«Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир»: интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025 — Екатериной Чугуновой

Можно ли остаться собой, став лицом системы? Говорим с учителем, который знает, как быть услышанным в классе, на телевидении и в министерстве

Как мы это сделали
На улицах — май, в учебных расписаниях — итоговые контрольные и другие жизненные испытания, которые предстоит совсем скоро пройти, в головах — почти лето. Словом — время, когда школьный круг сансары вот-вот даст новый оборот. Школьники ищут слова благодарности, их родители — платочки для умиления и гордости. А учителя оглядываются назад — на очередной учебный, на усилия, на учеников. И спрашивают себя: получилось?

У учителя химии Центра образования № 15 «Высота» Екатерины Чугуновой точно получилось. Победы в конкурсах и проектах, собственное шоу на федеральном канале, уважение детей и коллег — обо всем этом мы поговорили с самым упоминаемым учителем в медийном поле города в этом году.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Помните ли вы момент, когда поняли, что хотите стать учителем? Или это был планомерный процесс? И почему именно преподавание — ведь вы окончили институт физики и химии (ныне — институт наукоёмких технологий и новых материалов), а после него открывается довольно широкий выбор профессий. И, кстати, почему именно химия?
Все началось, наверное, в детстве. Как и многие дети, я любила играть в игрушки, но особенно — в школу. Процесс обучения был самый настоящий: у меня была доска с мелом, красная ручка, листочки, которые становились тетрадями синтепоновых учеников. Конечно, тогда я не осознавала, что хочу быть учителем. Просто мне нравилась сама игра.

Потом началась настоящая школа, и я сама стала ученицей. До восьмого класса просто хорошо училась, была отличницей, но чётких представлений о профессии у меня не было. Всё изменилось с приходом химии. Помню первый урок — он действительно произвёл на меня впечатление. Учитель так увлеченно рассказала о предмете, что я буквально загорелась! Подумала: «Вау, вот оно!» С тех пор не было ни одной темы, которую я бы не хотела понять. Учила всю теорию, решала задачи, участвовала в олимпиадах и конкурсах. Поняла, что именно химия даёт ответы на множество вопросов: что происходит вокруг? Почему? Как? Ведь химия — повсюду. И даже внутри нас: ежесекундно в организме протекают химические реакции.

В 11 классе я сдала ЕГЭ по химии. Когда пришло время выбирать вуз, решила подавать документы в Саранск. Когда первый раз приехала сюда (сама я из Чувашии), то увидела всю красоту Мордовии — и влюбилась. Вернулась уже осознанно: поступать и остаться.

В университете химия действительно вошла в мою жизнь «на полную катушку»: аналитическая, органическая, неорганическая, опыты, задачи — всё это было постоянно. Казалось бы, одна химия — где тут преподавание? Но на пятом курсе нам сообщили, что можно получить не только диплом по специальности, но и квалификацию преподавателя. Для этого в наш учебный план включили пары по педагогике, психологии, философии и, конечно, педагогическую практику в школе.

Помню хорошо свой первый урок: проходил он в Средней общеобразовательной школе № 16. Я стояла у доски, объясняла тему — это был «Кислород» — очень старалась сделать её живой и интересной. Провела опыты, включила интерактив — и вдруг увидела в глазах ребят живой интерес. Тогда поняла: я хочу учить. Хочу делиться знаниями, заинтересовывать, помогать развиваться. Хочу стать частью их образовательного пути. Тогда и пришло это внутреннее понимание: да, я хочу быть учителем.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Вы упомянули школьного учителя, который и открыл вам, скажем высокими и патетичными словами, мир химии. А кто является для вас настоящим наставником?
В разные периоды — это разные люди. В школе это, однозначно, мой учитель химии Мухина Ирина Валентиновна. Потому что она была не просто моим педагогом, объясняющим теории и формулы, но и человеком, с которым можно было поговорить о жизни.

В институте моим наставником стал мой будущий супруг. Да и сейчас он продолжает быть наставником. Он старше меня на шесть лет, у него больше опыта, и я безмерно благодарна ему за поддержку. В любой ситуации — конкурсы, мероприятия, командировки — он рядом, верит в меня и гордится мной.

Сейчас мой наставник — заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бочкина Светлана Юрьевна. Очень грамотный, отзывчивый человек, который всегда подскажет, направит. Например, в подготовке к конкурсу «Учитель года», который был действительно непростым, большую роль сыграла именно она. Советовала определенную литературу, говорила, что нужно буквально заучивать. Словом — она открыла мне новый путь в профессии. И именно Светлана Юрьевна отправила мне ссылку на регистрацию в конкурсе «Классная тема». О нем я совершенно ничего не знала. «Давай попробуем, а дальше — война план покажет». И я решилась —почему бы и нет?

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Дети (и не только) часто спрашивают: зачем нужна химия в жизни? Это про прикладные навыки или, как Ломоносов говорил про математику, — чтобы «ум в порядок приводить»? Что вы отвечаете на такой вопрос?
Часто слышу: «Мне этот предмет вообще не пригодится». А потом добавляют: «Я ведь собираюсь сдавать обществознание, литературу, географию...» — в общем, все что угодно, только не химию.

На своих уроках я стараюсь показать, что химия — она рядом, она везде. Знания, которые мы получаем в школе, можно использовать в жизни. Например, недавно у нас была тема про щелочноземельные металлы. Говорили о жёсткости воды. В доме у каждого есть чайник и у каждого в этом чайнике рано или поздно появляется накипь. Начинаем разбираться: откуда берётся этот налёт? Вспоминаем, что это карбонат кальция — нерастворимая соль. А с помощью чего мы можем растворить этот осадок? С помощью кислоты. Вспоминаем, какие кислоты есть дома: уксусная, лимонная. И вот уже ребята сами делают вывод: химия помогает в быту.

Когда школьники видят примеры, которые они могут встретить в жизни, тогда у них появляется интерес: да, химия правда важна. И не только тем, кто собирается в медицину или науку.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0О ваших уроках мы узнали благодаря ярким опытам. Но где, на ваш взгляд, проходит граница между зрелищностью и классическим уроком? Очевидно, на каждом уроке шоу быть не может. И нужно ли это? Как вы находите баланс?
Действительно, превращать каждый урок в шоу — невозможно, да и не нужно Такой формат требует серьёзной подготовки, времени, опыта. Постоянная «игра» на уроках — не лучший путь. Мы должны уметь балансировать.

Стараюсь сочетать классические и игровые формы. Если вижу, что тема сама по себе яркая и наглядная — например, тот же кислород — тогда можно сделать урок в формате игры, зрелищных экспериментов. Но если тема требует сосредоточенности, например, при разборе задач, то здесь уже без классики никуда: минимум отвлекающих факторов, максимум внимания.

Этот баланс, классика и игра, помогает удерживать интерес и при этом не терять глубину предмета. Ученики, конечно, ждут зрелищ: им нравится, когда на уроках есть «вау-эффект». Иногда они заходят в кабинет с вопросом в глазах: «Что вы сегодня для нас приготовили?» Это очень мотивирует. Хотя сейчас из-за частых разъездов мне не всегда удаётся устраивать такие «химические шоу», но я все равно стараюсь, чтобы уроки оставались увлекательными. Чтобы химия была для них не скучной наукой, а живой и интересной.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Учитель — это в первую очередь тот, кто учит учиться. А чему научили вас ваши ученики?
Мы учим и сами учимся у детей. Школа — это постоянный обмен. За годы работы я, наверное, научилась самому важному — сохранять спокойствие в любой ситуации. А ситуации в школе могут быть самыми разными. Учитель всегда должен быть спокойным, с холодной головой, чтобы правильно разрешить их.

А еще — мы, взрослые, часто смотрим на всё сквозь призму правил, обязательств, жестких рамок. Таким вот строгим оценочным взглядом. У детей все немного по-другому: их мир — в ярких оттенках. Они и смотрят на него с большим непрекращающимся интересом. С возрастом мы теряем эту остроту восприятия: быт, работа, дела... А дети напоминают: «Екатерина Александровна, а ведь всё круто, всё классно!» И правда. Мои ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир. Заставляют смеяться, улыбаться. И это дорогого стоит.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Что вас волнует в школе больше всего — как учителя, как родителя, как советника Министра образования Республики Мордовия?
Прежде всего — качество знаний. Очень хочется, чтобы каждый ученик не просто получил материал, а по-настоящему его понял и смог применить. А это очень сложно. Особенно когда перед тобой — целый класс. Кто-то с интересом изучает предмет, а кто-то сразу говорит: «Мне это не пригодится». Увлечь таких ребят — задача со звёздочкой.

Ты вкладываешь энергию, силы, а на выходе результат бывает не таким, как хотелось бы. Это меня волнует. Первое время я очень переживала: объясняешь тему, потом разбираешь дополнительно, а ребенок всё равно не понимает. Это сильно расстраивало.

Но со временем пришло осознание: да, кто-то — технарь, кому-то ближе гуманитарные науки. Есть дети, которым просто трудно дается химия, и это нормально. Я начала различать эту грань, учиться взаимодействовать с такими ребятами иначе, подбирать к ним другой подход. И продолжаю этому учиться.

Мы ведь не только учим предмету. Учитель — это наставник. А значит, моя задача — не только дать знания, но и передать ценности, научить выражать мнение, мечтать. Мои уроки должны быть не только про химию, но и воспитание. Это сложно. Но я стараюсь.
Еще должен быть баланс: ученик, учитель и семья. Если мы все будем стоять на одной линии, то всё будет хорошо. Если ребенку дома говорят, что учёба важна, он начинает вкладываться. Если же родитель не на стороне школы, если ему все равно, то и ждать 100% отдачи от ученика не приходится. Поэтому так важно, чтобы семья была на стороне школы. Поддерживала и ребёнка, и учителя.

Да, мы, учителя, прекрасно знаем про сложности нашей профессии. Мы не закрываем на них глаза. Но мы продолжаем работать, продолжаем бороться. Потому что понимаем, ради чего все это.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Участие, а затем и победа в «Классной теме», как вы сами отмечали в одном из интервью, стали своеобразным трамплином к дальнейшей продуктивной работе. Как этот путь вообще проходил?
Всё началось с того, как я уже говорила, что заместитель директора по учебно-воспитательной работе Бочкина Светлана Юрьевна прислала мне ссылку на регистрацию. Я впервые слышала об этом проекте. Перешла по ссылке, начала знакомиться с информацией в социальных сетях — я из тех, кто сначала все внимательно прочитает, а уже потом принимает решение. Узнала, что учителя снимают свои уроки и затем представляют их на всю страну. «В целом, интересно», — подумала я. Кроме того, я веду блог «Будни учителя химии» и уже снимала образовательные ролики. А тут — возможность снять урок в профессиональной студии, с командой телеканала. Конечно, захотелось попробовать.

Первый этап — тестирование по предмету и видеовизитка. Тест я написала на максимум. А вот с визиткой пришлось подумать. Всероссийский конкурс — значит, нужно что-то яркое. Просто говорить в камеру — никто не будет смотреть. Мне, наверное, еще повезло, что химия — это всегда про яркие и интересные опыты. Начала думать, какие опыты могу преподнести я. Начала искать идеи: штудировала интернет, смотрела химические шоу. Наткнулась на одну американскую учительницу, у которой буквально пламя вылетало изо рта! Подумала: «Вау!» Пламя изо рта — это, конечно, следующий уровень (улыбается). А пока решила остановиться на эффекте «горящих рук».

Экспериментировать начала дома — вся семья (а у меня двое маленьких детей) собиралась смотреть. Муж переживал, предлагал делать это хотя бы у отрытого окна. Первый раз было страшно: видеть огонь на руках и не чувствовать боли — тот еще адреналин. Но именно тогда я поняла: вот она, моя визитка. И действительно, этот опыт потом разлетелся: режиссер «Классной темы» предложил его взять и в финальный урок.

Потом добавила ещё опыты: из колбы «вылетал» джин, а в чашке появлялся искусственный снег. Написала сценарий, закупила реактивы, пригласили видеооператора. Благодаря ему ролик получился профессиональным. Отправила заявку. В конце июля пришли списки полуфиналистов — и мы вошли в них. Говорю «мы», потому что это работа целой команды — школа очень помогала на этом пути.
 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой Дальше каждый из 35 полуфиналистов записывал авторский урок — для этого нас приглашали в Москву. Темой моего урока стало «Непростое стекло». Изначально было страшно: вдруг не получится, вдруг пройдет не так, как представляла. Но прошло все прекрасно, потому что меня буквально окутала команда профессионалов. Они понимали, что я волнуюсь и что именно от меня зависит и их работа. Кто-то укрывал пледом, кто-то заваривал чай. Когда ты чувствуешь такую некую поддержку и заботу, уже отвлекаешься от нервного состояния, расслабляешься и начинаешь вкладываться в процесс своей работы на все 100. Поэтому получилось действительно хорошо.

Затем было народное голосование — самый непростой этап. Нас, химиков, было пятеро, а пройти в финал мог только один. В момент голосования, мне кажется, мы не спали всю неделю. Обзванивали всех, кого можно. Подключали другие регионы. Артем Алексеевич Здунов в своем блоге поддержал, следом подключились министерства, общественные деятели, лидеры мнений нашей республики. Я понимала, что представляю не только себя, но и весь регион — поэтому не стеснялась просить о поддержке. А она оказалась колоссальной! Мы набрали более 34 000 голосов — максимум в этом сезоне.

Семь финалистов снова пригласили в Москву. Нам рассказали о финальных этапах и, что очень приятно, отметили наш регион за невероятную сплочённость. Настали съёмки. Очень непривычно видеть мимо проходящих Ларису Долину, Николая Валуева. «Неужели я сейчас их вижу своими глазами?» Перед съемками я очень волновалась, даже температура поднималась от стресса. Но команда «Классной темы» поддержала:

«Ты в красном платье — это и цвет твоей республики, и знак. Смотри, сколько за тебя проголосовало людей».

Поняла, что подвести всех, кто меня поддерживает, я не могу. И когда вышла на сцену, волнение ушло. Остались только я и мои зрители. Мне кажется, что тогда между мной и залом возникла та самая химическая связь.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой

После всех уроков началось голосование — оценивали сами звёзды. Если честно, я не надеялась на победу. Держала в голове мысль, что в прошлом году выиграл химик, в первом сезоне — физик. Второй раз подряд химик выиграть не может«. А смог! Когда называли мое имя — я не верила. И с этого момента всё только началось: открылись новые проекты, мероприятия. «Классная тема» действительно стала трамплином.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Что изменилось, если изменилось, в отношении к вам со стороны детей, коллег? Да и самой себя после победы — стали смелее, увереннее в своих силах?
Определённо стала смелее. Недавно готовила документы на грант и пересматривала свои старые выступления. Одно из них — полуторагодовалой давности, с открытия нашей школы. Смотрю: голос дрожит, движения неуверенные. Сейчас всё совсем иначе. И это, во многом, благодаря «Классной теме»: там не только учат держаться перед камерой, но и дают возможность сразу применить знания.

Что касается учеников, то они гордятся своим учителем. После новогодних каникул я пришла в школу, а эфир финального выпуска вышел как раз 5 января. Меня встретили восхищенными «вау!», «мы вас видели». Для них увидеть своего учителя на федеральном канале — это правда здорово. А когда начались другие конкурсы, похвал стало ещё больше: «Какой у нас классный учитель!»

Коллеги тоже очень поддерживают. Это чувствуется всегда, но особенно в конкурсные периоды. Такие проекты — не про одиночную гонку, а про командную работу. Без помощи школы, администрации, коллег — ничего бы не получилось.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Один из главных призов конкурса — свое шоу на федеральном канале. Расскажите, что это?
Да, победителю дают возможность вести собственное образовательное шоу. Всё это непросто: нужно было определиться с темами, нужно было полностью прописать сценарии. В общей сложности в задачах стояло 4 урока. Причем темп был очень быстрым. В январе дали 2–3 недели — на написание сценария, а затем уже сразу пригласили на съемки.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой

Эти сценарии дорабатывала команда специалистов — все-таки классические уроки и телевидение отличаются форматами. Учителя привыкли думать в рамках ФГОС, а на экране важна зрелищность. В феврале мы начали съемки — и за 3 дня завершили их. Работала огромная команда, в ее числе — даже преподаватели МГУ им. М.В. Ломоносова. Там я уже не так переживала, потому что самая сложная работа — методологическая — была уже позади. Показывать результаты нашей работы будут на телеканале «Россия. Культура». Сейчас «ВКонтакте» на странице проекта уже публикуются отрывки, а полноценный выход уроков запланирован на лето, пока что без точных дат.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Что было интереснее, сложнее, если можно сравнить, — участвовать в шоу или, условно так это назовем, участвовать в его организации?
Сложнее, конечно, организовывать. Просто участие — это больше про уже готовую историю. А организовывать самой...у меня химия, поэтому, когда писала сценарии к урокам, то изучала много литературы. По одним источникам указано, что реакция протекает так, а в другой книге — уже иначе. Даже преподаватели из Московского государственного университета говорили, что в реальности реакция идёт так, а в контексте ЕГЭ мы указываем другое. Таких нюансов — масса, поэтому долго приходилось выверять на «действительность». Зато в технической части, подготовке реактивов и прочем, мне уже помогала команда.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Победа в конкурсах — это всегда определённая публичность. Как вы к этому относитесь?
Спокойно. Я, честно говоря, не ощущаю, что стала «узнаваемой». Хотя... недавно в магазине подошла женщина: «А вы не та учительница из конкурса? Мы за вас голосовали!» Это, конечно, приятно. Но все же не все смотрят телевизор, не все следят за конкурсами. Так что я продолжаю жить своей обычной жизнью.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Как успевать всё совмещать — семью, привычную работу, участие в конкурсах, проектах?
Иногда — никак (смеётся). Бывают периоды, когда ложусь в три ночи, а в шесть уже встаю. Помогает телефон: всегда пользуюсь заметками — структурирую всё, что происходит. Плюс, у меня не очень большая нагрузка в школе — ставка (18 часов). Иногда слышу от хейтеров (а они уже появились): «Как она всё успевает? Это невозможно». Конечно, с большей нагрузкой было бы сложнее. Но я стараюсь рационально использовать каждую свободную минуту: в окнах между уроками проверяю тетради, работаю над конкурсами, занимаюсь блогом. Семье посвящаю вечер: с детьми делаем уроки, укладываю их спать — и снова к работе.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Вы упомянули про победу в конкурсе «Учитель года» — это личная победа, общественная миссия, что это для вас?
Эта победа мне далась нелегко. Если мы говорили про «Классную тему», то там нужно составить только один урок — и на этом всё заканчивалось. В «Учителе года» всё было сложнее: больше этапов, больше ответственности, больше подготовки. Приходилось учить много совершенно новой информации, заучивать высказывания, потому что в ответах на вопросы важна не только суть, но и формулировка.

Первым испытанием стало педагогическое интервью. Сцена, полный зал, десятки вопросов подряд. Это очень непросто — сконцентрироваться, не растеряться. Но я справилась — помогла серьёзная подготовка: много читала, разбиралась в теме, тренировалась. Следом — урок. Вот тут я уже чувствовала себя увереннее: всё-таки это моя стихия. Работа с детьми заряжает. Когда чувствуешь энергетику класса, всё складывается.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Сложно работать с детьми, уровень подготовки которых не знаешь и да в целом — видишь их впервые?
Конечно, сложно. Ты не знаешь их уровень, темп, привычки. А на урок отведено строго 35 минут: меньше — минус баллы, больше — тоже минус. Со «своими» учениками я легко рассчитываю время, знаю, где ускорить, где притормозить. А здесь нужно было импровизировать на ходу.

Тема досталась с практической частью: мы не только решали задачи, но и проводили химические опыты. А с реактивами всегда сложнее: кто-то справляется быстро, кто-то — медленнее, особенно если волнуется. Поэтому весь урок приходилось следить за таймингом и быстро адаптироваться.

Но мне повезло: дети были очень мотивированы. Мы встретились до урока, и я сказала им, что многое зависит от нас всех. Они ответили: «Не переживайте, мы вас не подведём!» А потом ещё и коллективно зашли в кабинет с левой ноги — на удачу мне. Такой командный настрой сразу дал заряд.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Как проходили следующие этапы конкурса?
Дальше был мастер-класс для коллег. Я рассказывала о контекстных задачах — как их применяю на своих уроках, почему они важны. Это был обмен опытом, и я увидела интерес: после МК подходили, задавали вопросы. Для меня это ценно — значит, было полезно.

К последнему этапу мы подошли в составе пяти учителей. Нам предлагали педагогические задачи, которые нужно было решать в команде. Здесь оценивали не только идеи, но и умение работать вместе, слышать друг друга, принимать решения. Это уже история не про одного учителя, а про сообщество, про взаимодействие.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Мы много говорили о конкурсах, победах. А как лично вы определяете успех учителя — в оценках ли детей, их интересе, последующей благодарности, возможно, через время?
Конечно, это и успехи самих учеников. Когда они побеждают на олимпиадах, конкурсах, когда получают хорошие результаты. Ты понимаешь, что твой труд не напрасен, что ты все делаешь правильно. Но при этом я отлично понимаю: не все дети — олимпиадники, и это нормально. Иногда гораздо дороже услышать: «Я понял, как идёт эта реакция!» — с настоящим восторгом в голосе. Или когда ученик говорит: «Я тоже хочу быть химиком. Хочу, как вы». Значит, ты послужил для них примером. А это, наверное, и есть самое ценное.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Вы сегодня не просто учитель, а, позволю себе так выразиться, лицо профессии. Вас знают, о вас говорят и пишут. Чтобы вы хотели, чтобы люди поняли с вашей помощью о современной школе?
Школа — это, в первую очередь, дети. И всё, что мы делаем как педагоги, мы делаем ради них. Ради их будущего, ради их понимания мира. Поэтому преподавание — это не про «отработать урок и уйти домой». Это про участие, про включённость, про интерес. Ты должен не просто рассказать тему, ты должен быть рядом, слышать, чувствовать, замечать. Потому что ученик всегда это чувствует — по-настоящему ты с ним или просто присутствуешь в кабинете. Важно полностью погружаться в работу.

 b  Ученики помогают раскрасить мне взрослый серый мир    b  интервью с Учителем года Республики Мордовия 2025   Екатериной Чугуновой 0Если бы вы могли вернуться на несколько лет назад, чтобы вы сказали себе, той молодой девушке, которая только-только начинала этот путь?
Ничего не бойся, пробуй. Делай всё, что ты задумала. У тебя всё-всё получится!

Автор: Настасия 

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: