Как не сойти с ума и выжить этой осенью: взрослым и детям

Замучили психологов города и выпросили советов, чтобы морально подготовиться к новому учебному году и рабочему сезону — без слез и истерик по уходящему лету.

Как мы это сделали
Послеотпускная меланхолия, тоска по теплым вечерам и прогулкам, угнетенность предстоящим осенним сезоном — главные причины наших кислых лиц в последнюю неделю августа и начала сентября. А дело в чем? В голове. Вот мы и решили обратиться к специалистам, которые знают все про наши душевные делишки и состояния, чтобы успеть понять и предпринять хоть что-то, лишь бы не погрузиться в режим «все тлен, разбудите меня в мае». Полезно почитать всем: студентам, родителям, трудоголикам и не очень. Тут и про подготовку детей к школе, мотивацию подростков, эмоциональное состояние родителей, и как все это упорядочить и не стрессовать. Вот уж точно, читайте на здоровье, а мы пошли заваривать чай с ромашкой и планировать сентябрь.

 Анастасия Свербихина, частный психолог

anastasia-sverbihinaС чем в основном связан стресс — со сменой сезона. Это некая генетическая память, которая закладывалась несколько веков назад. Так до Петра I, Новый год отмечали 1 сентября. Многие внутри чувствуют приближение чего-то нового. Люди открывают бизнес не в августе, июле, а в сентябре. Свадьбы раньше тоже чаще всего проводили в сентябре-октябре. Начало осени олицетворяет сезон плодородия. Поэтому если стресса и тревоги нет, даже как-то странно. То ли не серьезно относишься ко всему, либо защитные механизмы включил и отстранился от этого, а потом все накопилось и выливается в нервный срыв.

Первое чем вы можете себе помочь — осознать, что это нормально и зависит всего лишь от смены сезона.

Паника и стресс обычно возникают из-за того, что мы не знаем, что нам делать. Нужен алгоритм действий. Хорошо помогает планирование — не жесткое по ежедневнику на каждый час, а хотя бы формальное. Для человека на день можно назначать шесть задач, которые он должен выполнить. И для него это не будет напряжно, например, увидеться с сестрой, потом сходить на работу, закинуть вещи в стиральную машинку, встретиться с другом, сходить в кино — все. С вечера определиться с задачами на следующий день и не паниковать. Даже это позволит мобилизовать силы, а мозг в это время все распланирует, укомплектует всё, как надо. В этом плане он очень хороший исполнитель.
Важно учиться выбирать, что ты хочешь делать. Например, если тебе завтра нужно встретиться с человеком, с которым ты не хочешь общаться, то тебя уже сегодня это будет угнетать. Есть такая избитая, но правильная фраза — делайте, что хотите. Да, конечно нужно напрягаться, но это не должно быть выходящим и стрессовым. Прислушивайтесь к себе.
Не забывайте про свое тело, организм, который вне зависимости от того, насколько мы психологически прокачаны, начинает перестройку осенью. Физическая активность, тот же самый бассейн, массаж — в этот период наше все. И конечно питание. Мы сейчас говорим не о пресловутом ПП, а больше про полноценное питание — чтобы вместо постоянных печенек и «Мака», были злаки, мясо, фрукты, овощи и т. п. Следите за своим здоровьем, ведь именно со сменой сезона обостряются различные заболевания. Предупреждайте их и будьте к этому готовы. Взрослый человек может и должен сам о себе позаботиться.

 Алена Бушуева психолог, гештальт-терапевт Центра Здоровья ДВВС Саранск

alena-bushueva-2

Я — мама второклассника. Боевое крещение «школой» прошла уже в прошлом году. Опираясь в том числе и на этот опыт, хочу сказать, что при подготовке к учебному году я учитываю 2 фактора:
1. Особенности моего ребенка, его сильные стороны и ограничения.
2. Баланс каждого дня.
Жизнь ребенка, равно как и взрослого, базируется на 4 компонентах: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное. Перекос в одной из сфер чреват искажением в развитии. Пара-тройка месяцев, и у ребенка — эмоциональное выгорание. Он быстро устает, теряет интерес, утрачивает волю, здоровье ухудшается, а успеваемость падает.

Если совсем просто, то в графике помимо учебы — интеллектуального развития (у взрослого — работы) должны присутствовать:
Физическая активность (в раннем школьном возрасте это напрямую связано и с развитием мозговой деятельности). При выборе спортивной секции опять же опирайтесь на особенности ребенка, его темперамент, его мнение. Сюда же — режим сна и забота о здоровье. Изначально ресурсы у каждого ребенка свои. Возвращайтесь в реальность, дорогие родители, смотрите, что идет во благо вашему чаду, что ваш он способен выдерживать, а что приведет, скорее, к истощению организма.
Занятия, которые доставляют радость, расслабление и привносят спокойствие (хобби, общение с друзьями, чтение книг, семейные ужины, выезды на природу, походы в театр, музеи, на концерты, уединение в том пространстве, которое принадлежит только ребенку).
Теплая, поддерживающая атмосфера в семье. И это, пожалуй, самый верный залог успешной подготовки. Семья — место, где рождается любовь, где помогают справляться с любыми сложностями. В семье рождаются смыслы.

Учитывая возрастные особенности ребенка, хорошо бы с ним говорить — а зачем тебе учиться? В дошкольном и раннем школьном возрасте мы можем рассказывать, как учились сами, показывать варианты целей — у каждого члена семьи ведь была своя мотивация «ходить в школу». Показывать, но не настаивать на них, оставляя ребенку право выбора. Старшеклассникам хорошо бы самостоятельно добывать себе смыслы, которые со временем могут превратиться в прочные опоры. Выручать их и при написании ЕГЭ, и при выборе профессии или места работы.

 Татьяна Авдонькина, практикующий психолог

Татьяна АвдонькинаДля того, чтобы ребенок меньше нервничал, чтобы он быстрее адаптировался к новому учебному году, важно самим родителям поработать над своим внутренним эмоциональным состоянием. Первое — примите тот факт, что этот период нужно пройти. Второе — так как режим дня изменится, а нагрузки увеличатся, дайте себе отдых. Если это возможно в ваших условиях, первые две-три недели ложитесь пораньше спать, это касается всех членов семьи.
Для того, чтобы преодолеть высокие нагрузки, важно заряжать себя позитивом. В любом процессе ищите положительные моменты. Настраивайте себя на позитивное мышление. Да, трудности неизбежно будут, но и хорошие моменты тоже. Встречи с друзьями, мелкие приятности на работе или учебе, о которых нужно помнить. Позитивный опыт — это наши силы и ресурсы.

В основном, эмоциональный заряд в семье несет женщина, и именно от нее будет зависеть общее настроение. Для того, чтобы снизить стресс от предстоящих забот, которые ложатся на плечи женщины в той же подготовке к учебному году, либо увеличению нагрузки, важно с вечера выговаривать все свои накопленные волнения мужу или маме, но ни в коем случае не детям.

Просто поделиться своими переживаниями и состоянием. Это снизит напряжение. Если такой возможности нет, можно выписывать вечером все переживания на лист бумаги. И обязательно заканчивайте свой день на позитиве и с благодарностью.
Маленький секрет для самостоятельной поддержки в этот переходный период — используйте эфирные масла для баланса эмоционального состояния. Например, цитрусовых — апельсина, лимона, грейпфрута. Они очень быстро и легко поднимают настроение. На ночь можно сбрызнуть подушку или вдохнуть масло лаванды, которое успокоит нервную систему и даст хорошо выспаться. В совокупности все это даст дополнительные силы, зарядит энергией и поможет справиться с предстоящими сложностями, которые неизбежны в жизнедеятельности каждого человека.

 Оксана Ямашкина, руководитель психолого-тренингового центра «Дельфин»

oksana-yamashkina-2

Начало учебного года — это всегда тревожно. Для кого-то ожидаемо и желанно, для кого-то — совсем наоборот. Все зависит от того, какие у ребенка отношения в классе.
Чаще всего дети в течение трех месяцев каникул полностью отданы свободному режиму. Редко когда родители все это структурируют и поддерживают режим во время каникул, зачастую просто дают ребенку отдохнуть от всего. Зная особенности мыслительного процесса, этот отдых в любом случае сказывается — человек выбивается из привычного ритма, и войти в него снова становится тяжело. Из-за того что мы — люди привычки, когда что-то меняется в нашем поведении, это вызывает легкий стресс или даже тревогу. Что делать родителям? Необходимо постепенно приучать ребенка включаться в график. Определитесь расписание — вовремя ложимся, вовремя просыпаемся. Начинайте восстанавливать график примерно за неделю до школы.
В любом случае в течение лета нужно было периодически заниматься развитием ребенка, чтобы мозг был постоянно в состоянии поиска, изучения нового, дабы не потерять функцию думать.

Традиционное летнее чтение хорошо дополнить математикой, например. Но уже примерно за неделю до занятий детей лучше не загружать.

Особое внимание уделите подросткам и старшеклассникам. Убедить их в том, что «пора бы уже ложиться спать вовремя» сильно проблематично. И в большей степени это касается, как родитель строит отношения с ребенком, насколько он может на него влиять и воспитывать. Должна быть индивидуальная работа, которая поможет восстановить связь.

Проще, когда у ребенка хорошие отношения в классе и за три месяца он успевает соскучиться, сложнее, когда наоборот. В любом случае, нормально, когда ребенок общается неполноценно со всем классом, потому что есть предрасположенность к какому-либо типу. Допустим, есть друзья, есть знакомые и есть просто одноклассники. И это нормально. Нельзя строить полноценно-хорошие отношения со всем классом — именно это выбивает ребенка из колеи, когда он думает, что должен со всеми хорошо общаться, это вызывает внутренний конфликт. В то же время определенный этикет в общении и культура воспитания должна быть. Общаться, не вступать в конфликт, обсуждать со знакомыми «школьные дела», более личный круг посвящать в свои интересы, и иметь самый близкий круг друзей. Это нормальная система взаимоотношений.

Студентам гораздо легче дается начало учебного года. Это та социально-возрастная группа, для которых, есть учеба или нет, особых изменений не происходит. Они обладают суперспособностью адаптироваться практически к любым условиям.

Часто вся проблема в лени. А это защитная реакция, чтобы не перезагрузиться, но и у нее есть границы. Если долго сохранять инстинкт самосохранения, действительно можно стать ленивым. Нужно понимать, когда лень включается для отдыха и восстановления сил, а когда затягивается надолго и перерастает в депрессию. Нужно ее воспитывать, брать на себя ответственность, включаться, а внутренний стержень формируется через действия.

Сентябрь вообще депрессивный период, посещаемость службы возрастает. В большей степени это связано с перепадом температуры. Природа управляет сознанием в психологии человека. Многие этого не понимают и начинают разбираться в себе. В такие внезапные, чаще однодневные периоды самокопания, нужно просто остановиться и сказать самому себе, что «никакая не природа, а я сам собой управляю», попытаться внутренне контролировать такие периоды.

 Елена Чегерева, практикующий психолог, гештальт-терапевт

elena-chegereva-2Я часто сталкиваюсь с тем, что именно учебный год для подростков и их родителей — особенно сложный. и гораздо сложнее, чем каникулы, потому что задачи самих подростков, их ведущая деятельность, разнятся с задачами родителей. Найти общий компромисс в этом деле непросто. Ведущая деятельность подростков — общение, их задача — реализовать эту потребность. Все остальное, касаемо школы и подготовки, часто уходит на второй план. У родителей автоматически включается паника, что подросток упустит все самое важное. В такой ситуации необходимо поддерживать ребенка как в ведущей деятельности — не обесценивать и не отрицать ее, так и мотивировать оставаться в учебном процессе.
Поймите, что подростковый возраст — это не детский возраст, когда вы можете полностью управлять и командовать ребенком, и это не взрослый возраст, хотя подросток и будет всем своим видом демонстрировать «взрослость». От родителей важно понимание этого возраста и понимание, что важно ребенку.

Уважать границы подростка — если он закрывается и пытается от вас отдалиться, это нормально. Перестаньте включаться во все, что связано с вашим ребенком, но при этом не выпускайте его из виду. Интересуйтесь его жизнью, но не давите.

Давайте подростку отдых. Все что происходит в его голове и во внешнем мире — сильно энергозатратно. Обязательно нужен отдых, чтобы не было истощения и переутомления.
Не пугайтесь, что происходит потеря контакта с родителями, найдите другие формы контакта, не стойте на месте и развивайтесь вместе с ребенком. Тогда контакт будет близким и доверительным, но не настолько, как хотят родители. В любом случае, подросток немного закрывается и ощущает необходимость в отдалении, происходит важный процесс сепарации. Отделение именно в свою собственную личностную жизнь, в которой он будет выстраивать свои собственные представления о жизни.

 Ольга Полякова, кандидат психологических наук, доцент кафедры социологии НИ МГУ им. Н.П. Огарева

olga-polyakovaМногие семьи ожидают новый учебный год с ужасом: «Начнутся скоро наши мучения! Закончатся скоро сладкие денечки, начнётся каторга!». Эти установки, естественно, «прилипают» и к детям. Они как зеркало отражают страхи и мысли родителей. Чтобы первые дни в школе, а затем и первые годы вашего чада, прошли счастливо, настраивайтесь сами и готовьте ребёнка не к ужасам и трудностям школы, а к позитивным моментам. Ваши личные переживания школьных лет сейчас не должны испортить ребёнку его собственный путь. Дайте ему возможность пройти этот путь лучше, чем вы когда-то. Ваши слова закладывают определённые установки, если хотите, «программируют» вашего ребенка. «Ооо, первый класс! Скоро начнутся слезы!», — говорит бабушка... «Вот и вам пришла пора мучиться!», — добавляет соседка. Почему это все обязательно должно быть?! Вы уже всей семьей и даже вместе с соседями внушили ребенку, что у него не получится, что он будет плохо учиться, что он не достоин радости, похвалы и хороших оценок

Чтобы первые школьные дни, а потом и годы ребенка были успешными и счастливыми, постарайтесь всей семьей настраивать его на то, что в школе интересно, что там он найдёт новых друзей, узнает много нового, покажет свой ум и мастерство, покажет свою взрослость и самостоятельность.
— Ты теперь идёшь в школу! Ты стал взрослым!
— В школе у тебя очень интересная учительница! Каждый день она будет рассказывать вам много интересного!
— У тебя обязательно будут хорошие друзья!
— Ты совсем как взрослый научишься читать и писать!
— Ты будешь сам собирать вещи, одеваться, кушать. Ведь ты же теперь самостоятельный!
— В школе никогда не бывает скучно!
— Школа — это самое интересное место на земле!

Говорите ребёнку такие слова, когда готовите его к школе. И сами тоже настраивайтесь на то, что школа даст ребёнку новые знания, умения и возможности. Помогайте ему преодолевать трудности, но позволяйте ему чувствовать себя взрослым, самостоятельным и ответственным.

 Елена Акшевская, сексолог

elena-akshevskayaВполне объяснимо, что люди с началом нового учебного года приходят в некое состояние стресса. Закончилась пора отпусков, родители школьников в «предвкушении» учебного процесса и сюрпризов, связанных с ним. Да и вообще предстоящие осенняя слякоть и холода не сильно вдохновляют на свершения. Могу предложить несколько рекомендаций как продолжать радоваться жизни и не забывать про важную сферу взаимоотношений с партнером.

Родители! Побудьте ленивыми, дайте ребёнку больше самостоятельности и свободы в выполнении домашних заданий. Поймите, что вы уже закончили учебу, теперь это его задача. Не берите лишние обязанности ребёнка на себя. Не акцентируйте внимание на оценках. Понятно, что они важны, но не надо делать из них культ.

Организуйте досуг так, чтобы ребёнок и сами родители успевали восстанавливаться после учебной недели. Если к общему отдыху прийти не удаётся, отдыхайте по отдельности. А родителям обязательно иногда отдыхать отдельно от ребёнка!
Очень важно помнить, что на первом месте должны быть родители друг у друга, и лишь потом ребёнок. Не ставьте его интересы превыше всего, тогда и проблем будем меньше, причем во всех сферах жизни.
Тем, кто пока предоставлен самим себе, я не могу дать каких-либо четких рекомендаций, потому что причина у каждого своя. Возможно, плохой отпуск или его отсутствие, нелюбимая работа, неудовлетворенность жизнью. Здесь хорошо бы поработать со своими мыслями, эмоциями и убеждениями. Что именно мешает быть счастливым? Почему мне грустно?
Михаил Лабковский говорил: «Если ты утром встал и не хочешь идти на работу, не ходи, возьми отгул, если на второй день это повторится, возьми ещё один, а если на третий день то же самое, то меняй работу». Это правило применимо ко всему.

Если говорить о сексуальной жизни в этот период, знайте, когда в семье она нарушается, то семья не рушится следом за этим! Секс же не единственное, что скрепляет семью. Но если разлад в сексуальной жизни приводит к разводу, то здесь прямая дорога к психотерапевту — разбираться, почему так.
Конечно, когда ребенок идет в школу, за счет повышения тревожности у родителей снижается сексуальное желание и влечение, но этого не нужно пугаться, потому что со временем все восстановиться. Если не восстанавливается на протяжении длительного времени, то проблема явно не в ребенке, а в других сферах жизни, просто начало учебного года послужило катализатором процесса.
Что касается незамужних, неженатых и не семейных — курортные романы никто не отменял. Время для отпуска еще есть, потому что они не связаны обязательствами походов школу 2 сентября. Надо дать себе право на ошибку, нужно жить настоящим моментом, а не прошлым или будущим, и не питать особых иллюзий. Классный курортный роман — это хороший секс, яркие впечатления, и вообще иногда полезно.

Varvara_Platonova

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: