Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев: «Фактически, часть World of Tanks была придумана в Саранске»

Поговорили с генеральным директором и основателем BYTEX о том, как в Саранске появилась одна из знаковых IT-компаний на российском рынке, профессии тестировщика и каково быть руководителем 16 лет

Как мы это сделали

Саранск — маленький город, с населением около 300 тысяч человек. Но даже в нашем городе есть компания, в списке проектов которой красуется и известные всем World of Tanks, и World War Z, Total War: Arena и многие другие успешные российские и зарубежные компьютерные игры. Тестированием перечисленного, а также разработкой и IT-образованием занимается саранская компания BYTEX, которая образовалась еще в 2004 году. Сейчас в компании работает 270 человек, ради трудоустройства сюда приезжают люди из Ульяновска, Омска, Красноярска и других городов, а BYTEX, тем временем, только увеличивает количество сотрудников и мечтает разрабатывать собственные игры.

Об этом всем мы поговорили с генеральным директором и основателем компании Дмитрием Карасевым. Здесь все про то, как это получилось, кто такие тестировщики, что востребовано на игровом рынке, и как в Мордовии обстоят дела с кадрами.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1Как все началось?
В 2002 году мы с другом Алексеем Фомичёвым вместе работали в «Интернет-доме», в то время — сосредоточение IT-молодежи, игровой и образовательный клуб. Чуть позже, оттуда, я уехал в Москву — работать редактором раздела КПК издательского дома «ГеймЛенд». Таким образом получилось, что Алексей остался в Саранске, а я обосновался в Москве. На тот момент я уже долго занимался журналистикой, часто читал журналы и вычитал в одном из них, что выходит настольная карточная игра «Берсерк» (российский конкурент очень популярной на тот момент «Magic The Gathering»).

Русских аналогичных игр не было, поэтому я предложил Алексею (а он был очень высококвалифицированным программистом) попробовать сделать компьютерную версию этой игры. Игра красивая, но сложная — это такие шахматы, где у каждой фигуры по сотне параметров. Ее сложно разложить на столе и держать в голове все характеристики отрядов. Предложение понравилось, Алексей связался с разработчиками этой игры — компанией «Мир Фэнтези», после чего у них начался активный диалог.

Тут сказалась географическая удаленность Саранска от Москвы, и по естественным причинам так получилось, что мне с представителями компании-разработчика было встречаться удобнее. Так я и втянулся в игровую разработку, хотя базово не планировал. Мы нашли художника и еще одного программиста. Вчетвером мы и начали делать игру в далеком 2004 году.

В 2005 году игра была издана на CD компанией «Новый диск» умопомрачительным тиражом в 10 000 копий. Для региональной компании это было очень даже хорошо. Финансировалось все из наших с Алексеем запасов. Когда стало ясно, что игра стала популярной, в 2006 году нас издала компания «Майл.Ру» и мы поселились на их игровом портале.

Тут пришлось журналистику бросать и брать в свои руки управление всей этой игровой компанией, хотя не то, чтобы я сильно стремился. Можно сказать, насильно затащили.
В 2008 году в компании уже работало порядка 10 человек. Мы продолжали делать «Берсерк» и добавлять новые наборы карт, работать с «Майл.ру». Берсерк был издан на испанском, итальянском, английском, польском и немецком языках.

Тогда случилось еще одно знаковое для компании событие — на одних из переговоров в Москве я познакомился со, ставшим в последствие бешено популярным, Вячеславом Макаровым — создателем игры World of Tanks в будущем. Он начал работать у нас геймдизайнером и помогал нам делать «Берсерка». В 2008 году Слава уехал делать «Танки».

Фактически, часть World of Tanks была придумана в Саранске.

Конечно, он работал у нас непостоянно, периодически приезжал из Москвы, но все же, мы приложили руку к созданию хита.
В 2011 году нами заинтересовалась, находящаяся тогда на пике популярности, компания Nival — они делали «Блицкриг 3», Prime World и еще много других игр. Они стали нашим инвестором и соучредителем. При стратегическом партнерстве с «Нивалом», мы немножко изменили свой концепт — ушли от клиентских игр к браузерным. Тогда был пик популярности браузерных игр, и мы в параллели запустили еще две игры во вселенной «Берсерк».

В тот момент в 2012 году, когда игры были запущены — у нас работало в районе 40 человек. Из них человек 7 были привлечены из других городов — из Костромы, Киева, Белой Церкви, Омска, Санкт-Петербурга, Ижевска. И в 2012 году по запросу компании Nival, у которой созрело к тому моменту несколько крупных релизов, прежде всего Prime World, мы создали у себя небольшую тестовую студию. Тогда в ней было 2-3 человека. В том же 2012 году сказались наши давние связи с Wargaming и мы начали делать коллекционную стратегию WoT:Generals, основанную на бренде World of Tanks.

Компания успешно пережила кризис 2008 года, а потом и кризис 2012 года. Тестовая студия была нашим островком стабильности, а разработка игр — как я люблю сравнивать, это всегда рулетка. Во-первых, разработка игр — это очень затратно. Средний бюджет игр в 2012 году — от 300 до 400 тысяч долларов. Сейчас уже гораздо больше. И вот эти 300-400 тысяч долларов можно было или отбить, или не отбить и получить ноль. Чего нельзя сказать, про тестовые услуги.

Да, задача тестовой студии подразумевает меньшую маржу, зато постоянную. Диверсификация бизнеса между двумя направлениями — крайне рисковым игровым и стабильным тестовым — дала нам возможность пережить все последующие кризисы.
Сейчас в 2020 году нашей компании 16 лет, за которые не было ни одной волны сокращений. Здорово помогает, что очень большая часть выручки — экспортная. Около 96% выручки — это экспорт. Т.е. любые колебания курса рубля не сильно нас затрагивают, хотя когда доллар падает — тоже плохо.

Тестовая студия стала расти, в разработке сейчас работает 12-15 человек, которые перешли на разработку сайтов и бизнес-приложений. Сейчас мы доросли до того, что в компании работает 270 человек.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1В чем специфика работы тестировщика? Байки про «играть целыми днями и не напрягаться» — правдивы, или это просто романтизация профессии?
В работе тестировщика есть счастливые моменты, когда можно просто поиграть. Это вид тестирования, который называется playtesting, exploration testing. Когда тестировщик абсолютно без любого сценария играет в игру как обычный пользователь и пытается найти баги. Но такой вид тестирования встречается редко.

Большая часть работы тестировщика — это регламентированный и фиксированный поиск багов. Есть тест-кейсы — это гигантские наборы действий, которые нужно произвести с продуктом. Все эти действия нужно последовательно пройти и повторить на каждом релизе игры. А есть игры, которые каждый день выпускают новый билд. И тестировщик делает каждый день, по сути, одно и то же.

Но и здесь есть большая доля интереса. Когда люди долго тестируют один и тот же продукт, они внезапно не выгорают, а начинают чувствовать этот продукт. Смотрят список изменений, которые вышли и понимают, что вот здесь точно что-то сломалось. И отклоняясь от своего тест-кейса — например, нажимают кнопку «сменить разрешение» — и да, именно там находится баг. То есть они уже живут продуктом, фактически приближаются к программистам. Работа требует и усидчивости и очень здоровской логики, потому что, недостаточно просто написать, как это было в ранних баг-репортах по нашим играм — «я нажал кнопку и что». Это не баг-репорт!

Последовательно расписывается баг, снимается ролик. Например, бывает мы уходим в тестирование сложной техники — как в World of Tanks, когда у них выпускались колесные танки. В данных условиях, стараемся, чтобы в команде, которая тестирует эти танки, были знатоки именно военной техники, которые знают, как техника работает в реальном мире. Много работаем с зарубежными партнерами, поэтому тестировщику важно знать английский язык — в идеале на самом высоком уровне.

Интересно, что тестировщики проходят линейку роста и по итогу доходят до серверной части игр, а там уже нужно писать скрипты, понимать, как работает сервер. Любой тестировщик плавно мигрирует в сторону программиста.
Очень классная тенденция в профессии тестировщика за последние пять лет в том, что, как правило, они становятся продуктовыми директорами. Раньше до этой позиции росли из художников или программистов. А сейчас тестировщик — это путь в руководство. Ведь чтобы работать руководителем, нужна въедливость, усидчивость, коммуникация — все это есть у тестировщика.

Тестировщик — хороший, не сказать что легкий, но путь в профессию руководителей отделов, проектов и т.п.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске
 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1Как вы находите сотрудников в Мордовии и насколько это сложно?
Так как набор у нас постоянный (за прошлый год набрали 70 человек, а за последние два месяца — 37), мы постоянно расширяемся, поэтому пользуемся «ковровым» методом привлечения людей.
В 2018 году мы получили образовательную лицензию и теперь преподаем во всех средних и высших учебных заведениях города, практически на всех факультетах и кафедрах, где факультатив по тестированию включен в учебную программу.

За прошлый год мы обучили 1600 человек в вузах и ссузах. Все колледжи, почти все высшие учебные заведения — это первая ступень, где мы готовим людей, где лекции читают наши преподаватели. Таким образом, люди понимают, что это за профессия. И когда они приходят к нам трудоустраиваться, мы уже знаем их оценки, они быстрее погружаются в процесс. Дело обучения студентов — достаточно сложное и затратное, но дает нам стабильный поток сотрудников. В 2019 году мы пошли еще дальше и активно работаем со школьниками, старшеклассниками. Хочется, чтобы дети отучились в школе, потом в университете и пошли работать у нас.

Хороший выхлоп дают игровые турниры. Сейчас, в связи со сложной эпидемиологической ситуацией, турниров не проведешь. А так с двух последних проведенных нами турниров «На Берлин» по игре World of Tanks в 2018 и 2019 годах, мы взяли на работу совокупно человек 40, а то и больше.
Третья часть — ковровое «бомбометание» в разные группы, соцсети.
Но фактически, больший выхлоп дает обучение.

С третьего квартала прошлого года появилась одна интересная тенденция среди соискателей — очень много иногородних. В последнем наборе были люди из Пензы, Ульяновска, Красноярска, Краснодарского края. Сейчас у нас работают ребята из Крыма, Донецкой Народной Республики, из Одессы, из Перми, из Омска, из Томска и так далее. С месяц назад к нам устраивался капитан дальнего плавания уже на пенсии. Приехал, прошел собеседование. Но мы несколько побоялись брать этого человека, ведь и не факт что это — его судьба.

В последнее время много людей — 35+, которые хотят сменить работу на что-то стабильное. Экономическая ситуация вокруг не особо радует, а глядя на компанию, которая 16 лет живет-растет, задумываешься о трудоустройстве.
Участие в международных и российских конференциях тоже дает бонус. Поток иногородних на самом деле большой, многие хотят в Саранск переехать.

Люди приезжают сюда, смотрят цены на жилье, смотрят на качество жизни — очень быстро находят квартиру и остаются. Многие иногородние, которые работают у нас по 3-4 года, уже взяли ипотеку, в Мордовии это вполне доступно.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1А на собеседованиях кому отказываете?
Собеседования я не провожу уже лет пять. Хотя когда-то сам разрабатывал схему этих собеседований.
Знаю, что сейчас оно проходит в два этапа. Касаемо объемов привлекаемых людей — последний раз взяли 37 человек — на этот объем было прислано около 600 рабочих резюме. Конкурс сейчас — 15 человек на место. Из них 10 отсекаются рекрутером до прямого собеседования.

Знаю, что ценится разговорчивость, усидчивость, русский, английский и в идеале профильное образование. Хотя у нас есть руководители с педагогическим образованием. Если рассматривать по кафедрам — очень любим матфак. Одно время к нам весь иняз приходил работать. Из 20 человек выпуска, 18 работало у нас. С удовольствием берем выпускников направления «Бизнес-информатика», студентов из СГПЭКа.
Совсем не приживаются — люди, которые вообще не играют. Интерес к играм нужен, невозможно работать над тем, чего не любишь.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1Какой уровень текучки в компании?
По итогам прошлого года — 3,8%. В целом ниже, чем по индустрии.
Очень пошлая фраза, но такое ощущение, что у нас на самом деле все дружат, по 6-7 лет работают. А если кто и уходит, провожаем со слезами на глазах.
Те, кто от нас ушел, теперь работают тестировщиками в 1С, «Яндексе», в «Касперском», в «Сбербанке» — в очень крупных российских компаниях.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1Расскажите про плюшки, как вы мотивируете сотрудников?
Конечно, бесплатные печеньки, чай, кофе — без них никуда.
Пока позволяла эпидемиологическая ситуация — мы каждую неделю играли в настолки, проводили внутренние киберспортивные турниры.
Очень много образования — людям нравится учиться, у нас бесплатный английский, курсы менеджмента, есть даже курсы русского языка — для каждого уровня отдельные курсы.
До того как вышло распоряжение Главы РМ об обязательной организации доставки сотрудников до места работы, мы запустили свои автобусы. Сотрудникам приятно приезжать на фирменном транспорте.
Последний месяц сотрудники сдают тесты на ковид бесплатно. 10-20 человек мы тестируем еженедельно за счет компании.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1Как обстоят дела с ковидом у вас в компании?
За последнее время тесты сдали 92 человека, вроде все хорошо.
На самом деле из-за пандемии пришлось проделать много работы. Сейчас на удаленке около 142 человек, а в офисе работают 110-115 человек. Сюда попадают новички и те проекты, которые не могут работать удаленно в принципе. Есть сложные вещи вроде мобильного и консольного тестирования. Ряд удаленщиков уже просятся назад в офис.
Ко всему организовали бесплатное питание для тех ста человек, которые здесь были.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1Как карантин повлиял на игровой рынок?
Игровой рынок слегка схлопнулся. По миру где-то на 15%. Хотя мобильные игры выросли, а вот игры на ПК припали. Могу предположить, что из-за удаленного образования, дети отобрали у родителей компьютеры, и им стало негде играть. В целом по IT-индустрии прогнозируют упадок на 30-40%, хотя игровая индустрия идет ровно.
Нам этот кризис дал крупное увеличение расходов. Повезло, что изначально большая часть наших помещений была оснащена бактерицидными лампами, везде вытяжка, приточка. Часть денег была потрачена до всей ситуации с ковидом, иначе, мы бы не сдюжили.
И то, закупка антисептиков и оснащение даже самых маленьких помещений кварцевыми лампами и другими средствам безопасности, увеличили наши расходы на 20%. Первый месяц карантина принес нам переезды и перевозы всех по домам. Один месяц мы работали в минус точно, следующий с небольшой маржой.
Маржа упала почти в 2,5 раза. Зато никто не болеет. Карантин — штука дорогая. Сто литров антисептика расходятся у нас за 3 недели.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1Мобильное, консольное тестирование — на какие из ваших услуг больший спрос?
70% — это компьютерные игры, 20% — мобильные игры, еще меньше — консольное тестирование. Совсем маленькую долю занимает тестирование VR.
К слову, к тестировщикам VR, предъявляют более жесткие требования — нужен крепкий вестибулярный аппарат. Люди меняются каждые 30 минут при работе.
Расценки у нас одинаковые на все виды тестирования — правда, на консольное чуть повыше, потому что это специфичная сфера.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1Как думаете, популярность каких форматов будет расти?
Однозначно, консоли. А вот с мобильным интересная ситуация складывается.
Мы же тестируем с 2012 года. С 2012 по 2015 мобильное тестирование составляло 60% заказов. Почти не было клиентских игр, зато были браузерные. Всего пять лет назад было так. С 2016 по 2018 годы были только ПК, а заказов на «мобилки» в то время вообще не было. С 2018 года они возвращаются и забирают себе положенные проценты.
Могу сказать, что ПК никуда не денутся, в том числе, прогнозируем рост консолей, благодаря выходу нового поколения. А время VR, к сожалению, еще не пришло.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1Расскажите про вашу работу в качестве руководителя компании. Вы столько лет занимаете эту должность. Чего в буднях больше — творчества или рутины?
У нас в компании девять разных отделов. Их руководители, по большей степени, перерабатывают всю рутину.
На мне остаются сложные переговоры с самыми крупными партнерами. Чем партнер крупнее, тем у него и «хотелки» больше, и требования выше, всякие чудеса тоже происходят.
Плюс командировки. За прошлый год провел в командировках около 120 дней. Это достаточно большая часть моей работы, которая съедает много времени и сил. Но это не рутина, каждая командировка по-своему интересна.
Вторая важная часть работы — стратегическое планирование. Далеко не в первый раз у нас выдается сложный год, поэтому нужно постоянно что-то придумывать. Все мои сумасшедшие идеи выслушивает бюджетный комитет из пяти человек, и если что-то из предложенного не принимают, я иду придумывать новое.
Как правило, руководитель компании — это еще и психолог. При том, что у нас есть отдел подготовки и развития персонала. Там с людьми работает человек с дипломом психотерапевта. И все же, достаточно много личных вопросов и проблем сотрудников прилетает именно ко мне. Психолог из меня получается, видимо, хороший.
Ну, и одна из самых важных частей — финансовое планирование.

Сколько не читай книжек и не внедряй современных технологий, так или иначе, ты постоянно бросаешь кубики и кости, и очень важно кинуть ее в правильном направлении и предсказать — вырастет консольный рынок, к примеру, или нет.

Без интуиции вообще ничего не работает.
Рутины мало — так, иногда принесут 250 листов на подпись. Меня щадят.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске  1Что у вас в планах на будущее?
В планах на этот год — вырасти, удвоить количество персонала. И очень хочется запустить заново вторую смену. Когда наш офис был не таким большим, у нас работали в три смены. Тогда появится больше пространства для маневров.
Люди уже соскучились по киберспорту, поэтому, как только, так сразу его запустим. Ну и самый большой план — дождаться, когда ситуация с ковидом нормализуется, и можно будет вернуться к обучению детей.
А еще мы готовим большой образовательный проект. Хотим вернуть подготовку программистов — готовить около 100-200 человек в год. И когда у нас появится такое количество сотрудников — расширить отдел разработки. Мы хотим запустить в работу пару крупных игр. Разработка хоть и рисковая вещь, но интересная. Это самая розовая мечта.

 b Основатель компании BYTEX Дмитрий Карасев   b   Фактически  часть World of Tanks была придумана в Саранске

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: