Рассказывает руководитель отделения Александр Гущин
Как мы это сделали
Некоммерческий фонд «Городские проекты» был основан в 2012 году блогером-урбанистом Ильей Варламовым и политиком Максимом Кацем. Перед фондом стояла задача — улучшить городскую среду с помощью данных современной урбанистики. В 2020 году фонд открыл ряд отделений в регионах, а в 2021 «Городские проекты» появились в Саранске.
Руководитель местного отделения Александр Гущин рассказал «Рейтингам» об итогах работы «ГорПроектов» за прошлый год и составил топ самых интересных и заметных инициатив, которые могут изменить Саранск к лучшему.
10. Пешеходные переходы на улице Лесная
В 2019 году на Лесной были построены жилой дом и магазин Магнит (Лесная, 4а и 4б), но про пешеходные переходы к ним видимо забыли. Не очень понятно, как так получилось, но это явно чья-то халатность. Один из участников отделения «ГорПроектов» обратил на это внимание. Мы отправили обращение с предложением организовать переходы, но Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства пока находит миллион причин, почему они не могут выполнять свои обязанности. Жителям близлежащих домов придется еще немного подождать.
9. Реформирование общественного транспорта
Вряд ли в Саранске найдется хоть один человек, который был бы доволен работой общественного транспорта. Огромные интервалы, дублирование маршрутов, отсутствие транспорта вечером, маршрутки — это, пожалуй, главные проблемы. Ко всему этому добавляется заметный рост автомобилизации, нехватка парковочных мест и низкое качество самих дорог. Все это накладывается на большие финансовые трудности. Без больших реформ в этой системе деградация общественного транспорта в Саранске продолжится, а это приведет к еще большему росту активной автомобилизации, ухудшению качества воздуха, пробкам и т.д. Потребуется дополнительное расширение дорог и парковок, что приведет к еще большему уничтожению зеленых насаждений. При этом весь мировой опыт говорит об ошибочности такого подхода.
Вместе с тем в разных городах России начинается ренессанс общественного транспорта — это Белгород, Тверь, Новокузнецк. Отдельно стоит сказать про Москву, где реализуют полноценный приоритет общественного транспорта в городе. «Городские проекты» призывают власти города начать реформировать транспортную систему и в Саранске — перевести общественный транспорт на брутто-контракты, создать выделенные полосы, избавиться от дублирования маршрутов, ввести бесплатные пересадки и ликвидировать маршрутки.
Заборы — это бич наших городов. Тренд, который в свое время запустили в Великобритании, добрался и до Саранска. И если Лондонские улицы давно избавились от заборов, так как они показали себя неэффективным средством в борьбе за безопасность, то в Саранске ликвидация заборов только началась. Это стало возможным благодаря новой редакции ГОСТ. Теперь заборы можно не ставить при наличии кустарника и газона более одного метра. Городские власти воспользовались этим нововведением и заборы демонтировали, но далеко не везде. «Городские проекты» отправили обращение, где предложили вместо заборов, которые нельзя демонтировать, высаживать кустарники. Это намного практичнее и эстетичнее. А главное, дешевле и долговечнее. Дополнительные средства на это можно найти благодаря отказу от побелки бордюров и деревьев, так как в побелке нет никакой практической значимости.
7. Предложения для парка на Бибиной
Опыт благоустройства последних лет не давал надежду на качественное общественное пространство на улице Бибиной. Участники отделения «ГорПроектов» встретились с проектировщиками, где высказали замечания и предложения по будущему парку. Но, как и предложения жителей района, наши замечания и предложения остались без рассмотрения. В итоге это вылилось в очередное типовое и безликое общественное пространство, да еще и с крайне низким качеством исполнения, а также нарушениями требований безбарьерной среды. И все же перед открытием некоторые недочеты исправили. Однако это оказалось ложкой меда в бочке дегтя.
Источник
6. Озеленение парковки ТК «Макс»
Парковка около ТК «Макс» сейчас представляет из себя огромное асфальтовое поле. При этом сам комплекс пытается продвигать современное благоустройство, так около ТК появился мини-парк с детской площадкой, скамейками и воркаутом. Чуть позже силами активистов появилось и озеленение. Но вот сама прилегающая к «Максу» территория по-прежнему остается асфальтовой пустыней. Участница отделения «ГорПроектов» Мария Горина сделала концепцию озеленения парковки, а также упорядочила пешеходные маршруты. Дело за малым — все это реализовать.
В сквере Ушакова некогда росло много деревьев, но саранское благоустройство добралось и до этого места. Деревья пошли под сруб, а вместо них появились клумбы с однолетними цветочками. Это привело к тому, что там стало особенно жарко, ветрено и пыльно. «Городские проекты» совместно с пабликом придумали концепцию озеленения для сквера. Алексей Курчавый, участник нашего отделения, визуализировал эту концепцию, которая в итоге очень понравилась горожанам. Реализации данной концепции мешает огромное количество коммуникаций под данной территорией, что приводит к ее сильному удорожанию. Но это, на наш взгляд, имиджевый проект для Саранска, ведь сквер может быть лицом города, поэтому потратиться все же стоит.
Улица Пролетарская — одна из самых приятных и живых улиц города. А еще здесь до сих пор очень много деревьев, хотя с каждым годом их становится все меньше. Но улица может быть лучше. В свое время КБ Стрелка уже предлагало концепцию благоустройства, но это так и осталось концепцией. «Городские проекты» в 2021 году предложили пересмотреть организацию дорожного движения на улице. Во-первых, предлагалось закрепить существующий порядок, то есть оставить по одной полосе движения в каждую сторону, а на крайних полосах разметить парковочные полосы. За счет освободившегося пространства можно будет реализовать велополосы.
Кроме того, отделением предлагалось сделать тротуарные выступы на каждом пешеходном переходе, тем самым реализовав треугольники видимости и повысив безопасность пешеходов. Сейчас же перед и на переходах нередко паркуются автомобилисты. Данная инициатива хоть и кажется весьма масштабной, может быть реализована за очень скромные деньги, за счет так называемого тактического урбанизма — с помощью краски и столбиков, без капитальных вложений. Плюс за счет изменения светофорного регулирования можно было бы связать и центральную аллею улицы.
3. Открытые урбанистические лекции, вовлечение граждан, исследования
Городские проекты взялись за просвещение горожан. Мы провели несколько лекций («Велосипед как городской транспорт. Польза или вред?», «Городское озеленение», «Как оживить набережную у стадиона»), проектный семинар «Народный велопуть» и фокус-группу по теме «Нужна ли Саранску велоинфраструктура». Последнее мероприятие вылилось в целое исследование, проведенное социологом Антоном Новословым, участником нашего отделения и сотрудником ЦУРа. До этого Антон так же проводил исследование «Нужна ли россиянам велоинфраструктура», где доказал, что — «да, нужна»!
Источник
Источник
Источник
2. Увеличение пешеходной светофорной фазы на перекрестке Коммунистической и Большевистской
Пятисекундное увеличение пешеходной светофорной фазы на перекрестке Коммунистической и Ботевградской — результат проведенного исследования и отправленного по его итогам обращения в Администрацию. До этого около трети пешеходов просто не успевали перейти дорогу. Данное исследование заинтересовало даже «10 канал», которые сняли репортаж, где наглядно показали, с какими неудобствами приходится сталкиваться пешеходам на этом перекрестке. Конечно, это совершенно небольшое улучшение, но жизнь людей стала немножко проще. Коммунистическая же требует капитальной реконструкции — нужны деревья, выделенные полосы, островки безопасности и полноценный разделитель. Однажды там появятся и велодорожки.
Главное достижение отделения — привлечение внимания к проблеме отсутствия велоинфраструктуры в Саранске. В течение всего года мы рассказывали о том, зачем городу нужна велоинфраструктура. Благодаря совместной работе с экспертным клубом «Моя Мордовия» удалось создать целую концепцию развития велоинфраструкутры и первый возможный веломаршрут в Саранске, который был продемонстрирован на встрече с главой республики Артемом Здуновым. Руку к разработке концепции приложили Гущин Александр и Ширчков Евгений, глава и участник отделения «Городских проектов» в Саранске.
Сегодня рейтинг вышел таким, но уже завтра все может измениться.