Сидим дома: готов ли Саранск учиться дистанционно?

Ученье — свет (от монитора ПК)

Как мы это сделали
Как обычно: пристали к людям с вопросами. Оторвали родителей детей и студентов от домашки, отвлекли учителей и преподавателей... Дистанционное обучение оказалось серьезным испытанием. Кто-то до сих пор не понимает, что делать со свалившейся горой проблем. А кто-то открыл для себя новые возможности и теперь активно ими пользуется.

Сидим дома  готов ли Саранск учиться дистанционно   Арина, одиннадцатиклассница

Для занятий в основном используются Zoom, соцсети и Гугл-формы — для тестов. Учителя скидывают нам задания и самостоятельные в общий чат, а на видеоконференциях все проходит, как на обычном уроке: такое же объяснение материала и опрос. У некоторых моих знакомых есть более продвинутые учителя, которые проводят уроки в Discord и даже ведут стримы. Домашку в основном отправляем через почту или ВКонтакте, потому что электронный журнал большую часть времени не работает.

Пожалуй, самый удобный из всех сервисов — это Гугл-формы. Их легко использовать с любого устройства, а учителя сразу получают результат в виде таблицы. Конференции в Zoom — не самый плохой вариант, но иногда они вылетают, также раздражают ограничения по времени, а поскольку практически все сидят с микрофоном и без видеокамеры, использовать Discord было бы логичней. Государственные сайты для подготовки к экзаменам выглядят довольно бесполезно, и тесты там решаются только с компьютера. Лично меня это раздражает, потому что теперь почти все уроки я делаю с помощью телефона. Сайт «Сдам ГИА: решу ЕГЭ/ОГЭ» тоже поначалу не справлялся с нагрузкой, но теперь хорошо работает. Самый неудобный сайт — это, как ни странно, электронный журнал, сейчас он стал более-менее стабильно работать, но перебои все равно бывают часто. На него было практически невозможно зайти, поэтому некоторые мои учителя даже перестали писать туда домашнее задание и теперь присылают его Вконтакте.

Удобно, что на сайтах с тестами тебе сразу приходит ответ и не надо ждать проверки. Видеоуроки можно замедлять или ускорять под свои потребности, а во время конференций можно слушать лекции и заниматься параллельно чем-то ещё. Домашнюю работу теперь не нужно сто раз переписывать и объяснять непонятный почерк, почти все печатается, ошибки легко исправить, замечания учителя сразу видны и понятны. Домашка теперь не теряется и всегда доходит до учителя. Ещё нет риска, что учитель забудет тебя отметить как присутствующего, потому что всегда видно количество зрителей, участников конференции и тех, кто прислал тест.

Неудобно, что большое количество сайтов, особенно старых и государственных, не справляется с нагрузкой: они вылетают, лагают, не сохраняют результаты и ещё много чего не делают. Лично меня раздражает, что не всё открывается с телефона, и некоторые задания можно выполнить только на компьютере. Ограничения по времени в Zoom тоже портят процесс обучения. Я, конечно, не против, чтобы урок закончился пораньше, но там даже предупреждений никаких нет при этом. И получается, что на моменте, когда дают задание, на следующий урок, все обрывается и половина информации теряется, а учителя забывают ее написать.

Для меня дистанционное обучение более эффективно, чем обычное. Появилось больше свободного времени, я лучше сплю, меньше нервничаю. На уроках теперь можно сидеть в нормальной одежде и в уютной обстановке, а не в душном классе и в неудобной форме. Предметы, которые не пригодятся на ЕГЭ, не заставляют страдать, как раньше, потому что тебе не нужно сидеть над ними по два часа, можно справиться со всеми заданиями за 30 минут и уделить время подготовке к экзаменам. Знаний я получаю столько же, сколько и на обычных уроках, просто теперь все без воды, на нее нет времени и интернета. Самый большой плюс для меня — это не видеть своих одноклассников, я совершенно не люблю групповое обучение, меня оно не стимулирует и раздражает. Когда я одна мне комфортней заниматься: не нужно заботиться о том, что и как ты делаешь, свои результаты ты не сравниваешь с результатами других, нет людей рядом, которых бы ты не хотел видеть. Конечно, я рада, что в классе мы все вместе списываем и есть, к кому обратиться за помощью, но по-настоящему важные предметы мне удобнее учить одной, без возможности списать или отвлечься.

Качество подготовки к ЕГЭ возросло. У многих репетиторы и так были в онлайне, а со школьными учителями мало кто занимается, к тому же у большинства из них сейчас технические неполадки. Времени стало больше, и теперь больше возможностей заниматься более качественно. Давайте сразу признаем, что в 11 классе часть предметов просто тратит твоё время в пустую. Некоторые учителя считают свой предмет самым важным и задают сотню заданий в день, при этом не проверяя их. Вот от этих неприятных вещей нас избавляет дистанционное обучение, потому что проверяют наконец-то всю домашку, которую задают, следовательно, ее количество уменьшилось. Конечно, появились побочные действия в виде домашних заданий по физкультуре, но это мелочи. Наконец-то скучные уроки превратились в подачу материала без воды, а на конференциях можно без напряжений присутствовать и не получать нагоняй за то, что ты не так сидишь. По сути, времени для подготовки теперь достаточно, и нервы в порядке. Я очень рада такому раскладу событий и получаю удовольствие от учебы, потому что можно быстро справиться с ней и перейти к экзаменам.

В какой-то мере, сбылась моя мечта: школу отменили, оставили только подготовку ЕГЭ, и у меня все получается.

Евгений, учитель информатики

Для визуального контакта с учениками мы решили использовать Zoom. Для дистанционного урока нам с учениками нужно 30-40 минут — столько же можно провести без перерыва в конференции бесплатной версии Zoom. Это ничуть не умаляет достоинства Skype, просто для нас он тяжелее в использовании и не так стабилен при плохом соединении с интернетом. В Zoom можно демонстрировать различные файлы и документы всем участникам конференции, в нем есть встроенный редактор — можно рисовать или писать, отмечать что-то на экране с файлом или документом.

Для обратной связи с учениками мы используем Российскую электронную школу — сейчас она работает стабильно. На Stepik ученики старшей школы могут не только продемонстрировать свои знания, но и изучать что-то сверх школьной программы. На «Фоксфорде» и «ЯКлассе» много тестов, единственный недостаток — там нельзя найти некоторые предметы, не все педагоги могут воспользоваться этими сайтами. Универсальный инструмент — Гугл-формы. Тут есть множество функций для создания тестов. Можно создавать вопросы с выбором одного или нескольких вариантов ответа, вопросы с развернутым ответом, шкалу или сетку ответов.

Не все предметы можно хорошо адаптировать под дистанционный формат. Например, чтобы показать свой рисунок учителю изобразительного искусства, ученик должен сделать фото. Плохое качество фото может повлиять на восприятие работы и на оценку.
Математика, русский язык, литература и некоторые другие предметы имеют большую часовую нагрузку — по 4-6 часов в неделю. Ученикам нужно изучить весь объем информации, сделать классную и домашнюю работу, а учителю нужно обработать большой объем данных — проверить все домашние и классные работы одного, двух или трех классов, дать обратную связь и изложить новый материал. Это долгая и трудная работа. Также многим педагогам сложно переделать свои тематические планы в электронный вид.

Однако, на дистанционном обучении легче организовать время и опросить по теме всех учеников. Каждый получает оценку, обратную связь по домашнему заданию и самостоятельной работе.

На уроке в школе фронтальный опрос очень ограничен во времени: успеваешь спросить только 4-5 человек, а на дистанционном обучении можно поговорить с каждым.

Не знаю, насколько это реально и как оценят эту идею педагоги, но я думаю, что формат дистанционного обучения нужно развивать. Сейчас мы получили печальный опыт и поняли, насколько республика готова к дистанционному обучению. Это полезный формат: он может позволить нам перейти на пятидневку и при этом не потерять количество учебных часов.

Сидим дома  готов ли Саранск учиться дистанционно   Ольга, мама шестиклассника

Я сейчас не хожу на работу — сижу дома на самоизоляции, и могу контролировать сына, помогать ему. Не представляю, как помогают детям родители, которые вышли на работу.

Учителя высылают детям задания и для классной, и для домашней работы. А получается двойной объем домашней работы: и мне приходится делать все вместе с сыном.

Дома он часто отвлекается, не может сосредоточиться. Если бы у детей были видео-уроки — это было бы более организованно. То есть, во время урока дети слушали бы учителя, а после разбирали бы домашнюю работу самостоятельно.

Письменные задания задают даже по физкультуре и музыке. Если тема не понятна, приходится искать видео-уроки, самостоятельно изучать ее, чтобы сделать домашнюю работу.

Учителя высылают задания в электронном журнале. В первые дни самоизоляции журнал зависал — от большой нагрузки. Мы начали пользоваться функцией переписки: до дистанционного обучения заходили в журнал, чтобы посмотреть расписание и оценки. В сообщениях отправляем учителям файлы с выполненными заданиями. Некоторые учителя не до конца разбираются в системе, с ними также общаемся через электронную почту. Иногда мы, родители, не понимаем, как делать какое-либо задание. Общаемся друг с другом в чате в WhatsApp.

Некоторые предметы шокируют. Например, каждая домашняя работа по математике сопровождается проверочной работой: в два раза больше заданий, и все это нужно сдать. А вот учитель русского языка заранее говорит, кто должен скинуть работы на проверку.
Хорошо, что на выполнение заданий даются сутки: сыну нужно много времени, чтобы сесть, сосредоточиться и сделать уроки.

Сидим дома  готов ли Саранск учиться дистанционно   Екатерина, учитель начальных классов

На дистанционном обучении мы пользуемся Учи.ру и Российской электронной школой (РЭШ). Как работает РЭШ: учитель регистрируется и отправляет ссылку родителям. Родители регистрируются по этой ссылке и добавляются к учителю в класс. Проблема в том, что сейчас в моем классе отображается два ребенка вместо двадцати... Не все родители легко разбираются в информационных технологиях.

На РЭШ дети сначала смотрят видео-урок, а потом выполняют тестовые задания по вариантам. Результаты теста и ученик, и учитель могут увидеть сразу же. Но если его не пройти, нельзя перейти к следующему уроку. Многие родители пишут, что у детей всегда один и тот же результат тестов. А когда они хотят посмотреть правильный ответ на задание, то видят свой собственный ответ, который был помечен как неправильный. Иногда просто нельзя выполнить задание: не получается вписать пропущенное слово, или паззл не двигается...

На Учи.ру дети проходят тесты. Результат так же можно увидеть сразу, а еще можно посмотреть, кто сколько времени потратил на выполнение заданий.

При очном обучении можно увидеть, как ученик знает материал, можно задать ему дополнительные вопросы. На контрольной ему никто не помогает.

А при дистанционном обучении трудно оценить знания ребенка в полной мере: сложно угадать, что ребенок сделал сам, а где ему подсказал родитель.

Сомневаюсь, что они с первого раза написали на листочках контрольную и отправили фото мне: наверняка некоторые успели ее переписать.

Есть темы, которые дети не могут понять самостоятельно. Когда ребенок находится в школе, учитель может сразу все объяснить, ответить на вопросы. Родители тоже могут помочь, но все же будет лучше, если тему объяснит учитель.

Нагрузки стало немного больше. Детям приходится долго сидеть за компьютером — чтобы смотреть те же самые уроки и проходить тесты.

Сидим дома  готов ли Саранск учиться дистанционно   Анжела, мама третьеклассника

Я представляла это иначе. Думала, что учитель, как в школе, будет что-то объяснять, а потом даст домашнюю работу. В реальности — нам задают кучу заданий на разных платформах, плюс задания из учебников и тетрадей. При этом никто ничего не объясняет, все приходится разбирать самостоятельно.

Учителей не особо волнует, как мы это будем делать, им нужен результат.

Даже если учителя общаются с детьми, они проверяют знания, а не объясняют материал. Например, урок английского проходит в WhatsApp: учитель дает задания, дети отвечают голосовыми сообщениями, учитель корректирует их ответы. Не знаю, как он успевает прослушать все сообщения, детей в группе 15, это все же не мало. Если ребенок ошибается в произношении, учитель его поправляет, объясняет, как нужно говорить. Детям нужно быстро понимать суть заданий и быстро записывать голосовые ответы.

Ребенку очень трудно сосредоточиться, дома его все отвлекает. Думаю, что мы не готовы к дистанционному обучению.

Сидим дома  готов ли Саранск учиться дистанционно   Алина, студентка 4 курса

Мы с преподавателями общаемся через электронную информационно-образовательную среду (ЭИОС). Здесь нам оставляют задания, сюда же мы загружаем выполненную домашку. Вся информация в одном месте, это удобно. Иногда отправляем задания Вконтакте или на почту.

Пробовали проводить пары в Zoom. Но у многих одногруппников просто закончился интернет-траффик. Некоторые специально снижают скорость интернета — чтобы сэкономить тот же траффик: неизвестно, когда самоизоляция закончится, и скоро ли появятся деньги на оплату связи. Также есть одногруппники, которые живут в районах республики: у них слабый сигнал сети. В общем, наша группа отказалась заниматься онлайн.

Если в семье двое детей, к примеру, студент и школьник — дистанционное обучение становится проблемой. Иногда компьютер нужен и тому, и другому одновременно: получается, что кто-то не выполнит задание вовремя, и этот кто-то, скорее всего, окажется студентом. Преподаватели не сразу поняли, что так может быть, и начали закидывать заданиями.

По сравнению с очным обучением в университете — поменялось немногое. Мы также смотрим учебные видео, которые смотрели на парах, делаем те же письменные работы. Лекции теперь не читают, а присылают в печатном виде, мы их конспектируем. Пишем те же доклады, те же рефераты. Принципиальной разницы в обучении нет. Просто теперь мы сидим дома перед компьютером.

Нет личного общения с преподавателями и одногруппниками, поэтому может показаться, что все кардинально поменялось, все плохо. На самом деле содержание осталось прежним.

На подготовку к государственным экзаменам самоизоляция не влияет: мы готовились к ним в течение четырех лет. Диплом просто пишется: отправляем главы на проверку дипломным руководителям, созваниваемся с ними — все почти так, как было. Правда, никто не знает, как будут проходить государственные экзамены и защита диплома в этом году...

В общем, разница дистанционного и очного обучения — в нагрузке и неизвестности. Заданий стало больше, и это всех сильно раздражает. Пугает, что никто не знает, как и когда будут проходить государственные экзамены и защита диплома. Неизвестно, какой будет эта сессия...

Сидим дома  готов ли Саранск учиться дистанционно   Алевтина, преподаватель МГУ им. Н. П. Огарева

На дистанционном обучении мы стали чаще пользоваться онлайн-медиатеками: рекомендуем студентам смотреть документальные и художественные фильмы, беседы, лекции. Это удобно: материалы легко найти, их много, они разнообразны. Огорчает то, что они не всегда бесплатны и доступны без авторизации.

Ценность обучения сейчас и так сведена к нулю: студенты в основном работают и подучиваются. Дистанционную форма можно использовать как приложение по некоторым отдельным темам дисциплин. Но полный переход обесценит процесс обучения ещё сильнее.

Сидим дома  готов ли Саранск учиться дистанционно  Glav_Vred

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: