Арт-завод в Саранске: миссия по спасению истории и креативной индустрии

Спасение исчезающей исторической застройки Саранска и развитие местного творческого сообщества в разговоре с Геннадием Бутаревым

Как мы это сделали
Рассуждая о причинах отсутствия в Саранске активного арт-сообщества, мы направляемся с Геннадием Бутаревым, предпринимателем и идейным вдохновителем Арт-завода, на улицу Мокшанскую. Мы попадаем в мир частных домов, старых переулков и уникальной исторической застройки, которая пережила немало преобразований. Варварство современных тенденций подступает со всех сторон. Так, часть здания успела уйти в частную собственность, как следствие, окрасилась в ярко красный цвет и украшена пластиковой лепниной. А неподалеку еще одна постройка из комплекса готова обрасти сайдингом. Все остальное, это касается также одного из действующих корпусов университета, не успела тронуть современность, но сильно покорежила советская действительность. При ремонте крыши сделали ее более плоской, в несущей стене прорубили аварийный выход, достроили новые помещения, многие окна заложили, а одно, самое большое, умудрились превратить в шкаф. Места советских переделок помечают огромные трещины, из которых выглядывает пустотелый кирпич. В некоторых местах удается разглядеть угловую дореволюционную кладку. То, что было сделано 120 лет назад оказалось крепче всего, что пристраивалось позднее.

Внутри, царской истории уже не разглядеть, здесь, скорее, видна история постоянных изменений. А многие преобразования еще впереди. На первом этаже прямо по коридору представляем большой зал-лекторий на 120 человек с чистыми стенами и новым монолитным перекрытием. Слева от него в большой комнате с деревянным полом будет музей казенных винных складов, где сохранится все найденное при реконструкции.

На втором этаже много творческих помещений: студия графического дизайна, современного цифрового искусства, архитектурная школа, место для работы фотографов. Но пока все напоминает о том, что настоящая жизнь сбежала куда-то из этих мест, оставив на полу только планы наступления, плакаты по гражданской обороне и календарь за 2004 год.

По дороге в другое здание оцениваем уличное пространство, оно позволяет разместить летние кафе и несколько событийных площадок, самая большая будет с рядами амфитеатра. Мы направляемся в единственное эксплуатируемое на настоящий момент здание, где размещается кафедра медицины катастроф Мордовского университета.

Спускаемся в подвал, где раньше хранилась готовая продукция винных складов, а потом поднимаемся на лестничную площадку. Типовая сводчатая конструкция на потолке, под ним серые парты и тетрадки студентов медицинского института. В самой середине аудитории — колонна. На верхних этажах невероятно красивая плитка, которая несмотря на свой солидный возраст, около 120 лет, ничуть не уступает по внешнему виду современной. На местах сколов заметна ее толщина, а еще, если сильно постараться, то можно заметить следы оттиска завода Э. Бергенгейма. Начинаешь задумываться о том, что недостаточно знаешь о своем городе, и понимаешь, сколько исторических мест незаслуженно забыто.

Как справедливо отмечает Геннадий Бутарев: «Все уже было сделано, наша задача — вернуть в первоначальное состояние».

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии Немного истории
В период действия четвертой винной монополии в Российской империи в 1901 году был запущен Саранский казенный винный склад — водочный завод полного цикла, один из 4 аналогичных производств в Пензенской губернии. Целый комплекс, который включал в себя производственное здание, двухэтажную контору, магазин, каменный жилой дом и многочисленные служебные постройки, был создан по проекту известного московского архитектора, академика Леонида Осиповича Васильева. 2 десятины земли рядом с рекой Инсар и старой дорогой на Пензу были приобретены за 600 рублей. Особенно удивляет тот факт, что строительство началось летом 1899 года и было завершено за очень короткий срок даже по современным меркам — всего два года.

Первый удар работе Саранского винного завода нанесла Первая мировая война, на период которой продажа алкоголя была запрещена. А окончательно работу винного завода прекратила революция и литры спирта лились в замерзающий Инсар. Дальше потянулись массовые недовольства, мародерства, а завершилось все пожаром. В 1929 году территорию передали Мордовскому рабочему факультету, который экстренно восполнял пробелы в знаниях у пролетариата и крестьян. Где-то с середины 30-х годов здания винных складов становятся одним из корпусов МГУ им. Н. П. Огарева, до 2007 года в нем размещается военная кафедра со всеми присущими атрибутами. И теперь вот уже 15 лет здания пустуют.

Место в истории Саранска действительно культовое. Все самое современное и уникальное было сосредоточено в комплексе винного завода: паровая машина «Борман, Шведе и Ко» из Варшавы, дизельные насосы «Фельзер» из Риги, на полу плитка с харьковского завода Эдуарда Бергенгейма. Аутентичности добавляют бывшие казармы Виндавского полка, которые расположены рядом с территорией завода. В этом месте, пожалуй, все располагает к творческому развитию.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Можете кратко описать, буквально двумя словами, что для вас Арт-завод?
Проект, который вызревал годы. Проект о том, чтобы творческие активные люди не уезжали, а сам город развивался. Хочется, чтобы все, что люди ищут в Москве или других регионах, появлялось и у нас. Чтобы человек, который среди прочих причин уехать, рассматривает отсутствие комфортной городской среды, современных пространств, видел, что здесь тоже это есть. Я себя, например, рассматриваю как такого усредненного человека. Не хочу уезжать отсюда, хочу здесь жить, хочу, чтобы здесь было современно.

Арт-завод для меня — личный проект, который был выстрадан и задуман еще 6 лет назад, и за который я буду биться, пока есть силы и возможности.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Вы как раз упомянули про то, что сама идея проекта появилась достаточно давно. Давайте проведем условный тайм-лайн с момента возникновения такой идеи до сегодняшнего этапа и назовем самые значимые события в работе?
В начале декабря 2015 года я попал на Дизайн-завод «Флакон». Это было первое в моей жизни посещение креативного кластера. И я был в огромном восторге от того, что есть такие места, где постоянный поток и движение активной творческой молодежи. Я увидел, что есть современная жизнь нормальных совершенно адекватных людей способных созидать. Спустя 4 года, уже в 2019 году, я искал помещение под офис. Рассматривал разные варианты, совершенно случайно заехал на улицу Мокшанскую и увидел основное здание винных складов. На тот момент даже оно произвело на меня впечатление заброшенного — прямо из фасада росла береза, частично обвалился цоколь. Я понимал, что сейчас вряд ли смогу что-либо сделать, как-то поучаствовать в судьбе здания: железные глухие ворота, военная база.  b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии В апреле 2021 года я выступал на Межрегиональной строительной конференции, которая проходила в нашей республике, с презентацией — моим видением развития городских территорий в Саранске. Тогда одной из идей было создание подобного пространства. Но мысли о том, что реализация такого рода проекта просто необходима пришла после победы в кадровом конкурсе «Моя Мордовия», когда у нас уже сформировалась проектная команда. Они готовы безвозмездно работать над городской средой, объединенные общей целью — улучшить пространство вокруг себя. Это основные вехи работы над этой идеей.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Можно ли сказать, что прошла какая-то существенная часть пути, к примеру, половина или три четверти?
Я думаю, что прошло максимум три процента. Впереди много работы, эти 7 месяцев показали, что процесс развития креативных индустрий в республике непростой, но нам нужно было с чего-то начинать.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1А что для вас было самым трудным? Или этот этап еще впереди?
Я считаю, что все самое трудное — впереди. Хотя, зажечь людей этой идеей на старте тоже было нелегко. После 7 месяцев работы, когда о нас пишут и региональные, и федеральные СМИ, уже легче говорить об этом.

А в самом начале было страшно, что проект никому не будет интересен, что будет важен только для меня. К счастью, оказалось, что есть много людей, которым нужно такое место.

Сложным моментом на первом этапе было запустить информационную волну. А сейчас самое трудное — поиск средств, так как без финансирования невозможно делать что-либо такого масштаба. Мы развиваем арт-сообщества, собираем фокус-группы, работаем с креативной средой, проводим мероприятия, встречи. Но с точки зрения создания инфраструктуры пространства — предстоит колоссальная работа. Потому что сейчас все существует исключительно на нашем энтузиазме.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Как вы думаете, название Арт-завод будет окончательным? К примеру, схожее название есть у многих организаций в соседних регионах, а в Киеве Арт-завод стал своего рода организационной формой для творческого кластера.
Я думаю, что нет, название еще не окончательное. Изначально хотели назвать проект «Винзавод», но отказались от этой идеи по понятным причинам. Во-первых, он есть, и не один, во-вторых, для региона такое название вызывает целый ряд ассоциаций, поэтому выбрали другое название. Я думаю, что все в процессе может поменяться. Главное, чтобы проект запустился, а при разработке брендбука название может измениться или дополниться.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1А в чем будет основное отличие от того, что уже есть в относительной близости Саранска? Или будет такой местный креативный кластер по типу «Флакона»?
Мы проанализировали все то, что есть поблизости. Самое близкое от Саранска — Нижний Новгород. Но это все же достаточно далеко для того, чтобы просто побывать там в креативном кластере или тем более стать его резидентом, живя в Саранске. Основное отличие в том, что это будет первое творческое пространство в республике такого формата. Кроме того, не стоит забывать об исторической составляющей.

Пространство Арт-завода — это Саранск, которого больше нет, именно там сохранилась комплексная историческая застройка. В центральной части города этого уже не осталось.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии  b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Как показывает практика, у нас в регионе никак нельзя без национальных мотивов. Планируете ли добавить Арт-заводу «мордовских узоров»?
Я считаю, что в любом случае национальная идентичность должна присутствовать в такого рода проекте. Это место нашей истории, где сохранился особый дух. Но надо понимать, что все это может выглядеть по-разному. Национальные мотивы могут смотреться очень органично, а могут очень вычурно, с элементами какой-то ненужной современности. Если посмотреть, у нас нет полноценных сувенирных магазинов с продукцией мордовских мастеров. Я проводил эксперимент: пытался купить сувенирную продукцию в одном из небольших магазинчиков. В итоге получился целый квест: картой расплатиться нельзя, кинуть деньги на карту тоже, часть помещений закрыта, продавец куда-то ушел. У нас реальная проблема с этим. Поэтому мы сразу предусмотрели место, где можно будет купить продукцию наших мастеров, оригинальные сувениры. Думаю, что национальная идентичность будет прекрасно существовать в пространстве Арт-завода, более того, она должна там присутствовать.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1По вашему мнению, Арт-завод — это в большей степени прорегиональный проект, который ориентирован на национальность, большой масштаб, или же прогородской, связанный с локальностью и урбанистикой?
Я думаю, это некий гибрид. Проект инициирован группой самых обычных горожан. Мы не из тех, кто может за свои средства все разом восстановить, но мы двигаемся вперед и работаем над созданием первого подобного креативного пространства в республике. Наверное, с этой точки зрения, этот проект более городской. А с позиции наполнения и развития, я все же надеюсь, что он будет региональный.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Будет ли какая-то взаимосвязь с теми учреждениями культуры и арт-объектами, что уже есть в городе? Или пока рано об этом говорить?
Я считаю, что синергия между культурными площадками однозначно должна быть. В идеале мы должны стать единым сообществом и помогать друг другу развивать нашу культуру и креативные индустрии. В каком все это виде будет — пока сказать сложно. Мы будем стремиться к тому, чтобы площадка встроилась в общую материю культурных пространств. Единственное, у нашего проекта сейчас нет такого финансирования, как у государственных и городских организаций.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Я обратила внимание на ваш инстаграм, и, судя по нему можно заявлять, что к Арт-заводу проявляют повышенный интерес. Многие организации, например, МТС, Корпорация развития Республики Мордовия, предлагают совместную работу. Сотрудничество с какой компанией для вас стало самым неожиданным?
Как ни странно, на такие компании, как МТС, я рассчитывал, так как сам из сферы IT, и поддерживаю профессиональные связи. Причем МТС сами предложили сотрудничество, отметили, что им очень интересна инициатива. Каждое подобное предложение — уникально. Я рад тому, что люди откликаются и готовы вливаться в наш проект.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Мы уже начинали разговор об этом по пути на интервью, но все же. Как вы считаете, сформировалось ли арт-сообщество в Саранске или все же создание арт-завода — это работа на опережение?
Это работа на опережение, работа на будущее. Если бы у нас уже существовало сформированное креативное сообщество, то был бы уже костяк, ядро активистов, которое развивало бы эту сферу. Сейчас мы находимся скорее в точке зарождения этих креативных индустрий и сообществ. Я думаю, что их будет становиться все больше. Из уже существующих хороший пример — «Друзья Саранки» или горожане, которые защищают от застройки сквер на Победе. Такие активисты способны стать локомотивом развития города.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии  b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Вы отлично взаимодействуете с фокус-группами, в которые входят местные художники, фотографы и ремесленники. Чему в описании проекта их представители обрадовались больше всего?
Они обрадовались, в первую очередь, тому, что будет возможность находиться всем в одном месте и друг с другом взаимодействовать. К примеру, фотографы так и сказали, что будет очень круто, если рядом со студией будут те, кто сможет помогать творческому процессу. Те же дизайнеры одежды, графические дизайнеры, специалисты видеопродакшена.

Все будут в одном месте, и концентрация творчества будет максимальная.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1А какой был самый внезапный запрос от фокус-групп?
Самый неожиданный запрос пришел от частного пивовара. Он предложил открыть на территории Арт-завода свое производство. Конечно, первичный функционал этой территории к этому и располагал, но я не предполагал, что появятся такие люди. А так, да, был большой запрос у фотографов по параметрам помещений, свету.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии  b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Все мы понимаем, что даже в наше время есть официальное, парадное искусство, где все монументально и с корочкой союза художников, а есть концептуальное, где художников будет отпугивать любая связь с официальными государственными структурами. Как вы оцениваете степень независимости своего проекта?
Проектом кластера будет управлять некоммерческая организация. Я сам не госслужащий, многодетный отец, предприниматель. Да, я говорю огромное спасибо за поддержку проекта руководству региона, главе Артему Алексеевичу Здунову. Он очень внимательно относится ко всем инициативам, которые исходят от Экспертного клуба «Моя Мордовия». Без этого невозможно было бы двигаться вперед в таком масштабном проекте. Но на «Арт-завод» не предусмотрено финансирование из республиканского бюджета, поэтому мы сейчас активно ищем инвесторов и другие источники финансирования. Как мы планируем, некоммерческая управляющая организация и далее будет существовать в основном на доходы от аренды для резидентов и событийной активности. Все средства планируется направлять на дальнейшее развитие проекта и содержание зданий, что особенно важно, так как проект конечно же требует существенных затрат. Поэтому я считаю, что степень независимости более чем достаточная.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Теперь юридический вопрос для понимания механизма работы Арт-завода. Как вы будете взаимодействовать с его резидентами, на каких правах им будет предоставляться помещение?
Мы сейчас еще работаем над этим вопросом. На первом этапе нами была разработана примерная модель, по которой мы попытались понять, сколько средств уйдет на восстановление и эксплуатацию этих зданий. Необходимо учесть множество параметров: затраты на экспертизы, реконструкцию, реставрацию, наполнение и так далее. Итог всех экспертных заключений может сильно скорректировать этапность и состав самого проекта. Это очень сложный комплексный вопрос. Подобных проектов в республике еще не реализовывалось.

Я вижу общую модель так: во-первых, будет стандартная схема аренды для резидентов, которые сейчас уже где-то разрозненно размещаются по городу. Во-вторых, думаю, что возможны какие-то варианты льготных или конкурсных размещений, исходя из опыта подобных пространств в других регионах. Например, в тех случаях, когда представитель креативной индустрии «не тянет» арендную плату ввиду специфики деятельности, мы можем помогать ему с оформлением грантовых заявок. В любом случае основная задача проекта имеет некоммерческий характер. Плата за размещение будет минимально возможная, с учетом затрат на содержание здания и работ по обслуживанию. Цель же — не заработать на аренде, это не торговый центр, а создать ревитализированное пространство (в контексте урбанистики обозначает процесс воссоздания и оживления городского пространства), которое будет само себя содержать, являясь инфраструктурой для креативных индустрий и городской точкой притяжения.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1В СМИ часто пишут, что Арт-завод — это новое пространство притяжения молодежи, но не вся молодежь является творческой. В свете этого вопрос, что для проекта важнее, создание пространства для работы художников и или привлечение простых посетителей, туристов?
Надо понимать, что в этом проекте две целевые группы. Первая — резиденты, представители креативных индустрий. Они включают в себя сферы, в которых доля занятых интеллектуальным трудом и творчеством составляет более 50% деятельности. Кстати, есть еще целый список таких профессий, установленный концепцией развития креативных индустрий. По этому списку становится понятно, на кого наш проект ориентирован. Конечно, перечень очень усредненный. Но мы пока будем отталкиваться от него. Вторая группа — люди, которые приходят туда для саморазвития. Они могут принимать участие в событийных мероприятиях, а также могут взаимодействовать с резидентами кластера или использовать его инфраструктуру.

Здесь две основные целевые группы и нет такого разделения: что это для этих, а это вот для этих. Здесь синергия их взаимодействия.

Квартал, в котором люди творят, развиваются и вместе с тем приходят внешние посетители, которые смотрят и вовлекаются в эту общую культурную среду. Получается так, что одна целевая группа — резиденты, встречают свою целевую аудиторию в виде второй целевой группы — посетителей.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Та часть молодого творческого поколения, что осталась в Саранске, в большей степени уходит в диджитал-пространство, вы как-то предусмотрели решение этого вопроса в проекте?
Мы предусмотрели несколько цифровых направлений, в том числе создание студии цифрового искусства. Сейчас совместно с МТС мы разрабатываем концепцию ее создания. С одной стороны, необходимо, чтобы это было доступно, для тех, кто слабо ориентируется в технических тонкостях. С другой стороны, нужно, чтобы не утратили интерес те, кто ориентируется в технологиях как рыба в воде. Это сложно, примеров студий цифрового искусства в ближайших регионах пока нет.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии  b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Как вы планируете продвигать проект? Считаете ли нужным сотрудничество с каким-либо СМИ или сейчас достаточно социальных сетей?
У нас уже есть социальные сети, которые пока я веду сам: инстаграм, телеграм, ютуб-канал. Безусловно, взаимодействие со СМИ обязательно должно быть. Вы — представители тех самых креативных индустрий, вы можете так же размещаться на Арт-заводе как резиденты. Тем более, там всегда будет повод для новостей.

 b Арт завод в Саранске   b  миссия по спасению истории и креативной индустрии 1Не установили для себя лично какой-то маркер успеха вашего проекта?
Маркеры появляются постоянно в тех или иных масштабах. Ближайшим маленьким маркером успеха я вижу достижение 500 активных подписчиков в инстаграме. Мы смотрим людей, которые подписаны на страницу, это живые люди, интересующиеся проектом. 500 людей для проекта, который пока живет одной идеей, это круто. Для меня это круто. Это тоже определенный маркер информационного успеха.
Понятно, что на каждом этапе маркеры успеха будут свои. В какой-то момент даже первое упоминание в местном СМИ было маркером, потом в федеральном, потом первый приезд медийной персоны на этот объект. Самым грандиозным для меня станет запуск первого этапа проекта — это покажет полезность и продуктивность нашей работы. Будем надеяться, что это в скором времени произойдет.

Для того, чтобы понимать важность проекта «Арт-завод» нужно видеть это уникальное пространство. Можно дождаться начала экскурсий, а можно начать следить за новостями в социальных сетях. Проектной командой уже проделана работа, которая поражает внимательностью к деталям. Вполне возможно, что слои истории, которые так явно видны в этом пространстве станут источником вдохновение для творческих людей и помогут что-то изменить в жизни нашего города.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: