Краткая справка об истоках мордовского феминизма и история 5 сильных женщин

Женщины могут все

Как мы это сделали
В противовес известной женоненавистнической фразе, призывающей девушек молчать, ведь их день — 8 марта, отметим, что есть еще один праздник, который как раз отмечают те, кто не выносит это устойчивое выражение. 30 мая — Международный день феминизма. Эта дата выбрана не случайно, согласно легенде, именно в этот день была казнена Жанна д’Арк в 1431 году. Этот праздник пока не получил всеобщего признания в международном сообществе, что уж говорить про его возможное широкое упоминание в России. По запросу «день феминизма в России» появляются исключительно сайты про историю 8 марта, последняя веха празднования которого неизбежно скатывается к цветам, духам и сковородкам. Единственный материал, напрямую связанный с 30 мая, вышел как расшифровка эфира Радио Sputnik от РИА Новости с неутешительным названием «Почему Россия ненавидит феминизм и это взаимно?». Несмотря на неоднозначный заголовок в тексте развенчаны самые известные мифы об этом движении.

А что будет, если спросить поисковую систему о феминизме в Мордовии? Если коротко, то увидим пару научных статей, ссылку на Союз женщин Мордовии (феминизма там не обнаружено) и упоминание фем-панк группы, отбывавшей свое наказание на территории нашей Республики. Последним местный феминизм ранних 10-х и ограничивался. К 20-м годам он окреп на мордовской почве, но каким-то ярко выраженным движением не стал. Свидетельством того времени стала наша краткая справка о саранских фем-активистках. Но на самом деле идея равенства и сильной позиции женщин имеет в нашем регионе давнюю историю. По данным научных источников кратко расскажем об истоках мордовского феминизма и поделимся историями 5 сильных женщин, которые взяли на себя традиционные мужские роли.

Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин 0Женщины в национальной культуре
Как отмечает в своей диссертации Булычева Ольга Юрьевна этническая картина мира у мордвы отличалась высокой степенью феминной ориентированности. Пантеон языческих богов преимущественно состоял из женщин, что стало основой для проявления матриархальных черт в системе организации отношений. Причем у мордвы-эрзи со временем боги стали восприниматься бесполыми существами, параллельно с этим ярче стали проявляться патриархальные начала в семейном быту.

Традиционно, в семье мокши женщина имела более весомое положение, чем у эрзи. Однако у последних в связи с изначально более высоким уровнем патриархальности процессы эмансипации проявлялись сильнее. Во многом именно поэтому с приходом советской власти эрзянки охотнее занимались общественной деятельностью и участвовали в управлении государством.

Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин 0Что происходит сейчас?
В 2020 году проект «Если быть точным» проводил оценку гендерного неравенства на основании открытых статистических данных. Социологи разработали методологию, которая на основе множества критериев позволяет оценить социальную роль женщин. По итогам Мордовия оказалась в списке антилидеров (это хорошо). Наш регион входит в шестерку регионов, в которых проблема гендерного неравенства выражена менее всего. Из интересного: Республика Мордовия — лидер среди регионов по числу женщин-предпринимательниц, единственный регион, где их больше, чем мужчин (51 % от общей численности). Также у нас небольшой разрыв в оплате труда специалистов разных полов в сравнении с другими регионами (15 %). Ситуация с ожидаемой продолжительностью жизни (76,4 года у женщин) и доступом к власти (63 %) — немного лучше, чем в среднем по стране. А другие показатели в Республике Мордовия чуть лучше, чем в остальных регионах. Но при этом, оценивая результаты исследования, социологи отмечают, что гендерное равенство при низких значениях социально-экономических показателей на фоне всей России — равенство не при «хорошей жизни». А это значит, для Мордовии гораздо более остро стоит проблема повышения качества жизни населения в целом, чем сглаживания различий в возможностях между полами.

История пять женщин Мордовии, которые рушат все гендерные стереотипы

Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин 0Нарчатка

Чем занималась: управляла мордовским поселением
Чем знаменита: женщина-богатырь, которая не сдалась в плен
Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин Не с наших земель, но мордовского происхождения. Доподлинно о реальности существования царицы Нарчатки ничего неизвестно, но это не мешает нам наслаждаться прекрасной легендой. Нарчатка рано овдовела, она управляла мордовским народом в самый непростой период истории, в годы первых набегов татаро-монголов. Поздней осенью 1236 года, когда покрылась Мокша тонким льдом, царица выставила свое небольшое войско против многотысячной армии Батыя. Узнав, что воинами управляет женщина, хан приказал захватить ее в плен и доставить лично к нему. Вражеская армия все плотнее окружала мордовский отряд, всё меньше оставалось у Нарчатки воинов. Когда ее войско погибло, спасаясь от позорного плена она верхом поскакала к Мокше. На глазах застывших от ужаса татар Нарчатка разогналась и прыгнула в полонью и скрылась в потоке ледяной воды. Батый поразился храбрости Нарчатки, приказал назвать захваченный город именем царицы. Историчность её личности подтверждается её изображением на средневековых монетах мордовках, которые с гордостью носили мокшанки и утверждали, что на них царица. Памятник Наровчатке установили в 2011 году.
Источник

Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин 0Алена Арзамасская

Чем занималась: была монахиней
Чем знаменита: женщина-атаман, возглавившая отряд восставших
Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин В этот раз наоборот, у героини не мордовское происхождение, но все события происходили на территории нашего региона. Алену Арзамасскую называют русской Жанна д’Арк. Действительно, истории их жизни (и смерти) очень похожи, каждую описывали одновременно как монахиню, ведьму и великую бунтовщицу. Алёна Арзамасская во время крестьянского восстания под руководством Степана Разина возглавила отряд, который участвовал в захвате Темниковской крепости. Затем она управляла городским хозяйством и обороной города, лечила раненых травами и кореньями, за что её прозвали колдуньей. Когда царское войско пришло в город, Алена укрылась в соборе и продолжала отстреливаться стрелами. Когда она поняла, что сопротивляться бесполезно, она сложила оружие и бросилась к алтарю. Ходила легенда, что Арзамасская обладала такой силой, что не нашлось ни одного человека, который смог бы до конца натянуть принадлежавший ей лук. Оглашение ужасного приговора — сожжение в срубе, Алена приняла хладнокровно, не издав при казни ни единого звука. Благодаря своей храбрости, Алена Арзамасская — монахиня в воинских доспехах приобрела широкую известность благодаря своей храбрости.
Источник

Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин 0Татьяна Бибина

Чем занималась: работала крановщицей
Чем знаменита: спасением людей ценой собственной жизни
Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин Татьяна Бибина родилась в эрзянском селе Челпаново Атяшевского района. После окончания школы во Владимирской области она вернулась в родную Мордовию и выбрала нетипичную для женщины профессию. Таня Бибина была крановщицей, такая работа всегда сопряжена с риском. Она строила цементный завод в Чамзинском районе и сахарный — в Ромодановском. 20 мая 1960 года Бибина работала на подъемном кране, перемещая железобетонные материалы для будущего сахарного завода. От сильного ветра кран сорвало с креплений, и его стрела повисла над приземистым зданием бани, в котором находились женщины с детьми. Бибина, уже находясь на земле, заметила это, и вернулась в кабину крана, чтобы отвести стрелу в сторону. Люди были спасены, но сам кран потерял устойчивой и свалилась на землю. Указом Президиума Верховного Совета СССР Татьяна Бибина посмертно награждена орденом «Знак Почёта». Сейчас имя Бибиной носит улица в Саранске и в поселке Комсомольский.
Источник

Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин 0Валентина Бучумова

Чем занималась: с конца 80-х по начало нулевых была генеральным директором ОАО «Мордовспирт»
Чем знаменита: единственная женщина-руководительница в спиртовой отрасли советской России
Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин Валентина Бучумова, уроженка Ковылкинского района, прошла путь от простой работницы спиртзавода до его генерального директора. Руководство алкопромышленностью — нетипичное для женщины занятие, поэтому Валентина Бучумова — живая легенда. Она удержала работу завода под натиском «сухого закона», когда резко пришлось переходить на производство майонеза. Продолжила стоять у руля в условиях бандитский 90-х и рейдерских захватов. Она встречала и угощала продукцией завода известных политических и общественных деятелей. На память о себе всем клиентам спиртзавода — семь торговых марок водки и бальзамов, одна из которых названа в честь нее — Бучумовка.
Источник 

Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин 0Нина Кошелева

Чем занималась: является известным российским композитором
Чем знаменита: автор гимна Республики Мордовии
Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин Нина Кошелева — одна из немногих женщин-композиторов, ставших авторами государственных символов. Она родилась в селе Вертелим Старошайговского района, окончила Саранское музыкальное училище им. Л.П.Кирюкова, Казанскую государственную консерваторию и даже стажировалась в Финляндии. Кошелеву вдохновляла национальная культура, так появился цикл «Мокшанские песни» для меццо-сопрано и струнного квартета, кантата «Мордовские песни». Композитор также создавала музыку для театров нашего города, например, она — автор музыкальной сказки «Серебряное озеро». И одно из самых известных достижений, позволяющих нам закольцевать историю об известных мордовских женщинах, Нина Кошелева написала музыку к первому национальному балету «Алена Арзамасская».
Источник

Мы не можем говорить, что каждая из героинь считала или считает себя феминисткой, но, безусловно, их достижения убеждают нас в том, что женщины могут все.

Краткая справка об истоках  b мордовского феминизма  b  и история 5 сильных женщин

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Фаранте
3 месяцев назад

Молодец Нату, все правильно подметила: «...для Мордовии гораздо более остро стоит проблема повышения качества жизни населения в целом, чем сглаживания различий в возможностях между полами...» — поэтому у нас в Мордовии и нет никаких проблем подобного толку. Ну а с повышением качества жизни, как оно всем известно, начинают проявляться проблемы аналогичные проблемам наших «более развитых» иноземных соседей из европейских ареалов.