Наледь мне убери: колонка Александра Гущина

Что происходит на улицах Саранска зимой и как это исправить

Как мы это сделали
Наши колумнисты тоже потихоньку выходят с каникул и продолжают рассказывать, как обстоят дела в Саранске. Сегодня урбанистический обозреватель Александр Гущин в своей колонке рассуждает об уборке городских улиц — что не так, как бывает в других городах и странах, и почему у Саранска свой путь.

Наледь мне убери!
Каждый год жители Саранска жалуются на плохую уборку улиц зимой. Кто-то жалуется на гололед и заснеженные улицы, другие на обильное применение реагентов и вечный дрист. Причем такая ситуация наблюдается не только в столице Мордовии, где существуют определенные проблемы с бюджетом. Так, вторая столица России, Санкт-Петербург, несмотря на внушительный городской бюджет, регулярно становится антипримером по зимнему содержанию улиц. А есть ли где-то в мире рецепт чистых, удобных и безопасных улиц зимой?

В поисках этого рецепта отправимся сначала в Японию. Да, в этой стране зимой тоже бывает снежно. Но при этом там запрещено использовать реагенты. Как же тогда японцы справляются?

Во-первых, они используют мощную спецтехнику для сбора снега, а во-вторых, подогрев улиц (как и в Исландии). При этом если нет подогрева, то обязанности по уборке улиц могут переложить на самих жителей. Тут, однако, надо понимать, что из себя представляет типичная улица в японском городе.

 b Наледь мне убери   b  колонка Александра Гущина В более теплых регионах, где снег выпадает, но температуры не опускаются ниже нуля, снег топят обычной теплой водой. Решение эффективное, но точно не подходящее для наших широт.

Далее отправимся за океан в Северную Америку.

В США особый интерес вызывают штаты, для которых снежная зима — это скорее редкость, чем правило. Там во время снегопадов объявляют чрезвычайное положение, закрывают школы и предприятия, чтобы у людей было меньше необходимости выходить из дома.

 b Наледь мне убери   b  колонка Александра Гущина А вот в более снежной Канаде применяют примерно те же методы, что и у нас. В первую очередь это реагенты. Однако там очень хорошо налажена уборка снежной каши, образующейся в результате действия реагентов. Этот снег собирают и свозят на снегоплавильные установки, где растопленный снег сливают в канализацию.

 b Наледь мне убери   b  колонка Александра Гущина Снова пересекаем океан и вот мы в Европе. Тут применяют огромное количество методов, но не отказываются, в том числе, и от реагентов. Однако используют их значительно меньше, в основном только на самых загруженных магистралях. Например, в странах Скандинавии на многих небольших улицах допускается так называемый снежный накат. Сцепление автомобиля с дорогой на такой поверхности, конечно, хуже, но за счет более высокого уровня подготовки и ответственности водителей каких-то особых проблем это не доставляет.

Родом из Швеции метод так называемого «горячего гравия», когда снег или лед обрабатывают смесью горячей воды и песка, за счет чего образуется шероховатая поверхность и достигается хорошее сцепление.

А вот в Финляндии большую распространенность получила гранитная крошка. Главным ее плюсом считается многоразовость, так как в конце каждого зимнего периода ее собирают, очищают и применяют снова.

 b Наледь мне убери   b  колонка Александра Гущина В финском городе Оулу, который принято считать зимней велостолицей, на дорогах применение соли запрещено. Там просто убирают снег, причем приоритет отдается велодорожкам, во многом поэтому ездят на велосипедах там круглый год. Даже школьники на учебу.

 b Наледь мне убери   b  колонка Александра Гущина А если кому-то кажется, что в Оулу более мягкий климат, то вот вам хороший климатический инструмент для сравнения.

Уборка улиц зимой не ограничивается только этими методами, но ничего лучше механической уборки, подогрева, применения реагентов, песка и гранитной крошки пока не придумали. При этом и универсального решения не существует. Например, подогрев улиц — это, пожалуй, самый эффективный метод. Все мы видели идеально чистые поверхности в местах, где проложены теплотрассы. Однако подогрев улиц стоит очень дорого. И если в Исландии подогрев улиц осуществляется с помощью системы, питающейся от геотермальных источников, то есть обходится исландцам по сути бесплатно, то в России потребуется либо газовое отопление, либо электрическое, что будет стоить весьма дорого.

И тут мы подходим к главному вопросу: как же добиться чистых и безопасных улиц зимой у нас в Саранске? В первую очередь необходимо отталкиваться от экономических соображений. Если у города нет внушительного бюджета, то применение дорогостоящих методов будет либо невозможно, либо малоэффективно. Например, Саранск мог бы купить условно одну снегоплавильную установку, но при обильных снегопадах одна установка вряд ли справится и снег, скорее всего, придется снова свозить на полигоны. При этом возможно, что город не получит никакой экономической выгоды от такой установки, а большее количество установок просто не сможет себе позволить купить и содержать.

Что же тогда нам остается? Сыпать кругом реагенты и песок? Тоже нет, ведь реагенты крайне плохо влияют на экологию, а песок создает много пыли грязи в течение всего года. А экономические последствия от такого вреда не всегда на поверхности, но могут быть куда значительнее. Например, горожане просто не захотят жить в грязи и посреди выжженной пустыни и уедут, а значит не принесут городской казне никаких налогов. А уезжают по подобным причинам, как правило, наиболее умные и состоятельные горожане.

Поэтому такому городу как Саранск важен баланс и рациональность. Причем не только в выборе методов зимней уборки улиц, но и в целом в вопросах градостроительной политики.

Наши чиновники очень любят хвастаться цифрами построенных или отремонтированных улиц и дорог, а потом оказывается, что их сложно или невозможно содержать. Например, широченные Севастопольская и проспект 70-летия Октября каждый год сужаются до 2-3 полос, имея изначально их по 6. Но если на этих улицах никакого коллапса не происходит, то вот на Коммунистической такая уборка привела бы к серьезным заторам, поэтому ее очищают максимально широко. А на это нужно больше времени, средств, техники и людей. И чем больше в городе такого рода улиц и дорог, тем дороже городу это обходится или тем хуже город будет обслуживаться. Поэтому когда очередной чиновник будет говорить про строительство новых и расширение старых дорог, спросите его, как сильно это увеличит нагрузку на бюджет города, и кто за это все будет платить. Как правило, об уровне планирования более чем на год никто у нас не думает.

Поэтому в контексте уборки улиц нужно тоже говорить об эффективной транспортной системе. Вместо «больше дорог и асфальта» нам нужно требовать «больше троллейбусов и велодорожек». Тем более Саранск достаточно небольшой и компактный город, поэтому роль личного автомобильного транспорта в повседневных поездках сильно преувеличена.

Но, как и широкие дороги, узкие тротуары тоже не позволяют осуществлять качественную уборку. В Саранске для уборки обычно используют трактора, которые просто не помещаются на многих тротуарах, вследствие чего заезжают на грунт и разрушают почвенный слой. Очень важно предусматривать не только достаточную ширину, но и правильно организовывать стыки. Так, многие тротуары у нас примыкают друг к другу под углом 90 градусов, поэтому не заехать на грунт просто невозможно. Вот пример из недавно отремонтированного сквера Подольских курсантов.

 b Наледь мне убери   b  колонка Александра Гущина А вот тут нет примыканий и ширины достаточно, но вот низко растущие деревья обязательно вынудят коммунальщиков заехать на зеленую зону.

 b Наледь мне убери   b  колонка Александра Гущина Уборке снега могут также мешать заборы и столбы, торчащие посреди тротуаров. Применение техники тут невозможно, поэтому без ручного труда не обойтись. Но чаще всего на такие места просто забивают. Горожане в итоге сами протаптывают себе тропинки.

А еще важно не забывать о площадках для временного хранения снега. Большая боль многих горожан заключается в том, что снег у нас часто просто сгребают на зеленые зоны. И все бы ничего, но этот снег уже загрязнен реагентами. А учитывая, что эти кучи ядовитого снега порой и вовсе не увозят, оставляя таять самостоятельно, мы получаем огромный вред экологии и ухудшение собственного здоровья. Поэтому такого быть просто не должно.

Иногда бывает и так, что сами горожане мешают уборке улиц. Например, каждый год на улицах города начинают действовать знаки, запрещающие парковку по определенным дням. Однако многие водители откровенно плюют на правила, а так как эвакуировать их всех чисто физически невозможно, то уборка многих улиц оставляет желать лучшего. Решение проблемы кроется в управлении парковочным пространством. Так, в Саранске уже анонсировали возвращение системы паркон, с помощью которой можно будет оперативно штрафовать нарушителей.

Вопросы планирования городской среды должны иметь высшую степень приоритета, нужно продумывать все детали и последствия тех или иных городских решений. Рассмотрим это на конкретном примере. Так, гранитная крошка хорошо справляется со скользкостью, но вместе с тем она будет забивать ливневки, поэтому в ливнестоках необходимо предусматривать специальные уловители, чтобы это не было проблемой. Именно поэтому применение каменной крошки в Саранске сейчас вряд ли возможно.

Но даже если и у нас появится нормальное градостроительное планирование (сейчас все очень формально и поверхностно), а городские власти будут целенаправленно следовать ему, то это еще не гарантирует отсутствие проблем зимой. Нужно учитывать множество сценариев поведения погоды. Так, зима 22-23 года — это в первую очередь частые переходы через ноль и гололед, зимы 20-21 и 21-22 — это обильные снегопады, а вот несколько зим до этого были вообще достаточно теплыми и малоснежными. Соответственно и подходы к зимней уборке должны тоже отличаться.

И, наконец, управление процессами и контроль. Сегодня Саранск убирают муниципальные предприятия. Их особенность в том, что это хоть и коммерческое предприятие, но при этом не они владеют собственностью, которая закреплена за ними. Поэтому городская администрация в праве распоряжаться снегоуборочной техникой на свое усмотрение, например, продать, даже если само предприятие против. А так как вся эта организация фактически является собственностью муниципалитета, у сотрудников может быть очень низкая мотивация для эффективной деятельности, потому что их просто некому штрафовать. Не будет же администрация штрафовать сама себя. Поэтому в такой ситуации нужна независимая служба, которая осуществляла бы функции контроля, штрафовала бы и поощряла за соответствующую деятельность.

Так, в Финлянднии города обычно делят на районы, далее разыгрывают тендеры на уборку этих районов. Для каждого района определяются наиболее приоритетные улицы, которые убираются в первую очередь. При этом отношение к работе там профессиональное и ответственное, но не потому что финны вот такие ответственные, просто там есть действительно работающий контроль качества. И не дай бог кто-то пострадает на плохо почищенной улице, предприятие после этого заплатит немалый штраф. А за хорошую работу предусмотрена система премирования. И хотя наши местные чиновники очень часто посещали Финляндию и даже обещали перенять их опыт, дальше слов как обычно дело не дошло, а хотелось бы.

Саранск сегодня находится в очень тяжелой ситуации: техники не хватает, долги, бюджет ограничен, а погода поблажек не делает. Поэтому в определенном смысле горожанам нужно это принять и закупиться шипованным насадками на обувь, но это не значит, что городской администрации нужно расслабиться. Саранску нужно стратегическое мышление, нужно научиться мыслить на годы вперед, перестать искать выгоду здесь и сейчас, а рациональность сделать основным принципом. Возможно, тогда и зима перестанет неожиданно приходить в декабре.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:
4 4 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
5 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ильдар
1 год назад

Спасибо автору за статью!

Тема урбанистики и городского планирования очень актуальны и полезны,!

Хотелось бы видеть больше статей на темы урбанистики и городского планирования.

Так же было бы интересным услышать мнение-статью автора касаемо зеленых (и не только зеленых) заборов которыми обставлен весь город!

Ильдар
1 год назад
Ответить на  Ильдар

Примеры с заборами в Саранске

3c9437b2bea3ea4e9d721837308c1b86.7797084f8b898153814d7dc6755c92d7.jpg
Александр
1 год назад
Ответить на  Ильдар

Дизайн и цвет этих заборов ужасен. Функционально они практически бесполезны, но в некоторых редких случаях они обязательны. Тем не менее их начали массово демонтировать и это хорошо.

Фаранте
1 год назад
Ответить на  Александр

Позвольте уточнить: конструкции заборов посетила сквозная коррозия, после чего они начали разваливаться, после чего их начали демонтировать.

Фаранте
1 год назад

Отличная поднята проблема, но к сожалению тяжело решаемая. Такие решения к сожалению не приведут к цели:

— чиновникам нужно делать дороги по уже, что бы их можно было обслуживать;

— давайте переходить на велики и тралики, и ситуация улучшится.

Это совсем косвенные причины, которые тянут за собой другие проблемы.

Про ширину тротуаров для уборки трактором — вещь правильная, только убирать трактором тоже нужно умеючи, не всегда нужно включать «адскую полировку льда».

Про управление процессами согласен. Пример даже есть этого года — трактор ходит исправно, бездумно, по графику, наполировал каток, снега нет неделю, все падают, потом пришла оттепель, лед размяк, уже нормально, и чисто и не скользко, едут мужики на бортовой машине, кидают не песок, а черноземоподобный суглинок комками.

Вопрос решается не просто, но и не нужны чрезмерные ресурсы. Может и в нашей администрации есть человек чуткий, грамотный и наблюдательный, который и по ночам просыпается в холодном поту что бы посмотреть прогноз погоды, но сферы его влияния и идеи еще не реализовались в полном объеме (на все нужно время). Если такого человека нет, то ничего не будет.

Снежный накат допускается не только в скандинавских странах, но и на северных островах Японии... он де-факто допускался и в советское время, при этом не было зимней резины. Снежный накат и сейчас присутствует везде в России. На больших городских дорогах уже все привыкли к «чистоте» из черной каши. Многие переходят на фрикционную резину. Если сейчас организовать белоснежный, идеально ровный, но снежный накат, он воспримется в штыки... безусловно.

А тротуары тоже не нуждаются в чистке до асфальтобетона или брусчатки. Ровный слой снега ничем не хуже... вот пример, пройдитесь полевому берегу набережной р. Саранска от ботевградского моста до художественной школы — там где тротуар покрыт даже частично льдом, люди забираются на полуметровый снежный откос, и спокойно прокладывают там тротуар на абсолютно не подготовленной поверхности.