«Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал — чего они фигней страдают»

Интервью с руководителем отделения «Городских проектов» в Саранске Александром Гущиным

Как мы это сделали
В 2012 году блогер-урбанист Илья Варламов и политик Максим Кац основали некоммерческий фонд «Городские проекты». Фонд поставил задачу — улучшить городскую среду с помощью данных современной урбанистики. Используя СМИ, блоги и выступления с лекциями, «ГП» начали привлекать внимание общественности к проблемам городской среды. Помимо образовательной деятельности стали вести исследования — изучать пешеходопотоки, определять точки скопления и виды активности людей в общественных зонах, проводить опросы и т.п. Результаты исследований фонд направляет в органы, принимающие решения и широко освещает в медиа.

Так в 2020 году фонд открыл ряд отделений в регионах и за несколько месяцев собрал более 10 тысяч сторонников. В 2021 году отделение «Городских проектов» открылось в Саранске. Присоединиться можно по ссылке, а прочитать интервью с главой местного штаба Александром Гущиным можно ниже.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают   b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1Зачем Саранску «Городские проекты»?
Проблем в Саранске — множество. Небезопасные дороги, плохая связанность дорожно-уличной сети, низкое качество строительных работ, не самая привлекательная архитектура — перечислять можно долго, на самом деле.
Возникает это из-за того, что к решению этих проблем не привлекаются компетентные специалисты. Почему не привлекаются? Мало кому это нужно, и мало кто об этом задумывается.
«Городские проекты» как раз призваны формировать общественный запрос: рассказывать о том, что вместо широкой дороги под окнами жилых домов можно высадить деревья, сделать бульвар или хорошую прогулочную зону. Чтобы места в городе, около наших домов, стали такими, куда захочется приезжать, где захочется гулять.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1Что такое «Городские проекты»? Как в Саранске это могло появиться?
Городские проекты — отделение московской одноименной организации, основателями которой являются Илья Варламов и Максим Кац. Они организовали фонд по формированию общественного запроса на качественное изменение городской среды.
Со временем запрос на изменение городов стал более ощутимым, «Городские проекты» пошли в регионы. Когда я узнал об этом, мы с единомышленниками вступили в организацию, у нас прошли выборы главы отделения. Так я стал руководителем, хотя никогда не думал, что буду этим заниматься.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1Как ты к этому пришел?
В свое время у меня под окнами вместо нормальной улицы, сделали «гоночный трек». Я не понимал, что не так — дорогу сделали, но все плохо. Начал больше интересоваться темой благоустройства, стал больше в этом разбираться.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1Сколько людей в команде «Городских проектов»? Кто эти люди?
Около 50. Это обычные люди. В «Городские проекты» может вступить любой человек — не важно есть у него архитектурное или урбанистическое образование. Улучшением в городе могут заниматься не только урбанисты и архитекторы, но и социологи или экономисты. Ведь важно исследовать и общественное мнение.
У нас есть определенные алгоритм действий, по которому мы работаем. К примеру, изучаем светофорные фазы: значит выходим на точку и просто считаем — сколько машин, сколько людей проехало, смотрим, как ведет себя трафик. Поэтому, не столько важно образование, сколько желание человека участвовать в жизни города.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают   b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1Система вашей работы контролируется? Каким образом вам помогает (и помогает ли) центральное отделение?
Мы не работаем автономно, но у нас все достаточно либерально. Мы ведем группу в соцсетях, общаемся в чате, обсуждаем комплекс проблем, которые хотим решить в ближайшее время. Когда определяемся с проблемой — отправляем ее для обсуждения нашему куратору, который отвечает, что мы можем в данной ситуации сделать.
Можем запросить помощь редактора или дизайнера. Но в рамках нашего отделения мы вполне свободно действуем. Нет такого, что нам скидывают жесткий план действий. Мы занимаемся тем, что нам интересно.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1Можешь рассказать об удачных примерах деятельности «Городских проектов», к чему вы стремитесь?
Из тех, о которых я хорошо осведомлен, назову следующие.
В Москве пару лет назад «Городские проекты» сформировали общественный запрос, к которому прислушались московские власти — Тверская улица преобразилась, там расширили тротуар, высадили деревья, сократили площадь парковки. Да, и сейчас она далека от идеала, но стала гораздо комфортнее.

В Иркутске есть улица Фурье. Она была не очень безопасной, не очень комфортной, абсолютно запаркованной. Благодаря участию главы «ГП» Иркутска, эту улицу преобразили в рамках программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — там стало действительно безопасно, появилась велополоса. Причем не просто появилась... Когда автомобилисты начали там парковаться, участники «ГП» вышли на этот участок, изучили ситуацию и повесили памятку о том, что там нельзя парковаться. Через несколько дней никаких автомобилей на велополосе не было.

Команда «ГП» из Якутска также отправила запрос по этой программе в администрацию. Через два дня с ними связались, пообщались и начали деятельность по изменению городских улиц, чтобы они стали действительно безопасными. О-оперативность!

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1Работа руководителя и членов отделения оплачивается?
На данный момент никаких денег мы не получаем, работаем на волонтерской основе. Вступали мы не для того, чтобы заработать, а с целью изменить город к лучшему. Но возможность фандрайзинга у нас есть в перспективе. Если мы захотим реализовать проект в рамках своего отделения — такая возможность может появиться.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают   b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1Как вы собираетесь выстраивать отношения с госструктурами? Насколько лояльно, на твой взгляд, та же администрация относится к городским активистам?
Надеюсь, что лояльно. Но пока все это движется очень тяжело. Мы подаем обращения, но на них очень долго реагируют. Хотя в целом, администрация у нас открытая. В свое время мэрия шла навстречу городским активистам, в частности «Друзьям Саранки».
Конечно, есть трудности, нас не спешат звать на совещания по поводу благоустройства определенных территорий в городе, но у нас есть в планах войти в градостроительный совет, чтобы участвовать в принятии решений в плане городского благоустройства и строительства. Хочется, чтобы в Саранске принимали меньше бездумных решений.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1В 2019 году сотрудница организации Дарья Беседина избрана депутатом Московской городской думы VII созыва. В 2020 году глава Городских Проектов Томска Давид Аветян стал депутатом Городской Думы города Томска, а глава Городских Проектов в Самаре Вадим Алексеев — депутатом совета Октябрьского района Самары. У вас и у тебя лично есть какие-то планы по участию в политической жизни города?
Любая городская повестка — история политическая. Если мы хотим что-то изменить в городе, мы должны работать с депутатами, с городскими властями. В любом случае нужны политические связи. Проще всего, когда у тебя есть представитель в администрации или совете депутатов. Но пока планов войти в состав депутатов у нас нет. Мы не очень опытны, но в перспективе думаем об этом, потому что решения о той или иной проблеме нужно продавливать и внутри структуры. Можно долго писать в интернете, рассказывать о проблемах в СМИ, но проще быть частью политической системы.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1Какие у вас планы на этот год?
Про конкретную программу пока сказать не могу, но в ближайших планах — сформировать общественный запрос на качественное изменение Саранска. Мы хотим улучшить городское пространство.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1Думаешь, это возможно?
Скажу так, раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал — чего они фигней страдают, не нравится им лужа посреди улицы, бордюр неаккуратный... А в определенный момент ты сам сталкиваешься с этой проблемой, тебя это задевает, и ты понимаешь, что это реально плохо. Смотришь, как живут люди в других городах мира — там нет грязи, там безопасная среда, деревья растут, парковка выглядит аккуратно. Все это работает, и ты понимаешь, что это может работать и у нас в городе.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1И финальное — назови топ-10 проблем, которые на твой взгляд, наиболее острые для Саранска?

10. Заборы
Зеленые заборчики в нашем городе начали массово ставить более 10 лет назад. Саранск даже называли столицей заборов. Но возможно от них есть какая-то польза? Их главная задача — препятствовать выходу пешехода на проезжую часть. И с ней они не справляются. В дорожно-уличной сети очень много разрывов и пересечений, где прерываются и заборы. Да и перепрыгнуть их не такая большая задача. А еще они не способны остановить автомобиль, а осколки этих заборов разлетаются как шрапнели и становятся поражающими элементами. Что с этим делать? Можно начать красить их в черный цвет. Они станут менее заметными. Можно вместо заборов высаживать кустарники, это и эффективнее и эстетичнее. Наконец, можно от них вовсе отказаться и ничего не изменится. Современные российские стандарты позволяют это сделать.

9. Пробки и нехватка парковок
Дороги и парковки — тема номер один в городских пабликах. Нередко говорят и пишут, что дороги надо делать шире, а парковок больше, тогда все поедет. Но в реальности это не так. Постулат Льюиса — Могриджа пока никто не отменял. Что с этим делать и как побороть? Развивать общественный транспорт и велоинфраструктуру.

8. Качество благоустройства
Качество нашего благоустройства вызывает существенные нарекания у всех жителей. Часто все начинает разваливаться в течение года. Причина в низкой квалификации исполнителей и некачественных материалах. Что с этим делать? Повышать уровень конкуренции среди подрядчиков, выполняющих работы, и контролировать ход их выполнения.

7. Качество дорог и тротуаров
Наши дороги стабильно приходят в негодность каждые один-два года. Но если их стабильно ремонтируют, то вот с тротуарами все совсем плохо. Многие тротуары стоят разбитые годами. Что с этим делать? Повышать уровень конкуренции среди подрядчиков, выполняющих работы, и контролировать ход их выполнения.

6. Архитектура и дизайн-код
Саранск нередко называют столицей архитектурного дурновкусия. Местная архитектура вызывает весьма неоднозначные оценки и в местном профессиональном сообществе. Но вместе с тем даже это часто скрыто за всевозможными рекламными вывесками и объявлениями, превращающими наш город будто в детскую раскраску. Что с этим делать? Приглашать компетентных архитекторов и дизайнеров, а также разрабатывать дизайн-код города.

5. Озеленение b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  16 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  16 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  16 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  16
Долгие годы вопросами озеленения не просто не занимались, в Саранске активно вырубались имеющиеся зеленые насаждения. Там, где недавно были деревья, сейчас можно наблюдать парковку. На многих центральных улицах деревьев не осталось совсем. В новых жилых районах этим вопросом не занимались и вовсе. Сюда еще добавилась проблема кронирования, когда от дерева остается высокий пенек. Что с этим делать? Город должен пересмотреть свою политику по озеленению, тратить на это больше денег, создать полноценную садоводческую службу с компетентными специалистами.

4. Экология b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  16 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  16 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  16
Проблема экологии — одна из важнейших тем всего мира. К сожалению, Россия пока сильно отстает от всего мирового сообщества в этом вопросе. Что с этим делать? Строить мусороперерабатывающие и мусоросжигающие заводы, контролировать выбросы крупной промышленности, повышать эффективность работы очистных сооружений, снижать уровень автомобилепользования в городах и т.д.

3. Безбарьерная среда и связанность пешеходных маршрутов b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  16 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  16
Многие жители города скорее всего никогда не обращали внимание на кучу препятствий на наших улицах. Это всевозможные бордюры и выступы. Многим кажется, что эта проблема незначительная и вообще надуманная, но как только ты попадаешь в категорию маломобильных, ты начинаешь все это остро чувствовать. Стоит добавить, что маломобильными являются не только инвалиды, но и люди с колясками, пожилые люди. Что с этим делать? Максимально строго контролировать выполнение требований ГОСТа.

2. Безопасность дорог b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  16
Уровень смертности и травматизма на наших дорогах по-прежнему крайне высокий. Актуальна проблема безопасности была и для развитых западных стран, где десятки лет назад была принята концепция «Ноль смертей», которая позволила во многих городах снизить уровень смертности до нуля. Что с этим делать? Привлекать грамотных проектировщиков и внедрять механизмы концепции «Ноль смертей».

1. Пассивность горожан b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают  1
Любая из обозначенных проблем безусловна важна и значима. Однако решаются эти проблемы весьма неохотно. В первую очередь из-за нежелания самих жителей. Это необходимо менять. Что с этим делать? Развивать городское сообщество, задействовать в решении городских проблем большее количество людей, привлекать жителей к соучаствующему проектированию. Именно тогда у жителей появятся чувства сопричастности и ответственности, а решение многих проблем будет занимать не годы и десятилетия, а гораздо меньше времени.

 b  Раньше я читал статьи Варламова про Саранск и думал  b    чего они фигней страдают

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: