Спросили у главных участников образовательного процесса, что они ждут от учебы, когда всех закроют на карантин и боятся ли они возвращаться в школу и университет
Как мы это сделали
До 1 сентября осталось меньше недели, но все кому предстоит вернуться на учебу до сих пор в смятении. Если с тем, как будет организован образовательный процесс и линейки, стало хоть немного понятнее после появления в сети комментариев Администрации Саранска и интервью проректора по учебной работе в МГУ им. Н.П. Огарева, то чего можно ждать от учебного года в принципе, можно только гадать. Как и о том, закроют ли учреждения города на очередной карантин после массового возвращения обучающихся в школы и ВУЗы. Мы решили узнать, что чувствуют студенты и преподаватели, школьники и учителя перед началом учебного года, боятся ли вернуться, как относятся к дистанционному обучению и ждут ли закрытия всего и всех в ближайшее время.
Маргарита Ретивых, студентка 4 курса
Ничего хорошего я от нового учебного году не жду. В принципе, хочу, чтобы 2020 год уже закончился. Я студентка выпускного курса, в этом году пишу диплом, и боюсь, что будет сложно налаживать коммуникацию. Возможно, не будет такого, когда можно прийти к преподавателю, сесть, обсудить и обговорить различные вопросы — все станет гораздо сложнее.
Скорее всего, мы будем учиться несколько недель, может даже выйдет месяц полноценной нормальной учебы. И то, в основном у нас будут онлайн-лекции и несколько семинаров, на которые мы будем приходить. Это не окончательная информация, прогнозы никто старается не делать.
Дистанционный формат мне в принципе нравится, потому что ходить каждый день в университет на одну-две пары непрактично. Лучше выделить час и послушать онлайн-лекцию в пижаме. 100% нас будет ждать огромное количество домашней работы. А это проблема, задают, действительно, много.
Если говорить про карантин, то я думаю, мы проучимся месяц максимум, а потом начнется период ОРВИ и ОРЗ, и скорее всего нас всех позакрывают. Это может случиться даже раньше.
Страх перед возвращением в университет есть. Это в любом случае толкучка в гардеробе, небольшое пространство в лифте (хотя лифты могут и закрыть). Страшно потому, что я стараюсь ни с кем не встречаться, особенно в закрытых пространствах, не считая магазина и транспорта — да и там всех обычно сторонюсь.
Константин Свойкин, доктор филологических наук, заведующий кафедрой английской филологии
От нового учебного года я жду работы. Не вижу никакой разницы в том, будет она дистанционной или нет. Задачи стоят вполне выполнимые с точки зрения «дистанционности». Конечно, это более муторно, в отличие от традиционного формата, но это работа.
Как раньше уже точно не будет. Скорее всего, произойдут серьезные изменения, не только из-за коронавируса, а из-за того, что большинство студентов и преподавателей опробовали удаленный формат и та часть, у которой это получилось эффективно, постепенно перейдет на «дистанционку». Например, письменные работы будут писаться не ручкой на листочке, а скорее всего с клавиатуры в документ. Как минимум.
Тотального перевода всех на «дистанционку» не будет. Лекции будут точно проводить онлайн. А там, где нужно будет аудиторное присутствие, занятия проведут аудиторно.
По многим дисциплинам, по нашему направлению в том числе — нет никакой разницы, будет студент сидеть в аудитории или за компьютером. Главное, чтобы он участвовал в работе, и регулярно давал обратную связь.
Я за эффективный формат. Если эффективно работать дистанционно по определенным направлениям, значит нужно работать дистанционно. Если это не эффективно, то надо работать аудиторно. Невозможно дистанционно осуществить химический опыт, какой бы эмулятор не стоял на компьютере. Все-таки химия — это взаимодействие веществ, а не взаимодействие пикселей на экране.
В то же время, коммуникативные процессы, работа с языками, литературой, социальными моментами постепенно будут переходить в область проводной коммуникации. Сейчас нет нужды лететь специалисту из города в город, чтобы обсудить с другим специалистом какие-то вопросы в устной форме. Чаще всего подобные беседы проходят в дистанционном формате — Skype и Zoom в помощь.
Про то, когда нас закроют, ничего не знаю. Не думаю, что впереди всех ждет серьезный карантин. Скорее всего, дистанционного обучения просто станет больше, а к новому году, возможно, все утрясется.
Ситуация к нам не пристроится, мы будем пристраиваться к ситуации.
Анна Николаева, учитель (имя изменено по просьбе интервьюируемого)
В новом учебном году не хотелось бы продолжения пандемии и общей истерии по этому поводу. Хочется, чтобы все нормально учились, работали и радовались жизни.
Определенные изменения произойдут, однозначно. В школах изменится режим работы, будет скорректировано расписание, дети будут находится в одном кабинете, у учителей, скорее всего, увеличится продолжительность рабочего дня, будет выделен один день на дистанционное обучение. Но это не самое страшное. Самое страшное — снова вернуться к дистанционному обучению (что скорее всего нас всех и ожидает). Придётся «перекраивать» рабочую программу, искать новые способы достоверной проверки знаний учащихся, терять личное время и здоровье.
Считаю, что традиционный формат обучения лучше дистанционного. Недостаток последнего в том, что дети и учителя проводят весь день перед экраном монитора, из-за чего страдает зрение, ухудшается самочувствие и настроение, отсутствует личный контакт. Бывает почти невозможно вести урок-беседу, потому что не у всех детей есть камера/микрофон и т.д. Я могу до бесконечности перечислять минусы дистанционного обучения, но думаю уже ясно, что я от него не в восторге.
Когда нас закроют на карантин? Хотелось бы сказать — никогда, но поговаривают, что в конце сентября это произойдет.
Роман Кручинин, ученик 8 класса
От нового учебного года ничего особенного я не жду. Как по мне, дистанционное обучение — это прекрасно. Проснулся, умылся, спокойно позавтракал, никуда идти не надо, сидишь в пижаме за компьютером, сделал уроки — все. На мой взгляд, это намного удобнее, чем ежедневное посещение школы.
Что я думаю по поводу карантина? Думаю, что мы уйдем на него после декабря. К школе я, конечно, не готовился, как и 90% остальных ребят, на мой взгляд. Так же 90% школьников не боятся возвращаться в школу. На «дистанционке» мы учились всего пару месяцев, и привыкнуть к ней не успели.
Диана Бакеева, кандидат культурологии, преподаватель
Конечно, очень хочется, чтобы университет поскорее открыл свои двери для студентов. От нового учебного года я жду различных начинаний, воплощения творческих идей, а помогут в этом активные, понимающие, любознательные, добродушные, готовые к научной и учебной деятельности студенты; а также отзывчивые и знающие коллеги. Нужно выполнять свою работу профессионально, развивая при этом способности обучающихся (студентов, магистрантов, аспирантов), их таланты.
Более подробно о нововведениях сообщила проректор по учебной работе Алина Юрьевна Маслова. Так, например, изменилось расписание звонков. Занятия будут начинаться в 9:00, а не в 08:00, как это было раньше. Это связано с тем, чтобы разгрузить потоки людей и избежать скопления народа в транспорте. Предусмотрен технологический перерыв между второй и третьей парой — 50 минут. Все поточные лекции, которые порой объединяют более 100 студентов, будут проводиться дистанционно. Вполне возможен переход на кабинетную систему, когда по аудиториям ходит преподаватель, а не студенты. В приоритете и проведение занятий в смешанном формате. Например, по моей дисциплине «Интернет-журналистика и новые медиа» мы будем встречаться с ребятами очно в аудитории на лабораторных занятиях. С магистрантами-заочниками лекции запланированы в дистанционном режиме.
Считаю, что дистанционное обучение полностью не может заменить традиционное очное. Это особая атмосфера, энергетика. Но пока в текущих условиях нам остается придерживаться рекомендаций. Убеждена, что добиться успеха в реализации общей цели возможно только благодаря личным усилиям и ответственному отношению каждого. Кроме того, как мне кажется, ключевым фокусом должна стать работа над мотивацией и вовлеченностью студентов. Изменения и новый опыт, приобретенный в 2020 году, может вывести университетское образование на новый уровень и окончательно зафиксировать статус и роль преподавателя в мире гаджетов и доступной информации. Мы все-таки предполагаем, что наши студенты — люди сознательные. Хочется в это верить. И что они действительно хотят учиться. Человек, который сознательно хочет учиться, несет ответственность за свое образование и ищет возможности. Так что очень странно читать, например, отзывы в соцсетях: мне кто-то чего-то там не обеспечил. Это какой-то потребительский подход.
На мой взгляд, нам предстоит не менее витиеватый сценарий и в случае продолжения дистанционного формата обучения. Практически за полгода уже изменилось многое и главное — восприятие процесса обучения людьми: студентами, родителями, преподавателями, руководством. Но прогнозы на будущее не рискну давать.
Екатерина Калязина, ученица 10 класса
2020 год, действительно, особенный, но я не думаю, что стоит ждать от него чего-то сверхъестественного и кардинально нового. Я жду только возможности ходить в школу как раньше.
Конечно, ситуация не позволяет оставить все, как было. Наша школа будет работать в две смены, чего раньше я представить не могла. Мы будем находиться в одном кабинете: ношение перчаток, измерение температуры, дезинфекция классов — все включено. Но все это просто способ подстроиться к новой критической ситуации, не более того.
По большему счету мне все равно, будет ли у нас дистанционный или традиционный формат обучения. Я не отношусь к ярым ненавистникам или сторонникам ни того ни другого. Но если бы у меня был выбор, то я выбрала бы традиционный формат. Он привычный, так проще, так легче усваивать информацию. Домашняя обстановка в плане учебы в какой-то степени напрягает. В школе чувствую себя комфортнее.
Думаю, что на карантин нас пару раз закроют. Осенью, где-нибудь в конце ноября, и ближе к февралю, когда обычно происходят вспышки гриппа.
Мне не страшно возвращаться в школу. Что страшного может быть в обучении? Да, заканчивать 9 класс было сложно, но вряд ли скоро произойдет что-то, что нас заденет, испугает или сломает.