старое рассохшееся фортепиано. После осмотра я посоветовал хозяевам выбросить инструмент, в таком плачевном состоянии он находился. Но они очень просили попробовать вернуть к жизни этот, и я взялся... Стандартная настройка длится несколько часов, но здесь я работал три дня: все разбирал, снимал, чистил, шлифовал, клеил, наращивал... Сделал! Взял немного — две тысячи рублей, но дело было даже не в деньгах. Просто для себя решил, что если с этим справлюсь, то работа пойдет.

О спросе, стоимости и конкуренции

В Саранске для настройщиков не так много работы — один–два заказа в неделю, максимум десять в месяц. В Нижнем (я успел и там поработать) спрос в четыре раза выше. Раньше мастера могли себе позволить заниматься исключительно этой работой, но сегодня это невозможно.

Стоимость настройки — 2 000 рублей, плюс 500–800 рублей сверху за механику

Конкуренция средняя: есть мастера, которые прикреплены к музыкальным школам и получают там небольшой оклад, есть несколько частных мастеров... Но дело тут в не конкуренции, а в маленьком спросе на работу.

О клиентах и порядочности

Клиенты попадаются в основном интеллигентные, культурные и... доверчивые. Могут выйти на время твоей работы не только из комнаты, но и из квартиры: «Ключик под ковриком оставьте». И тут уже дело твоей совести и порядочности. Касаемо сдачи работы тоже.

Многие клиенты не понимают, что ты там делал с их инструментом: может ты обычную черновую настройку сделал, а просишь за это баснословную сумму. Отдадут

Но есть несколько способов проверить, не схалтурил ли ваш мастер. Самый простой: скачиваете на телефон или компьютер программу по настройке фортепиано, ищете ноту ля (А на указателе), нажимаете, слушаете и сравниваете со звучанием этой ноты на фортепиано. Не знаете, на какой клавише располагается — посмотрите в интернете. Если звучание одинаково, то мастер все настроил, если нет, сделал только черновой настрой. Это когда ты пришел, настроил один раз и ушел, а нужно проверить еще раз и даже два, чтобы точно ничего не съехало обратно.
Еще бывает, что у настройщика рвется струна, а он ничего не говорит хозяину, не хочет менять — это дорого и долго. Клавиша будет звучать, но не в полную силу. Поэтому струны после работы мастера нужно проверить.

Но бывает, что и сам настройщик может стать жертвой непорядочных нанимателей. Однажды мне позвонил мужчина, сказал, что нужно настроить фортепиано его бабушке, готов был предложить сумму даже больше той, что мне требовалась. Я обрадовался. Но, по словам клиента, он уезжает в Швейцарию, бабушка будет в квартире одна и денег у нее нет. Предложил перевести мне деньги сразу на карту, я согласился, дал номер... И тут он говорит, мол, сейчас придет смс с паролем, нужно его ему продиктовать, так проходят переводы от юрлиц. Конечно, я сразу понял, что это мошенники, и положил трубку.

О неудачах

Заказы поступают не только от частных клиентов, но и культурных организаций. Недавно я настраивал рояль в МХАТике, пришлось делать это три раза. Первый раз настроил, ушел, через месяц звонок: «Инструмент расстроен». Я удивился, ведь делал на чистовик, но пришел. Смотрю — действительно расстроен. Бесплатно настраиваю заново, потому что всегда даю клиентам полгода гарантии на работу, ухожу. Через месяц звонок — снова рояль расстроен! Тут уже стал думать, что не так, наконец понял: инструмент в зависимости от постановки таскают туда–сюда, плюс стоит он возле батареи, а это очень вредно. В итоге настроил в третий раз и посоветовал выделить под рояль определенное место и желательно подальше от батареи. Больше из театра не звонили.

Об уходе

Конечно, фортепиано, как и любой другой вещи, нужен соответствующий уход. Нельзя ставить его возле батареи или напротив прямых солнечных лучей, чтобы дерево не рассыхалось.
Чтобы инструмент дышал, поставьте внутрь открытую бутылку с водой. Но это хитрость только для отечественных инструментов, немецкому роялю таких ухищрения не требуются.
Протирать пыль внутри и снаружи обязательно! И настраивать каждые год-полтора — тоже. У некоторых дети учатся на таких расстроенных инструментах! Родители думают, что экономят, а на деле оказывают себе и ребенку плохую услугу:

 От игры на плохом инструменте у ребенка развивается неправильный слух

О детях

В моей практике был только один случай, когда ребенок попытался испортить фортепиано, чтобы родители не заставляли его ходить в музыкальную школу. Был вызов на рояль, который тихо играет. Инструмент нужно было починить как можно скорее, потому что у девочки скоро экзамен в музыкальной школе. Прихожу и вижу, что педаль, которая глушит звук, прижата, а сверху на ней грузик — резиновая шайбочка. Подзываю девочку, спрашиваю: «Ты?» Да, отвечает, только маме с папой не говорите.

Оказывается, ученица не хотела сдавать экзамены и решила: раз дома фортепиано не будет работать, то и на экзамен ее не пустят

Родителям девочки я сказал, что у них просто расслабился механизм, но посоветовал приглядывать за педалькой.

О профессиональных качествах

Специально на настройщика в университетах и колледжах не учат, можно пройти курсы или научиться самому — клиенты дипломов все равно не спрашивают. Чтобы получилось, нужно иметь: слух, терпение, аккуратность, кропотливость, хотя бы начальные знания музыкальной грамоты и хороший инструмент. Плохим ключом можно испортить фортепиано.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: