Нас уже недостаточно просто учить: самые значимые нововведения в образовании, которые вступают в силу с 2025 года

Рассказываем о том, какие нововведения ждут школьников и студентов в новом учебном году

Как мы это сделали
На пороге нового учебного года российская система образования готовится к масштабной трансформации, призванной улучшить качество обучения. Запланированные нововведения, о которых далее пойдёт речь, представляют собой образовательный стандарт: утверждён чёткий учебный план, определяющий содержание и объём изучаемого материала, качество школьной формы и учебная нагрузка в целом. Такая структура обеспечивает одинаковый уровень образования для учащихся независимо от региона.

Важные изменения в школьном образовании — об этом мы сегодня и поговорим.

 b Нас уже недостаточно просто учить   b  самые значимые нововведения в образовании  которые вступают в силу с 2025 года 0Единое расписание уроков

Ещё в апреле этого года от главы Минпросвещения Сергея Кравцова мы узнали, что школьников ждёт единое расписание уроков. Но не стоит думать, что, к примеру, математика будет у всех школьников первым уроком в понедельник. Здесь речь идёт о разработке рекомендаций, позволяющих всем учащимся идти по единой траектории изучения учебного материала. Главная идея нововведения — обеспечить примерно одинаковый темп обучения. При этом учебные заведения смогут адаптировать эти стандарты под свою систему, главное — соблюдать федеральные указания.

Считается, что эта мера способствует равномерному распределению нагрузки как детей, так и учителей. При составлении расписания были учтены биоритмы учащихся. Это поможет снять лишний стресс, дополнительно освободить время для отдыха и упростить перевод обучающихся из одной школы в другую.

В соответствии с федеральным учебным планом, с учётом пятидневной или шестидневной недели разработаны:
1. 5 вариантов расписаний для уровня начального общего образования (1-4 классы)
2. 6 вариантов расписаний для уровня основного общего образования (5-9 классы)
3. 19 вариантов расписаний для уровня среднего общего образования (10-11 классы)

Изменения начнут действовать с 1 сентября 2025 года.

 b Нас уже недостаточно просто учить   b  самые значимые нововведения в образовании  которые вступают в силу с 2025 года 0Снижение учебной нагрузки и сокращение числа контрольных

Кроме того, в федеральных образовательных стандартах для школ внесены изменения, касающиеся установления лимита учебного времени на контрольные работы. Согласно новым правилам, вступающим в силу с началом учебного года, продолжительность контрольной работы в письменной форме ограничена одним-двумя уроками, при этом каждый урок не должен превышать 45 минут. Время, отводимое на практические работы, не являющиеся формой контроля знаний, не может быть больше одного урока в 45 минут.
Также значительно сокращено допустимое количество контрольных и проверочных работ. Теперь в общей сложности оценочные работы (по каждому предмету) не должны занимать больше 10% учебного времени.

В первом же классе контрольные работы не проводятся. Из официального документа: «В течение сентября и октября учебная нагрузка первоклассников не должна превышать 15 часов в неделю. Это означает, что в день допускается не более 3 уроков продолжительностью по 35 минут каждый».

Как прокомментировали в Министерстве образования Республики Мордовия: «Внедрение единых требований и нормативов к проведению контрольных работ позволит унифицировать образовательный процесс в регионах, обеспечивая его согласованность с требованиями ОГЭ и ЕГЭ, снизить нагрузки на учителей и учеников, облегчить интеграцию учеников при переходе между школами, благодаря единым стандартам обучения, повысить общее качество образования за счет четких критериев оценки знаний и стандартизированного поурочного планирования».

 b Нас уже недостаточно просто учить   b  самые значимые нововведения в образовании  которые вступают в силу с 2025 года 0Нормирование домашних заданий и годовой нагрузки по классам

Законодательно будет определён и объём домашнего задания. 26 августа 2025 года Сергей Кравцов (глава Минпросвещения России), выступая на XII Общероссийском родительском собрании, заявил об окончательном установлении норм по времени. В соответствии с планом, согласованным с Роспотребнадзором, следует, что первоклассники не должны тратить более 1 часа в день, 2–3-й классы — до 1,5 часа, 4-й класс — максимум 2 часа. Кроме того, следует учитывать и отводить достаточное количество времени на такие сложные работы как презентации, рефераты, подготовка докладов и заучивание стихотворений.

Вводятся и ограничения по количеству учебных часов в год для учеников с 1 по 9 класс. Для первого класса этот лимит составит от 620 до 653 часов. Для учащихся 2-4 классов предусмотрено от 782 до 884 часов. В 5 классе годовая нагрузка будет варьироваться от 986 до 1088 часов, в 6 классе — от 1020 до 1122 часов. Ученики 7 класса должны будут отучиться от 1088 до 1190 часов, а для 8 и 9 классов установлены рамки от 1122 до 1224 часов. Данные диапазоны зависят от выбранного федерального учебного плана.
Указанные предписания начинают действовать с 1 сентября 2025 года.

 b Нас уже недостаточно просто учить   b  самые значимые нововведения в образовании  которые вступают в силу с 2025 года 0Предмет, который заменит обществознание

Под исключение из школьной программы для 6 и 7 классов поставили обществознание. Однако это не значит, что свободного времени будет больше. В школах по всей России, принимающих участие в «экспериментальной модернизации», включая Республику Мордовию, место ушедшего предмета займёт история с её новым курсом «История нашего края». По словам министра образования Республики Мордовия — Елены Солдатовой — уже разработан учебник для 5-7 классов.

Цель курса — углубленное изучение региональной истории, архитектуры, традиций, фольклора, обычаев и биографии знаменитых земляков, что направлено на сохранение культурного наследия и укрепление связи между поколениями. Изучение истории родного края расширяет понимание общих исторических процессов и связывает локальные события с глобальным контекстом, способствуя формированию целостной картины национальной истории.

В министерстве образования РМ прокомментировали: «Благодаря знакомству с историей родного края школьники расширяют представление о многообразии исторических событий и особенностей регионов России. История родного края позволяет лучше осознавать принадлежность к своему народу, городу, краю, формирует гордость за малую родину и уважение к её наследию».

Это нововведение закреплено приказом Минпросвещения России от 9 октября 2024 года № 704 и вступит в силу уже 1 сентября 2025 года.

 b Нас уже недостаточно просто учить   b  самые значимые нововведения в образовании  которые вступают в силу с 2025 года 0Присутствие родительского комитета на ЕГЭ

Ещё одно нововведение касается сдачи экзамена. Во время заседания Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре глава Рособрнадзора Анзор Музаев сообщил, что начиная с этого года в каждом пункте сдачи ЕГЭ смогут присутствовать представители родительского комитета. Эта необходимость связана, прежде всего, с повышением доверия к государственной итоговой аттестации. Родители, в качестве общественных наблюдателей, смогут не только снять лишний стресс с учащихся, но и проследить за условиями проведения экзамена. Их первостепенная задача — защищать права выпускников. Они будут следить за тем, чтобы ЕГЭ проходил в максимально комфортных условиях, без каких-либо нарушений и фиксировать все спорные ситуации.

Но кому именно можно стать наблюдателем? Как будет происходить отбор? Во-первых, представитель родительского комитета будет допущен только от той школы, в которой будет проходить экзамен. Во-вторых, этот человек не должен являться родственником кому-либо из сдающих ЕГЭ выпускников.

 b Нас уже недостаточно просто учить   b  самые значимые нововведения в образовании  которые вступают в силу с 2025 года 0Оценки за поведение

В некоторых регионах России запускается пилотный проект по оценке поведения в школе. В эксперименте примут участие школы в Новгородской, Ярославской, Тульской, Ленинградской областях, Мордовии, ЛНР и Чечне. Известно, что в общем количестве выбрали 84 школы.

Оценивать будут учеников с 1-го по 8-й класс, выпускники же в проекте не участвуют. Каждая из школ самостоятельно определяет по какому критерию из трёх она пойдёт:
1. Двухуровневый: зачёт и незачёт;
2. Трёхуровневый: образцовое поведение, допустимое поведение и недопустимое поведение;
3. Пятиуровневый: отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно и совсем неудовлетворительно.

Возможность оценивать поведение учеников будет предоставлена классному руководителю. Дальнейшие итоги, в том числе предварительные, станут предметом обсуждения с педагогическим коллективом и родительским комитетом. Они также рассмотрят вопрос о том, насколько разумно распространять данную инициативу на другие регионы.

Пилотное освоение системы позволит проанализировать ее влияние на дисциплину, мотивацию учащихся и общую атмосферу в классах. Школьники будут оцениваться по таким критериям, как старательное и прилежное поведение, активное участие в общественной жизни школы и общественно полезном труде.

В Мордовии данное нововведение, которое вступает в силу с 1 сентября, затронет десять школ: семь в Саранске, и по одной в Рузаевке, Краснослободске и Больших Березниках.
Полный список школ, принявших участие в данном проекте:
1. МОУ «Центр образования «Тавла» — СОШ № 17, г.о. Саранск
2. МОУ «Центр образования № 15 „Высота“ имени Героя Советского Союза М.П. Девятаева», г.о. Саранск
3. ГБОУ РМ «Республиканский лицей», г.о. Саранск
4. МОУ «Средняя школа № 11», г.о. Саранск
5. МОУ «Лицей № 25 им. Героя Советского Союза В. Ф. Маргелова»,
г.о. Саранск
6. МОУ «Лицей № 26», г.о. Саранск
7. МОУ «Средняя школа № 16», г.о. Саранск
8. МБОУ «Лицей № 4» Рузаевского муниципального района
9. МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа»
10. МБОУ «Красноподгорная СОШ им. П. М. Волкова», Краснослободский район

Как прокомментировали в министерстве образования РМ: «Проект направлен на укрепление сознательной дисциплины и ответственности обучающихся».

 b Нас уже недостаточно просто учить   b  самые значимые нововведения в образовании  которые вступают в силу с 2025 года 0Новая школьная форма

Введения единой школьной формы в России не планируется. Однако, 3 сентября 2025 года вступает в силу федеральный стандарт на форму (ГОСТ Р 71582-2024). Прописаны общие требования к производителю на тип ткани и фурнитуры. Для «новой формы» главное безопасность и качество: выбранные материалы гипоаллергенны и воздухопроницаемы. Это значит, что учебные заведения вправе самостоятельно устанавливать критерии на цвет, фасон и общий вид одежды с учетом мнения родителей, так как главное теперь — соблюдать технические требования ГОСТ. Важно добавить, что стандарт не распространяется на спортивную одежду и обувь.

 b Нас уже недостаточно просто учить   b  самые значимые нововведения в образовании  которые вступают в силу с 2025 года 0Школьная программа будет синхронизирована с заданиями ОГЭ и ЕГЭ

Ещё 14 апреля этого года об этом заявил вице-премьер Дмитрий Чернышенко. По его словам, такая система обучения повысит эффективность и результативность образовательной деятельности. Теперь, с 1 сентября, учебная программа будет связана с заданиями экзаменов напрямую.

Начиная с 1 класса, поэтапно и с упором на систематизацию знаний будет построено все обучение. Ключевое нововведение — подготовка к экзаменам станет неотъемлемой частью стандартной учебной программы, а не дополнительным бременем в виде репетиторов, курсов и самостоятельных занятий с пособиями. Кроме того, учителям обещают выдать подробные методические указания, которые помогут им преподавать материал таким образом, чтобы он продуктивно подготавливал учеников к успешной сдаче экзаменов. Это означает, что педагоги будут не просто объяснять темы из учебников, а развивать у школьников аналитические навыки, необходимые для решения сложных задач, например, второй части ЕГЭ. В итоге, процесс обучения будет направлен на планомерную подготовку к итоговой аттестации, интегрированную в обычный учебный процесс.

 b Нас уже недостаточно просто учить   b  самые значимые нововведения в образовании  которые вступают в силу с 2025 года 0Поступление в вузы: что важно знать выпускникам

Новый порядок приёма студентов в российских вузах вступит в силу 1 сентября 2025 года в соответствии с федеральным законом, подписанным президентом В.В. Путиным в мае этого же года. Правительство получает возможность регулировать ключевые параметры образовательной деятельности, такие как стоимость обучения и перечень направлений подготовки. Был введён контроль количества платных мест, что значит конкурс будет осуществляться среди всех абитуриентов, а не только среди претендующих на бесплатное обучение. При распределении мест будет учитываться как актуальность направлений подготовки, так и уровень квалификации, предоставляемой вузом. Таким образом, объём приёма на конкретные направления станет определяться не только университетом, но и реальным спросом на рынке труда. Хотя формально закон вступит в силу уже в этом сентябре, основные изменения будут реализованы начиная с 2026 года. Ожидается, что до конца этого года правительство выпустит постановление, устанавливающее детальные правила реализации нового закона.

Известны ещё некоторые изменения в приёмной кампании 2026 года. Так, к примеру, в следующем году передовые российские вузы перейдут к новой системе высшего образования. Она предполагает следующий образовательный цикл, который состоит из трёх уровней:

1. Базовое высшее образование
2. Специальное высшее образование
3. Аспирантура

Первый уровень — это основной этап, который по срокам обучения займёт от 4 до 6 лет. Можно сказать, что это бакалавриат и специалитет «в одном флаконе». Второй уровень — специализированное высшее образование — по своей сути напоминает магистратуру. Срок обучения варьируется от 1 года до 3 лет. Разница в старой и новой системе — переработка программ и увеличение объема практики, а это, предположительно, ускорит рост молодых специалистов (так как для полноценного образования магистратура больше не нужна и базового высшего будет вполне достаточно).

Важно знать, что переход на новую систему не обнуляет тех образований, что были получены ранее. Дипломы все так же продолжат действовать.

Кроме того, планируют убрать возможность смены направления при переходе на новый уровень обучения, как это было ранее. То есть, если раньше, закончив бакалавриат по направлению «Юриспруденция», студент мог поступить в магистратуру по направлению «Архитектура» (кардинально разные области знаний), то после принятия новой модели высшего образования этого сделать будет нельзя.

 b Нас уже недостаточно просто учить   b  самые значимые нововведения в образовании  которые вступают в силу с 2025 года 0Типовые букеты по фиксированной цене

Михаил Ветров, депутат муниципального образования Санкт-Петербурга, инициировал обращение к главе Минпромторга РФ, Антону Алиханову, с целью внедрения стандартизированных букетов для учителей к 1 сентября по установленным ценам. Было обращено внимание на проблему высокой стоимости букетов, которая для многих семей становится серьёзной финансовой проблемой. Даже скромный букет может обойтись в несколько тысяч рублей, что в сочетании с другими расходами на подготовку ребёнка к школе создаёт значительную нагрузку на семейный бюджет.

В качестве решения предлагается разработать рекомендации для продавцов в регионах, направленные на создание стандартных букетов с фиксированной ценой, чтобы избежать завышения.

Резюмируем!
Обобщая представленную информацию, можно отметить, что в 2025 году российская система образования внесла ряд важных изменений, затронувших в основном школьников. Заметно, что эти нововведения нацелены не только на улучшение качества знаний, необходимых, в том числе и для сдачи экзаменов, но и на создание более комфортной учебной среды, снижение стресса у обучающихся. Значительное внимание уделяется соответствию учебных планов современным требованиям рынка труда и унификации программ в общеобразовательных учреждениях. Учитывая, что некоторые проекты реализуются только в пробном режиме, важно подчеркнуть, что результаты апробации станут определяющими для принятия решений о дальнейшей реализации реформы, что позволит адаптировать систему образования к реальным потребностям и условиям.

Автор: Катя Пескова

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: