Пересаживаемся на велосипед
Как мы это сделали
В 2023 году в Саранске должен заработать пилотный участок велосипедной сети. Проходить он будет на Юго-западе. Повод ли это оставить своего бензинового коня дома и начать ездить по городу на велосипеде? Давайте разбираться.
Итак, однажды утром вы проснулись и решили поехать на работу на велосипеде. С чего начать? Конечно же с приобретения велосипеда. Но попав в магазин, у вас начнут разбегаться глаза, увидев обширную линейку различных моделей. Что выбрать? Горный велосипед или шоссейный? Ни тот, ни другой. Если взглянуть на улицы нидерландских городов, где лучше всего развита велосипедная культура коммьютинга (термин, обозначающий поездки на работу или по делам), мы увидим, что люди предпочитают максимально простые односкоростные велосипеды с вертикальной посадкой. Дело в том, что велосипедов там так много, что их регулярно воруют, поэтому люди предпочитают брать максимальное дешевые варианты, которые будет не жалко в случае кражи. Одной скорости в нидерландских городах, как правило, хватает, так как города там преимущественно плоские и таких перепадов высот, как в Саранске, особо нет. А вертикальная посадка дает более комфортные ощущения при езде.
Велосипеды у нас воруют не так часто, тем не менее, лучше не брать для города дорогой велосипед, хотя бы потому, что его будет дороже обслуживать потом. Лучше выбирать велосипед с жесткой вилкой, одной звездой спереди и количеством передач сзади не больше 8. По своему опыту могу сказать, что в городе более чем хватает 3-4 передач. Односкоростные велосипеды лучше не рассматривать, так как рельеф Саранска передаст огромный привет вашим коленям. Но можно рассмотреть вариант с планетарной втулкой. Это такая система переключения передач, где нет классической кассеты с набором звезд сзади, а переключение осуществляется за счет встроенных внутрь колесной втулки механизмов. Если вы боитесь, что ваш велосипед могут украсть, можно выбрать складной велосипед и брать его с собой в помещение.
А в каком магазине можно найти велосипеды, отвечающие этим критериям. Во-первых, это две большие сети «Спортмастер» и «Триал-спорт». В последнем представлен богатый выбор именно складных велосипедов. Так, цены на складной скоростной велосипед начинаются от 20 тысяч рублей, а за 32 тысячи рублей можно приобрести велосипед с дисковыми гидравлическими тормозами и уже установленными передними и задними крыльями, которые защитят ваши лицо и спину от грязи и воды.
Также дополнительно стоит приобрести велосипедный замок, фонарик, задний габаритный огонь и, возможно, сумку на руль или раму. Все это обойдется в 3-5 тысяч рублей. Также стоит купить запасную камеру и насос.
И вот вы готовы выехать на улицы города, а вам в спину кричат: «Надень шлем!». Дискуссии на тему ношения шлема ведутся очень давно. Очень многие рассказывают про важность ношения шлемов, но совсем немногие его носят. Почему? Потому что риски получить травму головы в городе достаточно низкие даже с учетом отсутствия какой-либо нормальной велоинфраструктуры, а вот неудобства ношение шлема приносит регулярные. Тем более и ПДД не обязывают его носить. Поэтому рассуждения на эту тему оставим вашему внутреннему голосу.
Но вот без чего точно нельзя, так это без знаний ПДД. В отношении велосипедистов их немного, но знать их нужно каждому. Приоритетно движение велосипедиста должно осуществляться по велосипедным дорожкам, однако в Саранске пока их почти нет. Поэтому не запрещено двигаться по тротуарам и проезжей части.
И вот тут начинаются проблемы. Одни кричат, что ехать нужно только по тротуарам, другие только по проезжей части и обязательно в крайней правой полосе как можно ближе к бордюру. Где правда? Везде по чуть-чуть.
Если вы боитесь ехать вместе с машинами, то лучше выбрать именно тротуар, не забывая об уважении к пешеходам. Не стоит ездить слишком быстро, сигналить в спину и пугать прохожих. На тротуаре вы гость, уважайте их хозяев.
Пункт 24.2. ПДД гласит: допускается движение велосипедистов в возрасте старше 14 лет по тротуару или пешеходной дорожке случаях, когда отсутствуют велосипедная и велопешеходная дорожки, полоса для велосипедистов либо отсутствует возможность двигаться по ним, а также по правому краю проезжей части или обочине. Итак, как мы помним, велодорожек у нас почти нет. А вот край проезжей части в соответствии с ПДД — это вовсе не правая полоса движения, а разметка 1.2, обозначающая границы участков проезжей части, на которые въезд запрещен. А теперь вопрос: часто ли вы встречали в городе разметку, обозначающую край проезжей части и обочину? Скорее всего, не часто. Отсюда вывод — движение по тротуару чаще всего более чем легально.
Но тротуар не самое комфортное место для езды на велосипеде. Они, как правило, не очень широкие, а людей там много, ремонтируют их намного хуже, чем проезжую часть, часто отсутствует освещение, нет безбарьерной среды, а также необходимо спешиваться на переходах, так как велопереездов, как и велодорожек, у нас нет. Именно поэтому многие в определенный момент начинают ездить по проезжей части.
Итак, мы уже узнали, что край проезжей части — это разметка, которая часто встречается на дорогах за городом, но вот на городских улицах ее встретить сложно. Более того, если внимательно прочитать формулировку пункта 24.2 ПДД, то мы поймем, что даже при наличии этой разметки, нам не предписывается ехать по ней, а всего лишь допускается (в отличие от водителей автомобилей).
Нет запрета в ПДД и на движение по самой проезжей части. Фактически вы можете занимать любую полосу движения, однако я все же рекомендую ехать в правой крайней полосе ближе к бордюру. Там безопаснее всего.
24 раздел ПДД — это вовсе не руководство для велосипедистов, это лишь дополнение к предыдущим правилам. Наше законотворчество очень часто сталкивается с такими проблемами, когда из-за кривых или непонятных формулировок, люди просто не понимают, что же имел в виду автор того или иного закона. Поэтому указанные выше размышления автора не являются руководством к действию, а по тем или иным вопросам лучше обращаться в ГИБДД.
Если вы решили ездить по тротуарам, то главным для вас будет правило пересечения проезжей части — на переходах нужно всегда спешиваться. Даже на регулируемых. Хотя в общественных дискуссиях давно ходит идея разрешить пересекать регулируемые пересечения, не спешиваясь, но пока это запрещено.
А вот если вы поедете по проезжей части, то спешиваться на перекрестках вам уже не нужно, но очень важно знать правила проезда нерегулируемых пересечений, в частности знаки приоритета.
Если вы видите желтый ромбик на знаке, значит, что у вас главная дорога и вас обязаны пропустить. Вместе с тем добавлю, что полагаться на сознательность водителей не стоит, так как культура вождения и контроль за соблюдением правил у нас на низком уровне. Поэтому пересекая перекресток, имея приоритет, лучше все равно сбавить скорость и убедиться, что водитель тебя видит и пропускает. К тому же не на всех нерегулируемых перекрестках интуитивно понятно, у кого приоритет. Например, на перекрестке улиц Советской и Серова.
Если вы видите красный треугольник, то вы едете по второстепенной дороге, соответственно должны пропустить иные транспортные средства.
Важно знать и правила проезда по кольцевым перекресткам. Главный тут всегда тот, кто на круге, если иной порядок не предусмотрен знаками. Поэтому подъезжая кольцу, убедитесь, что при въезде на него не установлен знак «Главная дорога», пропустите всех, кто движется по кольцу и заезжайте на кольцо уже сами. Съезд с кольца осуществляется всегда с крайней правой полосы. При этом настоятельно рекомендую пересекать такие кольца по переходу, если вы не очень уверены в своей безопасности.
При движении по проезжей части на велосипеде важно помнить, что вы приравниваетесь к транспортному средству, поэтому обязаны уступать пешеходам, переходящим проезжую часть по пешеходным переходам.
Также важно знать, что при пересечении проезжей части вне перекрестка велосипедисту необходимо уступить дорогу другим участникам дорожного движения, движущимся по ней.
Езда по проезжей части многим кажется опасной, но у нее есть ряд преимуществ. Качество покрытия тут обычно намного лучше, не надо спешиваться на перекрестках, скорость перемещения в среднем выше. Статистически ДТП с велосипедистами чаще всего происходят на пересечениях проезжих частей и тротуаров, соответственно не столь важно, где вы ездите, важно, как вы проезжаете эти пересечения.
У езды по проезжей части есть и минусы: выхлопные газы, высокие скорости, хаотичная парковка, опасная ливневка и т.д. Очень много неудобств доставляет именно парковка, особенно парковка перпендикулярно проезжей части. Водители, выезжая с парковочного места, плохо видят, что происходит в этот момент на проезжей части, поэтому ДТП в таких ситуациях нередки, особенно если речь про магистральные улицы. Именно поэтому перпендикулярная парковка на магистральных улицах запрещена, к сожалению, в Саранске нормативы эти не соблюдаются. Но аварии происходят и при параллельной парковке, когда велосипедисты въезжают в открытые двери, поэтому на улицах и нужны обособленные велодорожки или велополосы с буфером безопасности. Кстати, в современной градостроительной практике допускается не делать велоинфраструктуру, если условия безопасности позволяют двигаться в общем потоке с транспортом. Если в условных Нидерландах такое делают даже на магистральных улицах, то у нас пока такое возможно преимущественно на небольших улицах в частном секторе.
И вот мы готовы ехать. Какие районы города лучше всего подходят для езды на велосипеде? Если ты опытный велосипедист, хорошо знающий ПДД, ты сможешь ездить везде. Но вот новичку будет сложно везде. Ни в одном районе города не созданы даже базовые условия для поездок на велосипеде. Кое-где есть отдельные участки велоинфраструктуры, но спроектированы они крайне неудачно, порой даже в опасно, как в случае с велопешеходной дорожкой на юго-западном шоссе, к тому же и существуют в вакууме, то есть начинаются из ниоткуда и ведут в никуда. Есть надежда на пилотный участок велосети города на Юго-западе, но пока не ясно получится ли реализовать проект качественно.
Рассмотрим главные проблемы существующей велоинфрастркутуры в Саранске. Юго-западное шоссе — пример велопешеходной дорожки. С учетом интенсивности пешеходов и велосипедистов выбор этого типа оправдан. Но нужно учитывать и рельеф, а он позволяет набирать велосипедистам очень высокие скорости, вплоть до 60 км в час и даже выше. Соответственно, совмещение потоков здесь выглядит не очень безопасно. Да и расположение велосипедной и пешеходной дорожек выбрано неудачно, велосипедную дорожку лучше размещать ближе к проезжей части. Но главная проблема — это небольшой изгиб около линии электропередач на подъезде к Юго-западу. Здесь уже пострадал не один десяток велосипедистов. Ошибки проектирования ведут к печальным и даже трагическим последствиям.
А вот на улице Бибиной ситуация не такая опасная, но велопешеходная дорожка получилась крайне неудачной. Здесь отсутствует безбарьерная среда, а также присутствует необходимость спешиваться на переходах. О велопереездах как-то не подумали. Велосипедистов здесь немного, поэтому сама по себе велопешеходная дорожка уместна, но из-за большого количества пешеходов ездить на велосипеде здесь некомфортно. С учетом ширины улицы здесь вполне можно было сделать полностью обособленную велодорожку. Сделать ее можно и сейчас за счет проезжей части. На движении транспорта это никак не скажется, так как интенсивность трафика здесь достаточно низкая.
Есть еще улица Гагарина. Согласно ПДД велосипедистам допускается движения по выделенным полосам. Однако с учетом рельефа ездить здесь не очень комфортно, поэтому велосипедисты обычно предпочитают другие маршруты из Юго-Запада в Центр.
При этом нельзя сказать, что в Саранске на этих и других улицах нельзя создать комфортные условия для движения велосипедистов. Большинство улиц абсолютно точно позволяют это сделать. Например, ширина проспекта Ленина такова, что там легко уместится велополоса с буфером безопасности, а вот на улице Богдана Хмельницкого можно организовать велозону, где движение велосипедистов и автомобилей будет в общем потоке. А вот так может выглядеть улица Советская.
По итогу, если вы решили ездить по городу на велосипеде, вам нужно запастись терпением, так как будет много нервирующих факторов. Но вместе с тем, поездка на велосипеде чаще всего приносит удовольствие. Ты не стоишь в пробке, не зависишь от графика работы общественного транспорта, не загрязняешь природу, дышишь свежим воздухом, совершаешь физические упражнения и наслаждаешься свободой. Разве это не повод поехать сегодня на велосипеде?
Осталось только решить, что первостепеннее, желание создать условия для велосипедистов, и тем самым увеличить количество велосипедистов что бы эти выделенные полосы использовались по назначению, или дождаться когда количество велосипедистов вырастит до такого уровня, что выделение полос станет рациональной необходимостью.
Первый вариант, так как при отсутствии условий только тотальная бедность населения заставит пересесть на велосипед. Все же лучше идти от гуманизации среды, чтобы люди сами хотели ездить на велосипедах и гулять. Ведь почему сейчас выбирают автомобиль? Потому что это защита от негативных факторов среды. Так вот и нужно избавляться от негативных факторов.
Предположу, что велосипед — это выбор в первую очередь свободных, а не бедных горожан. Раздавленный бедный будет меньше есть, но продолжит ездить на автобусе или начнет ходить пешком. Я называю это «мужик в валенках». Один ездит на Ленд Крузере, другой на Гранте. Один считает, что свободен выбирать, другой боится, что сочтут это необходимостью из бедности. Правда в том, что бояться реакции окружающих скорее всего будут оба. И свобода в том, чтобы носить эти валенки из соображения удобства, без оглядки на стереотипное мышление. Этакий Анатолий, обнаживший торс для проработки личных травм или потому что ему так хочется и никем не запрещено.
Согласен. Но чтобы люди хотели ездить на велосипеде, а не на гранте или лендкрузере, должна быть комфортная среда. Это база. Когда у тебя кругом грязь, шум и пыль (даже если ты сам и являешься источником этого), ты будешь стремиться от этого спрятаться. А на велосипеде не спрячешь. С велосипедом ты открыт для мира
Что-что, а грязи у нас хватает) Причем не от того, что не убирают, а от того, что без ума излишними подсыпками и разрушенными бордюрами, позволяют ей попадать с газонов, где грязь и не грязь, на дороги и тротуары, откуда ее опять нужно согребать на газоны... Или это вечная кормушка для ответственных, как с брусчаткой?) ...