Городские профессии: учительница

О стоимости уроков, унижениях на ЕГЭ и бессмысленности репетиторов

Как мы это сделали
«А теперь закрываем тетради и достаем двойные листочки», — эта фраза вызывает ужас даже у тех, кому 1 сентября не надо идти в школу с гладиолусами в потной ладошке. «Рейтинги» нашли человека, который добровольно ходит в школу уже больше тридцати лет, и анонимно поговорили о главном: зарплате, ненависти к детям и рекомендации Дмитрия Медведева уйти в бизнес.

13_uchitel

О себе

Мой стаж работы — 32 года, всё это время я веду математику, алгебру и геометрию. Я учитель высшей категории, номинант премии «Династия» Дмитрия Зимина в номинации «Наставник молодых ученых», почетный работник образования РФ, ветеран труда... Могу еще перечислять, но думаю, этого уже достаточно.

О зарплате учителя

Зарплата складывается из оплаты уроков, классного руководства, проверки тетрадей и так называемой стимулирующей части — платы за наши маленькие победы, в олимпиадах, например. В конце каждого месяца учителя предоставляют администрации результаты: вот так продуктивно мы поработали с учениками, вот дипломы, всё должно быть подтверждено.
Чистый оклад зависит от категории, у учителя высшей категории получается около 6 000 рублей. Свой оклад я не высчитываю, сколько заработаю в месяц, столько и будет. Видимо, это отголоски советского воспитания, когда не было принято во всеуслышание говорить о таких вещах.

За проверку тетрадей доплачивают 500 рублей ежемесячно. Учитель проверяет около 100 тетрадей ежедневно. Я бы с удовольствием кому-нибудь еще 500 рублей заплатила, чтобы их за меня проверяли

Количество часов и классное руководство заложено в тарификации, это стабильная сумма из месяца в месяц. А премиальные уже варьируются от выработки в балловой системе: например, если я вырабатываю 100 баллов, то к моим 11 000 рублей получаю надбавку в 3 500 рублей из фонда стимулирования, но не больше.
Ещё у нас есть ежеквартальные премии, с помощью которых средние показатели зарплат по республике «дотягиваются» до нужного уровня. Это как средняя температура по больнице: директор зарабатывает 60 000, я — 10 000, берем среднее значение.

10_uchitel

О цене уроков

Уроки стоят одинаково вне зависимости от сложности предмета и мониторинга. Я понимаю, конечно, что уроки ИЗО и технологии (уроки труда. — Прим. ред.) тоже важны и требуют подготовки, но по сложности они сильно уступают языковедению и математике. Оплата должна быть соответствующая, но на это никто не смотрит.

«И по учителям, и по преподавателям — это призвание. А если хочется деньги зарабатывать — есть масса прекрасных мест, где можно сделать это быстрее и лучше. Тот же самый бизнес. Но вы же не пошли в бизнес, как я понимаю»
Дмитрий Медведев, Председатель Правительства РФ

О цитате Медведева

Медведев не владеет ситуацией. Возраст учителей в среднестатистической мордовской школе — за 50 лет, отправлять нас в бизнес уже очень поздно. А молодежь и так не особо горит желанием идти в школу. Чтобы вы понимали, у нас есть только один молодой специалист. Совмещать тоже не получится: если учитель будет заниматься бизнесом, то с головой уйдет в отчетность для налоговой и прочие бумаги, а он в бумагах и так погряз. Либо учитель работает с детьми, либо в бизнесе. Третьего не дано.

4_uchitel

О молодых специалистах

Молодежь охотно берут в школы. Три года они работают и обучаются под присмотром остального педагогического состава, к которому всегда могут обратиться за помощью. Сильно не нагружают, стандартная ставка — 18 часов в шестидневную неделю плюс один методический день, в который не ставят уроков. Выходит, учитель проводит 3–4 урока в день, это не много. Но и желающих работать — тоже.

А вот детям попасть в школу бывает непросто. В районах с этим проще, у нас уже набирается три первых класса, а городским жителям нужно выстоять очередь. Я сама столкнулась с этой ситуацией: мой внук был третьим в очереди в первый класс, теперь он тринадцатый в списке. Видимо, кому-то нужнее.

О расписании

Расписание составляется в первую очередь для учеников, а не для нас, по его нормам простые уроки должны чередоваться с более сложными. В нашей школе конфликтов из-за расписания не было: учителя знают, что завуч составляет его по СанПиН и согласовывает с санитарным врачом. Если у меня, например, случается много «окон» в расписании, я найду, чем занять это время — 45 минут даже мало будет.

Репетиторы — прихоть родителей: если ребенок внимателен на уроках и готовится на элективном курсе, этого достаточно для сдачи базового экзамена

7_uchitel

О репетиторстве

Я не занимаюсь репетиторством, но, к сожалению, такая практика есть. Все эти приходы репетиторов на дом — прихоть родителей. Я считаю, что старшеклассникам достаточно шести часов математики в неделю — пять традиционных и час на элективный курс, где учитель занят только подготовкой к ЕГЭ. Если ребенок внимательно выслушал урок и готовится к экзамену на элективном курсе, этого достаточно, чтобы успешно сдать базовый экзамен. Для профильного, конечно, нужен репетитор, но уже не школьного уровня.
Родителям я повторяю то же самое: если ребенок не вертелся, он получит всё, что я вложила в урок. А обычно происходит наоборот — ученик занимается на уроке своими делами, а потом доказывает, что ему все объяснит репетитор.

О списывании на ЕГЭ

Больной вопрос. Положа руку на сердце, скажу: да, списать можно всегда, особенно со всевозможными гаджетами. Но в этом году присутствовать на ЕГЭ было унизительно. Классные руководители рассказывали, что молодых людей даже разували, искали шпаргалки в ботинках и носках, видимо. Расстегивали ремни, досматривали вплоть до рубашки. Разумеется, девочек досматривают женщины, но от этого легче не становится. Одному юноше пришлось вызвать врача — его довели до обморока, другую девушку заставили распечатать плитку шоколада — похоже, искали шпаргалки в обертке. Это неправильно, незаконно. Если уж вы беретесь досматривать, делайте это тактично, чтобы ребенок смог написать экзамен, а не справлялся с дрожанием в руках и скачками давления. Конечно, в разных школах происходит по-разному, но подобные унизительные случаи были.

3_uchitel

О воспитании детей

Воспитывать ребенка мы должны вместе — и родители, и учителя. Элементы воспитания есть в обычных уроках. Простой пример — ребёнок на уроке выругался. Я могу повысить голос, а могу спокойно сказать: «Последнее слово было лишним». В ответ на спокойный тон ребенок извинится, а в первом случае он будет озлоблен, так как не может ответить точно так же, повысив голос. На родительских собраниях мы призываем мам и пап к сотрудничеству — только тогда получим нужный результат.

О школьной программе

Программа из года в год не усложняется. Родители сами решают делать уроки за детей — им проще не объяснить задачу, а сделать ее и отдать ребенку, чтобы тот отвязался. Родителям я советую работать вместе с детьми, а не вместо них. Ну, помучаетесь вы в шестом классе, в седьмом. Уже в восьмом классе ребенок придет к самостоятельности.

Половина родителей не имеет права обижаться на ребенка: мамы и папы сами плывут по течению, и им все равно, что происходит у ребенка в школе — лишь бы был сыт и обут

2_uchitel

О квалификации

Квалификация повышается раз в пять лет в Республиканском институте повышения квалификации работников образования, на курсах и вебинарах. Но учителю нужно учиться постоянно. Наша задача — не просто научить, а еще показать, как самостоятельно добывать знания. Если мы хотим, чтобы ребенок умел это делать, в первую очередь нужно учиться самим.

О подготовке к урокам

У меня накоплена своя литература, составлено несколько моделей уроков. Каждый план я подгоняю под конкретный класс, вплоть до речевых оборотов. Потому что для каждого класса нужно учитывать психологию конкретных детей и их скорость выполнения уроков.

11_uchitel

О двойках

Я могу закрыть глаза и не выставить двойку в журнал, особенно если знаю, что ребенку плохо дается предмет. Всегда предлагаю прийти после уроков и отработать оценку — каждая параллель приходит в определенный день, дети берут нужную литературу с номером самостоятельной работы, которую они плохо написали, и по одному отвечают. Они прекрасно знают, что двойку я не ставила, что у них есть возможность исправить ее на более высокую оценку, и родители ругаться не будут. Правда, иногда ученики сразу говорят, чтобы я поставила оценку в журнал, а на отработку они не придут. Это решение я тоже принимаю.

О тратах родителей

Наша школа новая, деньги на ремонт с родителей никто не собирает. Но вопрос благоустройства классов остается открытым. Он вечный: раз государство не может обеспечить уют, родители сами это делают, все же хотят, чтобы ребенок учился в комфортных условиях.
Комплект учебников идет от школьной библиотеки — бесплатно.
Что касается подарков учителям, искоренить это, кажется, невозможно. Родители думают, если что-то не подарить учителю, он будет хуже относиться к классу. При этом в деревнях не принято дарить подарки — кроме цветов из своего огорода. В районной же школе, которая близко к городу, ситуация обратная. Но я еще ни разу не сталкивалась с тем, чтобы учитель отдавал родителям список того, что ему дарить.

12_uchitel

О новом министре образования

Очень бы хотелось, чтобы Ольга Васильева оценила работу педагога, повернулась лицом к детям и наконец-то приняла решение по поводу ЕГЭ. Правительство говорит, что это последняя инстанция, что формат уже не отменят, но хочется кричать, чтобы они пожалели детей. Поменяйте систему. Раньше нам говорили, что все школы оснастят компьютерами, и ЕГЭ можно будет сдать онлайн. Сел, решил, получил оценку, ушел. Сейчас же происходит какое-то зверство — дежурят скорая помощь, охрана, полиция. Ну давайте еще ОМОН с автоматами и собаками поставим по периметру!

Благодаря реформам Ливанова у нас появились новые школы, за это действительно спасибо. Помню, как мы занимались в военном госпитале, здание которого в 1943 году было не построено, а приспособлено под госпиталь

О рейтинге школ

Оценивать школу по результатам ЕГЭ неправильно, особенно до тех пор, пока экзамен будет носить такую же форму, как сейчас. Оценивать нужно по конкретным результатам — например, по количеству олимпиадников, выпускников, которые стали хорошими специалистами и чья работа по-настоящему оценена. Можем похвастаться этим — значит, работаем. Нет — делаем выводы. Но ЕГЭ далеко не критерий.

Для ЕГЭ мы детей не готовим, а натаскиваем — нехорошее, но очень правильное определение. Мы учим не мыслить, а попасть в правильный ответ. Это в корне неверно

О школьной форме

Я за то, чтобы дети носили форму. Не коричневые платья с кружевными воротничками, конечно, просто аккуратную унифицированную одежду. Это дисциплинирует и уравнивает — тех, кто хочет выделиться, форма сдерживает, на менее обеспеченных детей не смотрят искоса. Но при этом я против того, чтобы класс заказывал форму в определённой фирме. Дорогие костюмы-тройки для мальчиков, например — ненужное излишество.

8_uchitel

О поколениях детей

Дети во все времена одинаковые — хулиганы, озорники, скромники и лидеры будут всегда. Разве что сегодня они стали гораздо более продвинутыми в плане техники, получают информацию со всего мира, с ними действительно интересно общаться! Поэтому не верьте тем, кто говорит, что дети становятся хуже — это неправда, дети остаются детьми, только с разным уровнем развития.

О работе

Это страшно, когда учитель говорит: «Как я не хочу на работу». Родители спрашивают, не надоел ли мне постоянный школьный шум, когда 500 человек носятся с визгом на перемене. Нет, не надоел. Всех детей я люблю одинаково и знаю подход к каждому из них. Учитель — это образ жизни.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: