Екатерина Шаповалова рассказала о том, как из убитого помещения на Ботевградской появилась фотостудия с панорамным видом на весь город
Как мы это сделали
Екатерину Шаповалову в городе многие знают как фотографа. Полтора года назад Катя вместе с мужем нашли просторное помещение, бывшая мастерская художника, на 13 этаже многоэтажки в центре Саранска — огромные окна, высокие потолки...гнилые трубы, отсутствие электричества и вездесущая побелка. Помещение решили выкупить. Так на Ботевградской появилась атмосферная фотостудия «Мастерская», которая сейчас является антиподом интерьерных студий в Саранске.
Мы пообщались с Катей о ее деле, пути и студии. Как из никому не нужных квадратных метров получилось эстетичное и многофункциональное пространство, рассказываем ниже.
Кать, кем ты себя называешь? Кто ты такая?
Я считаю себя деятелем искусства. Мне нравится получать удовольствие от жизни, а удовольствие от жизни я получаю, когда что-то создаю и придумываю. Все, чем я занимаюсь — это формы искусства, где продукт облечен в эстетически интересную форму, имеет художественное выражение. Даже стены, которые я сама выкрашиваю в студии, считаю искусством.
Тебя очень многие в кругах называют Шапкой. Расскажи, откуда это пошло? Когда ты начала увлекаться фотографией?
Шапка — сокращено от моей фамилии Шаповалова и имени Катя. Фотографирую я с 12 лет. Мой дедушка занимается фотоохотой, он из тех людей, которым нужно «посадить дерево, построить дом» — он живет в своем мире и любит все это запечатлеть. Дедушка одним из первых показал мне, что созданное тобою можно отражать в фотографиях. В детстве он делился со мной фотоаппаратом, брал меня с собой, объяснял всякие детали, распечатывал мои фотографии. Так мы проводили лето.
Что и кого ты снимала тогда?
Своих подружек в деревне! Возьму на улей кого-нибудь посажу или в поля пойдем. Спустя время начали подключаться визажисты, модельные агентства, с которыми я сотрудничала. Благодаря отклику я продолжала этим заниматься.
В какой момент тебе понадобилась своя студия?
Где-то в 14 лет. У моей бабушки пустовала комната в квартире. Мне отдали ее в личное пользование. Я купила дешевый набор техники, фоны и начала водить туда людей.
Прямо в комнату в бабушкиной квартире?
Да. Ты знаешь, в то время, так все делали. Меня тогда познакомили с известным фотографом Артемом Артамоновым, родственники записали меня к нему на курсы. Я сидела на них и не понимала, зачем мне вообще знать, как фотографировать в мануальном режиме. Я фотографировала, не оглядываясь на настройки и технические моменты. Естественно, это нужно знать, но, когда ты только начинаешь, хочется просто вдохновения.
К этому нужно осознано прийти — снимать не на авто, а в мануальном режиме.
Так вот, фотостудия у Артема была тоже в квартире: такая еврооднушка, где на одной стене был развернут фон, а у другой стоял компьютер за которым он ретачил свои фотографии.
Я платила 300 рублей «за аренду», приглашала своих подруг и первых клиентов, и мы устраивали съемку. После этого я задумалась, что мне нужна своя студия. Мне выделили комнату, и это было замечательно!
Это не фотостудия «Сталинка» так получилась, случайно?
Нет, «Сталинка» появилась, когда я вышла замуж, и мы переехали в свою квартиру. Я попросила мужа отдать мне одну комнату для моих дел. Тогда у меня было больше времени и возможностей снимать. Весь мой сбор на съемку занимал 5 минут — встала, выпила кофейку и пошла в соседнюю комнату.
Как появилась «Мастерская»?
Изначально это была художественная мастерская, их у нас всего несколько в городе, кстати. Раньше помещения «Мастерской» были в муниципальном реестре. В этом доме мастерские построены, потому что архитекторы при планировании дома заложили эти помещения себе в качестве оплаты. Впоследствии они не были оформлены в собственность, хотя могли бы, художники не стали этим заниматься и все это ушло в реестр, насколько я знаю. В итоге они были выставлены на торги.
Насколько плохим было это помещение, когда вы его взяли?
Максимально. Гнилые трубы, отсутствие электричества, кладбище мух на подоконниках, все в побелке. Мы отреставрировали окна, убрали старый пол, убрали всю побелку со стен. Темный зал мы ремонтировали месяц. Белый чуть дольше, потому что работали поначалу не спеша.
Это в серьезную сумму вылилось?
Не смогу сформулировать точную сумму, потому что мы делали все постепенно. Вкладывали деньги сюда потихоньку. На самом деле, отодрать побелку ничего не стоит в деньгах — но стоит кучу времени. Поэтому я не смогу посчитать общее количество усилий и денег.
По этой причине у меня есть правила аренды, которые я очень люблю и чту, а все потому, что каждый миллиметр студии сделан своими руками. Очень хотелось бы проще к этому относиться, но, когда к стенам приклеивают скотч, а отдирают вместе с краской, мое сердечко разрывается от боли.
Вы долго думали над тем выкупать или не выкупать помещение?
Да, примерно год. Причем до нас, помещения никому не были нужны. Но как только мы заехали в первое, всем резко понадобилось второе. Пришлось даже мошеннику 50 тыс. рублей отдать, чтобы он в торгах не участвовал.
«Мастерская» сейчас — какая она?
Это творческое мобильное пространство, которое в основном используется как фотостудия.
Моя цель — делать разные фотографии. Для простого у меня есть белый фон, циклорама. Для рекламных съемок полно реквизита. Причем в зале всегда не много мебели, чтобы ее можно было таскать и передвигать. Многие предметы имеют двойной-тройной функционал. Здесь даже ковер двухсторонний.
Это концепция не интерьерной студии, где все ровненько по полочкам стоит, где ты объект интерьера, который ни с чем не взаимодействует. В «Мастерской» другая философия — здесь ты главный, а все остальное с тобой взаимодействует.
Ты видишь в других студиях конкурентов?
У нас маленькое население, а студий на количество фотографирующегося населения — очень много. Для города в 350 тыс. человек, десять студий — перебор. Люди ходят по кругу в поисках чего-то нового. Практически нет таких людей, которые ходят только в одну студию.
Но тебе же все равно хочется, чтобы ходили именно к тебе.
Я стараюсь так сделать. Хочу привлечь как можно больше фотографов. Я им без прикрас объясняю, что для студии хорошо, чтобы сюда приходило максимум клиентов, чтобы они приносили деньги сюда.
Чем меньше людей ходит, тем меньше возможностей у студии переделать интерьер. Тут дело даже не в личной выгоде.
У меня есть амбассадоры, это фотографы, которые очень часто приходят на съемки, и я пригласила их стать частью команды на определенных условиях. Условие для амбассадоров лишь одно — любить «Мастерскую»! Таким образом, они чаще выбирают прийти сюда, соответственно становится больше броней, тем больше у меня есть возможностей изменения интерьера и докупать новый реквизит.
Только фотографы могут стать амбассадорами?
Я в целом хочу собрать команду людей, которые будут причастны к студии. Мы очень сильно прислушиваемся к постоянным клиентам. Амбассадоры, по сути, это и есть постоянные клиенты студии.
В основном, конечно, фотографы. Хотя недавно, амбассадором стала LATTE STUDIO — они занимаются прическами, визажом. Потихоньку мы объединяем салоны красоты такого формата, чтобы людям предлагать расширенный спектр услуг, включающий не только фотографа. Сотрудничаю с флористами, стилистами. Может это интервью тоже кого-то заинтересует стать амбассадором. Мне важно создать творческую тусовку, в которой всех объединит общая идея.
Пространства в фотостудии подходят не только для фотосъемки?
Да, на базе студии постоянно проходят керамические мастер-классы.
Ты их организуешь или у тебя арендует мастер?
В большинстве случаев я сама. Это хорошо для студии, потому что заполняет время, которое бывает не забронировано. И людям хорошо, здесь складывается классная атмосфера. Мастер-классы — не совсем прибыльная история, но атмосфера меня дико вдохновляет. Многие вещи в нашей жизни стоит делать не ради денег, а ради эмоций.
Не все ради денег, но это же важно... Студия в целом приносит деньги?
Да, конечно. Основной мой личный свободный поток сейчас приходит именно от студии, но я и трачу большую часть своего времени и ресурса сюда же.
Ты стала больше снимать, когда появилась студия?
Я стала снимать меньше, но дороже. 70% съемок я не беру. Самое главное, что мне дала студия — я увеличила свой доход, как фотограф, потому что могу выйти с уникальным предложением. Студия увеличила мой ценник, мою значимость и индивидуальность. Я снимаю только в студии. И не снимаю корпоративы, свадьбы, выездные съемки с лошадьми, доберманами и хаски. Я снимаю в своей картине мира.
Чему главному тебя научил опыт владения и управления студией?
Жизни. Ты не представляешь, я теперь умею практически все. И штукатурить, и красить, и договариваться с рабочими, и руководить людьми.
Кроме фотостудии у тебя еще есть пул проектов, которыми ты занимаешься: глэмпинг, мебель, одежда и украшения, контент-агентство. Как это все ты совмещаешь?
Глэмпингом мы начали заниматься только летом. Точнее говоря, баней-глэмпингом. Хотелось сделать и что-то привычное многим, и в то же время то, что будет фишкой. Фишкой будет возможность остаться на ночь в приятном месте. Хотели запуститься летом, но возникли проблемы с рабочими и резким скачком цен на строительные материалы. А так как у меня нет острой необходимости немедленного открытия, потому что стройка идет на моей земле, мне не нужно платить за аренду — решили перенести открытие на следующий год.
Мебелью мы занимаемся с мужем, можно сказать это семейный бизнес. Сначала пробовали делать на заказ, но нам не понравилось. Очень большая конкуренция, не прибыльно, плюс в этом для нас нет творчества. Поэтому сейчас переключились на серийное производство и работу с маркетплейсами, например «Вайлдберриз». Для пробы закинули два артикула, и они быстро продались. Я была приятно удивлена, когда люди начали писать хорошие отзывы и просить расширить ассортимент. Это очень мотивирует.
Одежда и украшения — это просто хобби. Появилось настроение — сделала. Все по любви.
Контент-агентством мы занимаемся вместе с подругой — она маркетолог. Так же приглашаем к работе многих специалистов этой сферы, копирайтеров, фотографов, дизайнеров. В команде проще закрывать потребности бизнеса в smm — это удобно для всех.
А насколько правильно заниматься сразу многим, а не чем-то одним?
Я не умею отдыхать, у меня нет выходных, нет такого, что «пойду посмотрю сериальчики». Если я смотрю сериал, то одновременно ретуширую, цветокорректирую или делаю какой-то проект. Некоторые люди выделяют время на отдых, а для меня отдых — это смена деятельности.
Всем подряд заниматься плохо, но одновременно всем я и не занимаюсь. Условно сейчас начинается сезон фотостудии, и я здесь, плюс займусь проектами агентства. А другие дела по типу мебели уже не требуют ежедневного вмешательства.
Без выходных просто отлично. Было бы еще в сутках не 24 часа, а 30, к примеру. Работать — это кайф. Мы как-то с мужем были в нескольких путешествиях подряд, я изнывала от отсутствия работы. Представь, я сижу на балконе в Ницце, пью розовое вино и думаю о том, как бы мне побыстрее оказаться в Саранске.
Саранск для тебя комфортный город?
Мне здесь очень комфортно, но бывает я скучаю по движениям, приходится постоянно создавать их себе самостоятельно.
Саранск комфортный город для бизнеса?
Не очень. Здесь мало платежеспособной аудитории и аудитории в принципе, город ведь маленький.
Я так поняла, ты хочешь переехать? Почему?
Я думаю, что нельзя оставаться на одном месте, и что этапы должны быть разными. Сейчас моим этапом был Саранск, здесь я выросла, нашла любимое дело. Пора идти дальше! Ближайший пункт — это наезды в Москву, а в следующем году я надеюсь начать получать опыт жизни в другой стране.
А как же это все?
Я постараюсь сделать так, чтобы все это работало в автономном режиме. Когда я уезжаю в Москву, два администратора здесь спокойно справляются.
Съездить в Москву на пару дней и переехать в другую страну на ПМЖ — разные вещи.
Это не значит, что я отправляюсь в тюрьму, я же смогу приезжать в Саранск. Раз в полгода или три месяца вернуться, а потом опять уехать.
Сейчас будет вопрос из серии «Кем ты видишь себя через n лет?». У тебя есть какая-то финальная цель в голове?
Раньше я могла бы ответить на твой вопрос, а сейчас — нет. Я просто стараюсь получать удовольствие от процесса, от жизни. Мне нравится создавать. Я не ставлю себе глобальных целей, я кайфую здесь и сейчас. Жизнь часто бывает непредсказуемой, поэтому загадывать я не хочу.