Преподаватель спросил: «Что за ужас ты делаешь?» Интервью с мастером-керамистом «глазастой» посуды — Дариной Семилетовой

Многие годы практик, поиска своего стиля и зрителя — краткий путь к успеху в искусстве

Как мы это сделали
Казалось бы, глина — это материал простой и каждому знакомый. Что может быть в ней особенного? Однако в нужных руках глина способна стать чем-то большим, чем просто материалом. Она способна стать настоящим искусством, способным отражать человеческие чувства, демонстрировать прежде незнакомые эмоции и открывать потаённые уголки души.

Где заканчивается мастерство и начинается искусство? Возможно ли создать что-то действительно ценное в наше время? Эти и другие вопросы мы задали Дарине Семилетовой, девушке, для которой керамика — это не просто работа, а способ познания мира и самовыражения. Мы поговорили о творческом пути, трудностях и радостях профессии, а также о том, что делает её керамику такой уникальной.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Что для вас керамика?
Керамика для меня — это уже основная часть жизни, моя профессия, которую я выбрала и которой занимаюсь постоянно.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Как вы пришли к своему стилю?
Шла долго. Дело в том, что сперва я начала делать довольно милые вещи и стремилась к тому, чтобы изделие понравилось людям. Это и было моей главной ошибкой, потому что такая керамика мне в результате не нравилась. Были поиски: геометрические орнаменты и мордовские узоры, но так как всё это тоже не нравилось мне — это не нравилось совершенно никому.

Был момент упадка — когда твоё творчество не приносит удовольствия, а окружающим оно просто не нужно. Хотела все распродать и «закрыть» историю с керамикой.

Но где-то осенью 2019 года я подумала: «Почему я создаю то, что нравится людям, а на самом деле хочу сделать такую кружку, которая будет нравиться в первую очередь мне?»

И получилось, что я хочу создать своё внутреннее, так как не все мы такие, какими кажемся снаружи. Мы и хорошие, и плохие. Поэтому я и захотела сделать кружку, которая будет мерзкой, немного пугающей — вот это будет моё родное — такая неидеальная, с потёртостями керамическая кружка.

Помню, как только я её выложила, преподаватель, с которым я работала в школе, сказал: «Что за ужас ты делаешь?» Тогда я почувствовала, что всё получилось. И через пару дней ту литровую кружку с тремя глазами выкупила художница из Питера. После этого я продолжила экспериментировать: добавлять больше глаз, подбирать необычные цвета. Появилась концепция, что это не просто интерьерная кружка, она в первую очередь для человека и выбирает он ее для себя сам. Люди ищут то, что им откликается и это самое классное — когда тебя поняли и ты со зрителем на одной волне.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Возможно ли в современных реалиях создать предмет искусства из керамики? Мы знаем, что посуда из фарфора ценится достаточно высоко, а что насчет керамики? Мы можем увидеть керамические изделия в музеях, но могут ли современные мастера попасть в какую-либо экспозицию?
Фарфор — тоже керамика, один из её видов. Это достаточно тонкая вещь, на свет — полупрозрачная. Он славится потому, что это дорогой материал, с которым далеко не каждый может работать. Ценится в нём не просто то, что это кусок фарфора, а прежде всего его технологическая сложность и, если он расписной, художественная значимость. Поэтому я считаю, что тут главное не материал. Искусством может стать даже мусор, если его правильно скомпоновать и дать смысл. Всё, что искусство — несёт в себе посыл. И керамика тоже может им быть.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Где заканчивается мастерство и начинается искусство?
Когда задаём смысл тому, что сделали. Когда творец вкладывает в изделие что-то своё, личное. Вот здесь и начинается искусство. Когда предмет не просто предмет, а он идею в себе несёт. Но главное ещё и то, как будут реагировать зрители. Искусство — это посыл автора и как на него реагируют окружающие. Даже если они поймут этот смысл не сразу, а через время.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Вы можете обозначить момент, когда керамика стала популярной? В России и в Саранске, в частности. Почему это произошло?
Для меня это произошло где-то в 2016 году, тогда я заметила первую активность в керамике. Когда я училась в университете (прим.ред. — Дарина окончила МГУ им. Н. П. Огарева, присуждена квалификация «Художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель по специальности «Народное художественное творчество»), мы копали глину сами, изготавливали — тоже. Глину не покупали. А потом как-то быстро это все появилось.

И стала популярна керамика потому, что стали доступны материалы. Не нужно уже ездить в огород на дачу копать глину и потом её очищать. Можно спокойно купить. Глина доступна, краски, кисти — все можно заказать, не выходя из дома. Даже лепить можно дома.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0А когда вы лично для себя открыли керамику? В университете или намного раньше?
У меня нет красивой истории о том, что я с детства лепила. Я вообще была неимоверной чистюлей. Рисовать — да. Все обои были изрисованы, мне это до сих пор мама припоминает. А в институте я, честно, терпеть не могла глину: руки вечно в грязи, одежда тоже. У нас были уроки скульптуры: там что-то слепишь, через неделю приходишь, а из глаза, например, уже выросло «дерево». Эти пары я частенько прогуливала. Я любила больше горячий батик, кисточкой творить.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Многие мастера-керамисты открывают свои школы, проводят мастер-классы — можем ли мы считать это своеобразным «потолком» такой деятельности? Или есть куда двигаться дальше именно в плане личного развития мастера.
В керамике нет ограничений, ты развиваешься постоянно. Я даже себя не могу назвать большим профессионалом. Потому что время идет, появляются новые технологии, нужно везде успеть. Керамика настолько многогранна, что всё это не можешь сразу даже уловить. Столько всяких глин, литье, ручная лепка, даже виды обжигов разные. Развиваться есть куда в любом случае. Конкуренция большая сейчас, мастеров много, и как обмен опытом это очень интересно.

Своя школа или открытие студии — это не потолок. В моей ситуации готовые работы дома уже некуда было ставить и мне нужно было отдельное помещение. Я просто нашла себе пространство, где работаю и куда мне приводят детей на обучение. Даже в мастер-классах нет «потолка» для своего развития.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Какой инструментарий должен быть у начинающего керамиста? Гончарный круг обязателен?
Вообще нет. Главное, глина есть, руки есть — всё, можно уже лепить.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Что вы можете сказать о рынке керамики в Саранске?
Рынок, в моём понимании, это место, куда можно прийти и познакомиться прежде всего с мастером. Я бы сказала, что у нас такого нет. Причём, есть хорошие и классные мастера, но о них даже не знают. Вот в чём дело. Ценности ручной работы и внимания людей просто нет. «Я на маркетплейсах могу заказать дешевле или в магазине горшки купить. Почему я должен у вас брать?» И до людей это очень долго нужно доносить. У них нет ещё понимания. Поэтому я бы сказала, что полностью сформированного рынка в Саранске нет.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Кто ваши покупатели?
Самые лучшие люди на свете!

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Если бы керамика могла говорить, что бы она о вас сказала?
У моей керамики нет рта — только глаза, а они говорят сами за себя.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Что для вас значит «успех» в керамическом искусстве?
Когда зритель с тобой на одной волне, он видит концепцию и считывает посыл — я считаю это успехом. Несколько лет назад, в Саранске, я выставлялась с кружками — их вообще не видели. Как правило, просто проходили мимо — в такие моменты начинаешь думать: «Что я делаю не так?» А когда мы рискнули и приехали впервые всей семьёй в Москву на Local Ceramics Fest, там люди заинтересовались. И от этого мне было очень страшно. Зрители спрашивали, я объясняла, а после слышала восторженные отзывы. Люди часто делятся ситуациями из жизни, когда видят мои работы. С того момента у меня появились постоянные зрители: кто-то следит в социальных сетях, кто-то пишет, а кто-то старается каждый мой приезд в Москву встретиться. Мы стали почти друзьями.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Что важнее: оригинальность или техническое совершенство?
Одно без другого не существует. Для меня важна как технология, так и оригинальность. Например, крутить горшки технологически правильные —круто, но это уже ремесло. И этому ремеслу очень тяжело научиться, чтобы быть действительно классным гончаром. Это будет искусством ремесла. А когда ты добавляешь какую-то оригинальность, что-то своё — будь то роспись или налепок, или даже порвать этот горшок и задать ему смысл — это уже искусство. Но все же они должны идти вместе: и оригинальная составляющая, и техническая.

Приведу пример на моих кружках: в них есть оригинальность, но и технически ими можно пользоваться. Это не просто предмет быта, который есть у каждого, в нём есть смысл. И можно сказать, что это искусство, которое каждый может себе домой принести, причём не просто как интерьерную вещь, ведь кружками можно пользоваться. Это искусство, которое работает для людей. И если бы там была неправильная технология изготовления, она могла бы легко треснуть в руке. Поэтому и технология, и оригинальность должны идти рука об руку.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Керамика для вас это всё ещё хобби или основной источник дохода?
Честно, керамика никогда для меня не была просто увлечением. Я считаю, что хобби — это что-то поделать и забросить до того момента, пока не появится настроение. Для меня хобби — это вязание. Керамика — это больше профессиональная деятельность, целенаправленная, которая сейчас является моим основным источником дохода. И к этому я долго шла: 10 лет практиковалась, искала свой стиль. А когда отклик нашелся, стала на этом зарабатывать.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Какие чувства или эмоции вы стремитесь выразить в своих работах?
Я, наверное, стремлюсь больше увидеть эмоции, которые возникают у зрителя. Леплю то, что мне нравится. Постоянно что-то добавляю, что-то меняю, но, когда вижу чувства, которые возникают у покупателей и зрителей, просто мимо проходящих, — вот это очень интересно! Потому что все люди разные, эмоции у них тоже разные. И мне больше интересно услышать человека и его историю.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Если бы появилась возможность сделать подарок известной личности, то что бы это было и для кого?
Если говорить о «глазастых», то не факт, что какой-то известной личности понравился бы такой подарок. Всё-таки нужно знать человека, следить за ним. А у меня особо нет времени для этого. Я в этом году много болела. И помню, как шла на последний приём к своему терапевту — Анастасии Евгеньевне — которая буквально за руки вытянула меня из пневмонии. В этот день я подарила ей чёрную кружку с глазами из одной своей коллекции. Ей очень она понравилась. Когда я общаюсь с человеком и возникает мысль о том, что ему могла бы подойти кружка такого-то цвета, с такими-то глазами — беру и делаю, а потом дарю.

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой

 b Преподаватель спросил   Что за ужас ты делаешь     b  Интервью с мастером керамистом  глазастой  посуды   Дариной Семилетовой 0Что в керамике можно назвать счастьем?
Когда все удачно проходит и обжиг получается — это для меня счастье.

Автор: Катя Пескова

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: