«Объяснить ребенку, что все возможно»: интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей «Лого Полис»

«Лого Полис» построен, как демократическая республика, где дети управляют республикой самостоятельно

Как мы это сделали
Саша Хоровод: Я приехала в Лого Полис на финальный теарикон 115 адвенты — ребята показывали спектакли, к которым готовились всю смену. Нужно сказать, если бы в театрах города показывали нечто подобное, к ним бы охотнее ходили зрители. Я приехала как журналист и обзавидовалась. Если бы каждому взрослому давали возможность на неделю впасть в детство, я бы потратила ее на Лого Полис. Я попала в настоящую детскую республику, где дети находят тыл не в родителях, а в других детях, где дети не стесняются сказать друг другу теплые слова, на которые не способны взрослые, где запросто можно забыть, что реальность вообще существует.

Мы пообщались с автором идеи Лого Полиса, Андреем Келейниковым, расспросили его о работе системы детских образовательных лагерей, об их жизни во время пандемии, о философии лагеря и о планах на будущее.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Завершается летний сезон 2021 года, эпидемиологическая ситуация остается сложной по сей день. Лого Полис — это знаковый, флагманский для Мордовии проект. Мне хотелось бы задать пару вопросов о функционировании системы детских образовательных лагерей в этот непростой период. Расскажи, какие коррективы внесла пандемия в вашу работу, как вы подстроились под новые условия и как справлялись с ограничениями?
В этом году Лого Полису исполняется 15 лет. Нам часто приходится вписываться в сложные обстоятельства, будь то экономические условия или кризисные ситуации, но впервые мы сталкиваемся с ограничениями, связанными именно со здоровьем. Нам всегда было сложно адаптироваться под условия, ведь Лого Полис — это коммерческий лагерь. Достояние СССР научило покупателей относиться к детскому отдыху как к продукту социального обеспечения и зачастую детский лагерь ассоциируется с государственной поддержкой. Могу сказать, что пандемия многому нас научила — иначе относиться к здоровью детей, иначе относиться к формированию продукта. В этом году мы не адаптировались, в мае мы уже понимали, что детский отдых будет разрешен и формировали летнюю программу, понимая, что свои проекты будем продавать как до пандемии. 2020 год — это сложная история, тогда мы формировали Лого Дачи, об этом в интервью рассказала управляющая системой детских образовательных лагерей, Женя Кудашкина (Пантера). В этом году нам важно было понимать, что наш персонал безопасен для детей, поэтому все клерики (вожатые) перед адвентой сдавали ПЦР-тесты. Более того, ПЦР сдавали и дети тоже — это, конечно, дополнительная нагрузка для родителей, но в тоже время вынужденная необходимость, поскольку наша задача заключается в том, чтобы максимально защитить каждого клиента.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Мне кажется, ни один лагерь не требует ПЦР-тесты от детей.
В Мордовии скорее всего нет. Основная задача Лого Полиса — это оказание образовательных услуг, однако ничуть не менее важно и здоровье детей. Лого Полис всегда уделяет огромное внимание обеспечению безопасности ребенка, мы единственные в Мордовии, кто страхует детей перед выездом. Мы стараемся быть открытыми и безопасными, потому что организация детского отдыха в условиях современной России — это в первую очередь безопасность.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Возросли или снизились продажи путевок из-за пандемии? С чем ты это связываешь?
В этом году, что удивительно, Лого Полис продал все путевки достаточно быстро. Мы не можем сказать, что увеличили крайний объем детей в этом году, но к середине мая было продано 70% путевок на все летние предложения Лого Полиса — школы искусств, выездные адвенты, южная адвента на море. Может быть определенную роль сыграл отложенный спрос, может быть ситуация пандемии заставила родителей искать как можно более безопасные варианты для организации детского отдыха. В нашей системе существует определенный стоп продаж — мы не продаем более 70 путевок на одну адвенту. Все проекты были проданы на 100%. Из-за большого спроса нам пришлось добавить еще один проект на август.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Как вы встроились в программу кешбэка?
В этом вопросе наша задача была невелика. Нам было необходимо лишь связать нашу платежную систему (с помощью которой через сайт можно не просто забронировать, но купить путевку и физическим, и юридическим лицам) с программой «Мир». Огромная работа лежала на базах, которые должны быть в реестре — родитель может получить кешбэк только в том случае, если база, на которую он отправляет ребенка, состоит в реестре детских лагере. Конечно, до определенного момента мы не могли получить некоторые льготы, потому что юридические фирмы, которые занимались организацией коммерческих лагерей не были частью этих программ, всегда был акцент только на базы, то есть база должна была самостоятельно продавать путевки. Система очень крутая, но наши родители покупали путевки и без программы кешбэка. А поскольку путевка у нас дорогая, благодаря кешбэку наши продукты стали еще привлекательнее и доступнее.
Помимо выездных адвент в Лого Полисе есть и городские проекты, в частности Школа искусств и Лого Академия.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Давай начнем по порядку со Школы искусств — что это за проект и в чем его задача, сколько он существует?
Школы искусств появились летом 2019 года, тогда они прошли по двум направлениям — музыка и кино. В рамках этого проекта дети применяют свои знания на практике уже в процессе обучения. Предположим, если сегодня детей научили снимать под голландским углом, они сегодня же пробуют снимать самостоятельно. Мы хотим, чтобы за 7-10 дней школы искусств ребенок успевал применить на практике полученные знания и создать свой финальный продукт. В кино это короткометражка с премьерным показом, в музыке это свой трек, который сразу же выходит на всех музыкальных платформах. Мы объясняем детям индустрию.

В Мордовии нет ни одного учебного заведения, которое занималось бы кино. И нам было важно, дать возможность детям понять, как все устроено внутри.

Как устроена художественная работа в кино, как устроена работа оператора — в Мордовии многие снимают свадьбы, но это больше ремесло, нежели работа художника. Мы хотели, чтобы дети обратили внимание на эту профессию и возможно заинтересовались ею. Так же и с музыкой. В музыкальной школе ребенку не объясняют индустрию публикации своего творчества именно в интернете, чтобы его услышали. Сейчас ведь все происходит моментально, снял видео, сразу же появился в Инстаграме или в ТикТоке. Нам хотелось показать детям и родителям, что создание своей музыки или своего кино — это на самом деле короткий процесс, результат которого можно получить очень быстро. На данный момент мы провели три школы искусств и есть люди, которые выбирают только этот проект.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Как происходит отбор художественных руководителей, как вы определяете их компетентность?
Мы понимали, что нам не удастся найти в Саранске режиссера, который снимал бы кино в полном понимании этого слова — не рекламный ролик, не свадьбу, а кино. Искали специалиста в сильных школах Москвы и Питера. Нам удалось пригласить очень хорошего художественного руководителя, который уже имел опыт участия в большом художественном и документальном кино. Для музыки мы нашли людей, которые уже занимались созданием своих групп, своих треков, которые выводили свое творчество на общественное пространство и уже были известны в этой индустрии.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1В чем основная задача Школы искусств музыки?
Объяснить ребенку, что все возможно. Что за 10 дней он может самостоятельно сочинить текст, сделать аранжировку, записать трек на студии и спеть на сцене. При этом дети на финальном концерте поют под плюс, потому что вокальные данные не всегда позволяют спеть хорошо вживую. Главная задача Школы искусств — открыть дверь и показать, что все возможно, что ребенок может придумать музыку самостоятельно уже сейчас. И дети создавали такие треки, что их было очень тяжело отличить от современной музыки. Может там, конечно, не было ничего супергениального, может эти треки не взорвали музыкальные рынки, зато дети узнали, как сделать так же, как делают люди, которых они слушают.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Я знаю, что школа искусств существует так же в выездном формате — почему это необходимо?
Школу искусств кино мы действительно проводим в выездном формате, хотя в первый год существования она проходила в городе. Мы поняли, что это очень длительный технологичный проект, который требует больших энергозатрат как ребенка, так и художественного руководителя. И это при условии, что финальный фильм имеет хронометраж в 5-7 минут. Когда в 6 часов вечера ребенок уходит домой, времени катастрофически не хватает. А нам необходимо постоянное его включение в процесс — и на монтаже, и на просмотре фильмов, и на озвучке. Мы поняла, что кино эффективнее проводить в выездном формате.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Лого Академия — проект, который появился в этом году?
Лого Академия появилась в самый пандемийный год. Летом 2020 года мы проводили только Лого Дачи и, признаться, много недозаработали. Нам нужен был проект, который поддержал бы и специалистов, которые у нас работают и саму систему. Забегая вперед, конечно, он не поддержал, мы заработали в ноль. Мы всегда занимались образованием детей — всесторонним развитием, формированием критического мышления, мы пытаемся в каждой игре, СЭВе или театре дать ребенку новые знания, умения и навыки. Мы знаем, как сделать так, чтобы ребенок лучше учился, чтобы он не уставал от обучения.

В Лого Академии есть свой словесный флагман: «Учение — не мучение, учение — увлечение». Нам было необходимо выстроить Лого Академию так, чтобы ребенок, выполняя домашнее задание, мог уложиться в определенный временной интервал — на каждый предмет свое время. Дома мы часто замечаем, что на выполнение домашнего задания уходит катастрофически много времени. У нас была задача — сделать так, чтобы процесс подготовки домашнего задания проходил в комфортной обстановке и с удовольствием. Нам нужно было помочь детям легче учиться и понимать, что они учат. Помочь родителям, чтобы в 6 часов они забрали детей сытыми, веселыми, довольными, с выученными уроками, а оставшееся вечернее время посвятили прогулкам, просмотру фильмов, развлечениям.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Вы отрицаете, что Лого Академия — это продленка, как тогда понимать этот проект?
Это центр сопровождения обучения. В школе их учат, а мы сопровождаем этот процесс. Мы стараемся не просто продлить школьный день, мы пытаемся создать индивидуальный подход к каждому ребенку. Ведущему педагогу помогают два помощника, которые индивидуально работают с каждым ребенком. Помимо обучения у нас каждый день проходят научно-популярные мастер-классы, игры, прогулки, питание. По-хорошему, этот проект, конечно, можно назвать продленкой, но очень высокого уровня, который школа, к сожалению, не может организовать.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Какие планы на следующий год?
Лого Академия — это наш мостик к частной школе, к созданию своей методологии работы. Проходит много исследований, мы знаем скандинавскую модель, мы знаем, какие методы в американских, французских, израильских школах. Пока мы пытаемся наложить модель на группу сопровождения обучения. И во многом мы уже готовы создать свою школу, подготовить познавательные игровые рубрики по каждому предмету. Часто родители предлагают нам создать семейный класс, но мы пока к этому не готовы, потому что у нас нет своего помещения. Мы проводим Лого Академию в отеле Mercure — это хорошее, комфортабельное помещение, но это не школа.

Этот мост нам нужен для того, чтобы наработать опыт, методологию, проверить способы работы с детьми. Наша задача — научить ребенка удивляться знаниям, познавать мир, мотивировать его на познавательную деятельность, ведь у каждого ребенка своя когнитивная карта. Нам для этого нужно хорошее помещение и квалифицированные педагоги, которых мы воспитываем. Наши педагоги ездят учиться в разные школы, последний раз выезжали в частную школу «Апельсин» Зицера. И второй аспект — это цена образования, потому что такой подход — это очень дорого, а покупательская способность в России невелика. Мы ведь не замыкаемся на Мордовии, мы говорим про всю страну. И своя школа у Лого полиса обязательно будет.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Кто работает в Лого Полисе и как вы готовите персонал? Случаются ли форс-мажорные ситуации?
Мы принципиально не работаем с людьми, которых уже всему научили. Мы всегда спрашиваем наших клериков, хотят ли они посвятить работе с детьми всю жизнь. Многие выбирают свои базовые профессии, и мы это поддерживаем, потому что Лого Полис — это система образования не только для детей, но и для старших наставников, ведь они так же учатся, берут на себя новую ответственность, получают новые задачи. Мы выполняем роль образовательного инструмента не только для детей, но и для клериков. А многие дети Лого Полиса впоследствии становятся клериками, то есть мы не бросаем ребенка, когда ему исполняет 16-17 лет, мы ведем его до 22, а потом уже смотрим, кого пригласим работать в офис на постоянной основе. Как правило, это люди, которые имеют определенную педагогическую чуткость, которые хорошо чувствуют модель и разобрались в дидактике и методологии. Миссия Лого Полиса — воспитать многостороннюю гармоничную личность, способную к критическому осмыслению мира, созидательной и инновационной деятельности в роли достойного гражданина современного мира.

Во время ковида у нас произошла смена поколений, Лого Полис сейчас находится на дне синусоиды, с детьми работают молодые клерики. И эта смена поколений происходит у нас постоянно. Мы слышим от родителей, что клерики очень молоды, мы понимаем, что где-то они не дорабатывают, но это самый интересный путь, к зиме они уже начнут набираться опыта — они прошли первичный отбор, селекцию. В школу клериков мы набираем много ребят, но не все остаются.

Вокруг тех, кто остался, собираются более юные, идет передача опыта, происходит рост, потом они достигают пика, когда все очень крутые, а потом все они прощаются с Лого Полисом, и опять новое поколение. Готовить этих людей очень сложно, сначала они проходят базовые школы вожатых, потом мы начинаем углубляться в методологию, в создание игровых событий. Почему игра — безопасный опыт, как сделать игру, которая будет давать знания, умения и навыки, как вовлечь детей в игру. Игра — это отличный инструмент работы с детьми, это метод активного обучения, но при том условии, что ребенок в игру играет.

Мы смотрим лекции, разбираем передовые статьи о поколенческих проблемах, о детях, об их ценностной ориентации. Клерики, которые отработали 2-3 года, одни из лучших педагогов в своем возрасте. Они могут писать очень крутые научные работы в рамках Лого Полиса.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Вы всегда уверены в компетентности клериков?
Родители часто говорят, что клерики очень молоды. И это факт, но есть один базовый момент — они никогда не навредят ребенку. Они не всегда поймут, как повести себя в той или иной ситуации, но они никогда не навредят. Клерики едут в Лого Полис мотивированными и заряженными на работу с детьми — они не вынуждены работать у нас из-за практики, их никто не заставляет, они едут по своему желанию, понимая, что работать придется 24/7, в детских лагерях России так никто не работает. Они включены в проблему ребенка с утра до утра — творческая подготовка, вопросы психологического климата в унио (отряде) вопросы внутреннего состояния ребенка, адаптивности к ситуации.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис
Фото: Вера Филёткина

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Сколько детей отдохнуло в Лого Полисе за уходящий сезон?
На всех программах Лого полиса мы организовали отдых для 420 детей.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Дети болели на адвентах? Кто-нибудь вернулся из Лого-Полиса с коронавирусом?
Нет. Ни одной адвенты, где дети заболели коронавирусом, не было. Была одна история, на южной адвенте, когда на седьмой день смены мы вывезли из Анапы клерика с подозрением на ковид. Диагноз не подтвердился.

В этом году очень много детей болело однодневными болезнями. Температура 37,5, диарея целый день. В этом году мы выбрали лучшую детскую базу в России — детский оздоровительный санаторий «Вита», с бассейном, шведским столом. И все было замечательно, кроме вот этого летнего анапского поветрия. В первые три-четыре дня это было вообще повально, наш доктор — великий человек, с этой истерией справилась.
При условии, что там современная база, крутой шведский стол, внимание администрации, дети не заметили неблагоприятного состояния моря, водорослей, отсутствия глубины. Сейчас мы думаем, как лучше организовать отдых на юге, какая нам нужна база на следующий год. Мы хотим улучшать качество детского отдыха, улучшать качество баз, качество программ, качество человеческого фактора.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Вас не смущает, что вы работаете только с обеспеченным контингентом людей, которые могут себе позволить путевку?
Это огромная проблема, которая сопровождает меня на протяжении 15 лет. Во-первых, организация детского отдыха возможна только в максимально комфортных условиях — учить ребенка светлому и прекрасному будущему в бараках, покрытых плесенью, в которых живут по 12 человек, как в солдатской роте, невозможно. Была бы моя воля, я бы выбирал самые лучшие отели, с самым лучшим питанием, где каждый день дети едят какое-то национальное блюдо, где режиссеры и сценаристы создают лучшую программу.

И я знаю, что это было бы максимально эффективно для их взросления, понимания общества, понимания жизни, в которой они живут и формирования мотивации на созидательное творчество будущего. К сожалению, наши родители выбирали жить при капитализме. И мне, и офису, и всем людям, которые заняты в этом процессе на каждом этапе нужно платить деньги — всем нужно платить. Если бы мы жили при коммунизме, я бы с удовольствием делал этот продукт бесплатно. Лого Полис при всех сложных ситуациях даже сейчас является чисто идеологическим. Он появился в моей диссертации, где я рассказывал, что ситуационно-ролевая игра является эффективным инструментом воспитания и несет амбивалентный принцип воздействия на ребенка и играющего.
Я понимаю, что не все могут позволить себе путевку. Но что я могу сделать?

Покупательская способность максимально слабая, мы ведь продаем Лого Полис в Саранске, в Москве, в Пензе. И везде цена кусается. Как поступить по-другому я, к сожалению, не знаю. У меня тоже есть дети, которых тоже нужно кормить, я посвящаю этому свою жизнь. У меня нет государственных дотаций, я не завишу от грантов, потому что Лого Полис — это системный продукт, я не могу сказать детям в определенный момент, что республики в этом году не будет, потому что мне не дали грант.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис
Фото: Вера Филёткина

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Бывает, что ребенок больше не возвращаться в Лого?
Чаще бывает, что дома он хочет жить по законам Лого Полиса. Но бывает, приезжают дети, которым у нас не нравится. За этот сезон с адвенты уехало два человека. Может быть не зашла программа, может быть клерики не сработали на адаптацию, может быть дети устали, потому что программа очень интенсивна, в день по три-четыре игры, вечерние мероприятия, фабула, ареопаги. Это же детская республика. При условии, если ребенок проявляет свою инициативу, его наделяют определенными зонами ответственности — кто-то пишет петиции, кто-то придумывает новые законы. Они сами управляют своей республикой. Для человека, который приезжает туда впервые, это настоящий хаос. Очень часто ребенку сложно встроиться в эту систему. У нас действует принцип Парето — 80% стареньких детей, 20% — новеньких. И вот эти 80% быстро адаптируют 20%. Но бывает, что это не срабатывает.

Наши адвенты делятся на две части, дети, которые изначально планировали остаться на вторую часть, уехали после первой. Может быть устали, может что-то не срослось, но мы по этим случаям будем разбираться, потому что для нас это форс-мажор. Мы понимаем, что первые три дня наиболее сложные для ребенка, это период адаптации к новому коллективу, к кровати, на которой он спит, к подушке, на которую он кладет голову, к еде, атмосфере, к мухе, летающей в комнате, которая может достать человека. Это очень сложный процесс.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Как вы решаете проблему с детьми, которые хотят уехать в первый день?
Лого Полис — это мир, который допускает всякое, у нас есть понятие пробного дня для детей от 6 до 10 лет. Любой человек, который поехал на адвенту и в первый день понял, что это не его история, может уехать вечером, в таком случае мы не берем оплату, этот день бесплатный. Нам очень важно понимать, где мы плохо работаем. У нас налажен хороший контакт с родителями, мы их обзваниваем, у нас постоянные чаты, форумы, мы их слышим.

Принимаем во внимание, когда детям не нравится питание — по еде мы получаем самый большой отклик, хотя просим родителей не доверять на все сто отзывам ребенка и предлагаем им съездить в удобное время и поесть в столовой с детьми. Для них это бесплатно. У детей вкусовая привычка очень развита и изменить ее довольно сложно. Ребенок четко манипулирует ситуацией — родители возят пакеты еды, потому что ребенок просит пиццу, Макдональдс и прочее. У меня своих двое детей, одна из них ездит в Лого Полис, я постоянно слышу от нее, что еда плохая.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис
Фото: Вера Филёткина

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Процедура изгнания — за что ребенка могут изгнать из Лого Полиса и не находите ли вы это не самым гуманным способом решения проблемы с трудным ребенком?
Ситуацию с остракизмом и судом черепков мы взяли из древнегреческой традиции, потому что Лого Полис построен, как демократическая республика, где дети управляют республикой самостоятельно. Мной, в момент создания Лого Полиса, как ситуационно-ролевой игры эпопеи, было сформировано 11 таблиц, то есть 11 законов республики, сейчас это число увеличилось до 22, новые 11 законов придумал не я. Их придумали дети.
Изгнание гражданина Лого Полиса происходит на основании Суда черепков, но изгоняют не сразу, сначала дают 2 предупреждения, затем презрение, после кандидатуру выносят на суд черепков, где дети вместе с клериками совместно решают судьбу этого человека.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Презрение — это какая-то метафорическая мера?
Конечно, это больше метафора. Но это не кулуарное действие, оно открыто. Изгоняет детей не педагогический состав, изгнание — это решение граждан республики. В этом году за сезон было изгнано два человека, но мы изгоняем их не насовсем, а на 3 адвент, потом ребенок может вернуться. Есть дети, которые отъездили очень много адвент, получили изгнание, вернулись, стали клериками, потом фореверами.

Мы даем детям возможность контролировать свое общество, мы учим их самим понимать и выбирать, в каком обществе они живут. Дети должны уметь руководить социальной средой вокруг себя, они должны быть соучастны проблеме, каждое мнение ребенка должно быть услышано. У нас есть базовый закон — уважение личности. Мы всегда говорим родителям, прочитайте клир (свод законов) там все написано. Каждый гражданин республики на символичном посвящении принимает клир, как гарант прав в Лого Полисе. И это очень крутая штука, потому что у ребенка формируется отношение к государству. Нужно сказать, что мы работаем в правовом поле, то есть дети не придумывают законы из головы, а принимают глобальные законы человечества — уважение личности, личного пространства, тела другого человека, сна и тому подобных вещей.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Как вы можете обосновать с педагогической точки зрения эффективность вашей программы?
За 15 лет у меня есть огромный опыт понимания, что это очень эффективный метод. Лого Полис — это большая ситуационно-ролевая игра, в игровой форме я даю безопасный опыт существования детей в социуме. Это лучшая модель, которая позволяет детям понять, в каком мире они живут, и как правильно адаптироваться и выстроить свою личную модель поведения. В России нет лучшего пространства для ребенка, чем Лого Полис.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Многим непонятна такая высокая цена путевки — у родителей возникают вопросы, почему условия проживания не всегда соответствуют такой цене?
В первую очередь родитель платит за программу, созданную в Лого Полисе. За десятки игр, в которые играют дети, за СЭВы, за традиции, которые дети сформировали, за огромный вклад людей, за гарант, что мы будем обучать наших клериков все лучше и лучше, за безопасность, за комфорт. Но только не за базу. Родители часто говорят, что база стоит 1500 рублей в сутки. Отдайте ребенка просто на базу без программы, без традиций, без республики, без среды, в которую дети попадают и увидите эффект. Они платят за созданную для детей среду.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Что такое создать программу для Лого Полиса?
Клерик готовится к адвенте минимум полтора месяца. Английский, тестирования, СЭВы (философия, риторика, хореография) постановки к спектаклю. А есть еще игры по унио — необходимо обязательно написать две игры, это практически написать книгу. А клериков еще нужно обучить, постоянно нужно приглашать специалистов — это огромный массив работы.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Я знаю, что вы готовите новый проект, расскажи о нем поподробнее.
В этом году появился отличный эксперимент. Моя задача простая — в офисе я занимаюсь созданием новых образовательных продуктов, с точки зрения методологии. Я изучаю современную педагогику, науку, философию, социально-политические дисциплины — изыскиваю что-то новое и адаптирую это под нас. Я поставил себе задачу: если бы я сейчас придумывал лагерь для детей, каким бы он был. Я уже больше прочитал, много увидел, какие-то вещи осознал.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1Это будет отдельная от Лого Полиса история?
В Лого Полис влезать нельзя, там идет система, на которую можно разве что влиять через клериков, через детей, исключительно в формате рекомендации, только издали. Так у меня появилась возможность создать новую вселенную — If-мир. Это лагерь через 300 лет — на земле сменилась система управления, мы ушли от демократии, которая не очень-то нам помогает и пришли к новому социальному коммунизму. Все это основано на социальной утопии Стругацких, Оруэлла. Дети едут в фантастический мир, будто становятся участниками фильма. Это как Ultimate Marvel, только If-мир Лого Полиса.

Мы создаем свою систему технократии, то есть власть мастеров и ученых. Здесь уже нет понятий клерик, вожатый, есть понятия сценарист, навигатор — все переосмысливается, это огромная работа. Мы разрабатываем свою систему единоборств, на основе ушу, то есть нам нужны специалисты, которые разбираются в китайских видах единоборств, мы придумываем свой вид танца. If-мир — от слов, если бы я сейчас — это вселенная Лого Полиса, только альтернативная реальность. И очень сложно все переосмыслить, адаптировать философию учительства Стругацких на состояние современных клериков, учителей, навигаторов, инженеров, сценаристов. Это не просто фантазия, это драматический мир, который стоит для нас огромных денег. If-мир — это отрыв в потустороннюю вселенную. Во многом детский лагерь в России — это такое хобби, на год-на два и не только для вожатых, но и для организаторов. Орленок и Артек давно превратили детей в декорации — их водят в качестве массовки махать руками, топать ногами и стоять с флагом. Безусловно, это прекрасные детские города, но, к сожалению, их методология безвозвратно устарела. Дети — не декорации, они должны быть активными участниками процессов.

Лого Полис — это уникальная система, в которой заключена огромная работа специалистов. И это невозможно дорого.

Большинство родителей это понимают, потому что они приходят и говорят, сделайте, пожалуйста, нам семейный класс, сделайте нам еще какой-нибудь проект для детей. Есть те, кто этого не понимает, но мы им все покажем и разъясним. Мы ответственны за детей уже 15 лет, из прекрасных ребят мы вырастили крутых людей, которые ищут себя в жизни. Это огромная, великая работа, которая останется при нашей жизни и после нее.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис  1У нас есть традиция, каждого собеседника мы просим составить свой персональный рейтинг. Назови топ-5 лагерей России по твоему мнению.
1. Лого Полис
2. Камчатка. Это проект, организованный Филиппом Бахтиным и Филиппом Дзядко. Это детский творческий лагерь, в котором вожатыми работают известные в России журналисты, музыканты, писатели, режиссеры, сценаристы и актеры. Это очень атмосферная история, каждое утро дети получают какое-то задание и выполняют его. С Бахтиным мы лично не знакомы, но я за ним через инстаграм иной раз подглядываю. Мне нравится его история, он очень тонко чувствует настроение современного поколения. К сожалению, в пандемию они делают лагерь только для взрослых, но я уверен, и для взрослых это очень крутая история.
3. Орленок
4. Артек. Да, мне не нравится, что в этих лагерях дети являются декорациями, это моя субъективная точка зрения, я могу быть не прав, но и готов в дискуссии поспорить на этот счет. И тем не менее, я мечтаю о таком городе для Лого Полиса, который есть в Орленке и в Артеке. Это фантастический ресурс. Будь у Лого Полиса свой город — это была бы сверхъестественная история.
5. Английский клуб. В этой системе я работал студентом и очень многое из нее подчерпнул. Тогда я впервые познакомился с лагерем, в котором есть своя конституция — это была очень интересная история. Я благодарен руководителю английского клуба, Ольге Колычевой, потому что это очень крутой менеджер, которая может организовать систему продажи и контроля, это очень крутая работа.

 b  Объяснить ребенку  что все возможно    b  интервью с автором идеи системы детских образовательных лагерей  Лого Полис

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: