Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска

Разговариваем с режиссером Фомой Поповым об этом

Как мы это сделали
Фома Попов — андеграундный петербургский режиссер. Этим летом Попов решил дебютировать на театральной сцене с пьесой «о нескольких днях жизни молодого благополучного и обеспеченного ханжи — интеллигента из Саранска, живущего с дядей в тревожном предвоенном, а затем и военном времени».

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска

Внештатный обозреватель Митя Лонгайленд как кстати оказался в Петербурге и решил поговорить с Фомой Поповым о (будем честны) странном акценте на Саранск, смыслах постановки и современном искусстве:

«Петербургским воздухом сложно надышаться. Особенно в маске. Впитывая запах величия и наивности города на Неве, я шел смотреть репетицию „Ненаписанной пьесы для театра Андрея Павловича Чехова“ где-то на Большой Конюшенной улице, которая, как оказалось, насквозь пронизана сценами о родном крае. Моем. Да-да.

Этот материал готовился с осознанием того, что вы можете проводить время в северной столице, или, возможно, давно уехали и даже скучаете по Мордовии. Питерский драматург-режиссер Фома Попов возможно настолько влюбился в Саранск, что перенес частичку милого сердца уголка в другой милый сердцу уголок. Технологично, нестандартно».

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1Фома, когда в ближайшее время жители Саранска смогут увидеть эту блестящую постановку?
В Петербурге, 30 июня в 20 часов на «Площадке 51».

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1А что это за площадка? Это необычный театр?
Это известный андеграудный театр. Маленький такой, на 50 мест. Если постараться — то на 64, и там можно свободно делать всё что хочется — никакой цензуры. В Государственных театрах такого нет. Самому месту 5 лет. До этого они кочевали лет 15. Большое количество популярных ныне театральных и киноактеров тоже играли здесь.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1Какие известные актеры задействованы именно в вашей постановке?
Конкретно в моей постановке — Александр Машанов. Лауреат большого количества международных премий, обладатель «Золотой маски» и там еще много-много регалий.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1О, вот нашелся еще один известный мордвин. Мы здесь, знаете ли, любим находить родные корни у талантливых людей.
Он из Саратова!

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1Фома, Саратов и Саранск — абсолютно разные вещи. Запомните, пожалуйста. Почему именно Александр Машанов играет роль человека из Мордовии? Как он погружался в эту роль?
А кто еще как не Александр Машанов может сыграть мордвина. Ха!

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1В Санкт-Петербурге достаточное количество ребят из Мордовии, которые уехали за мечтой и пытаются неплохо себя чувствовать на театральном поприще. Разве нельзя было обратиться к носителям локальной культуры?
В том то и дело, что мы хотели сделать косплей на «мордовский дух». Даже акцент не пытались использовать в этой постановке.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1И кто же вам дал право на этот косплей?
А это надо у кого-то спрашивать? Вот поэтому мы и сделали на «Площадке 51», чтобы ни у кого ничего не спрашивать.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1Ок. Но почему именно «мордовский дух»? Чем этот дух отличается от других?
Есть здесь магическая идентичность мордовская... Но, в целом, это как раз тот случай, когда можно придумать все что угодно. То, что было под рукой — то и пошло в ход.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1Да-да. Наши знаменитые скульпторы точно так же говорили.
Хотя, есть предыстория всей этой пьесы. Я же тогда учился в театральной академии — и мне необходимо было написать документальную пьесу для театра. Один чувак из Саранска просто надиктовал мне всяких баек про то, что происходит вокруг него — а в итоге эти рассказы засчитали как работу. Получилось все документально. Вот, и потом было следующее задание — сделать из этого материала не документальную, а игровую пьесу. Собственно говоря, так и вышло, что мордовский контекст совершенно естественным образом вошел сначала в текст, а далее в спектакль. Только учтите, что за это меня и выгнали из театральной академии. Именно за эту пьесу. Может быть, в контексте театральной академии он и не зашел, а зашел в другом смысле. Театральная академия — это та еще помойка. По сути, полная профанация образования. Люди, которые туда приходят и слушают дурацкие лекции, высосанные из пальца. Театроведы разговаривают о том, чего не видели таким образом, как будто бы они это видели.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1На самом деле, в этом спектакле сначала вообще ничего непонятно. Но, может быть, в этом и состоит ваша задумка. Что можно увидеть обывателю, не вкусившему достаточное количество театральных постановок?
Непосредственно, придя на спектакль вы можете увидеть большой пестрый яркий баннер, на котором написано «САРАНСК».

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1А что можно понять, разглядеть, расчувствовать, расслышать, кроме баннера, конечно?
Саранск — он же фонетически привлекателен. Русскому человеку Саранск фонетически кажется каким-то чудным местом. Волшебным местом, можно сказать, сказочным.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1И все-таки спектакль именно технологичный. Расскажите о новинках, и почему они должны быть понятны. В том числе и обывателям из Саранска, которые вдруг придут на эту постановку?
А может быть, кстати и не надо, чтобы это было понятно. Может быть, так и задумано, что ничего не должно быть понятно? Потому что, если все понятно — это тоже вызывает какое-то отторжение. Что-то понятно, а что-то непонятно. Постмодернизм! Артист девяносто процентов времени спектакля находится в очках виртуальной реальности. Он видит зрителей через специальный режим, но, в целом, он видит сцену совсем по-другому. Не так, как она в реальности. Это среда, в которой он ходит. Там есть шпаргалка, текст, который можно читать. Текст сложный. Выучить его практически невозможно. А еще в несколько моментах использован реквизит, которым он что-то обыгрывает. При этом, зритель видит только артиста. Трансляция из очков также включается в конце спектакля на старенький телевизор. Это все-таки достаточно трудоемкая работа. И для нескольких персонажей (Дядя и Анюта) мы использовали технологию «Захвата мимики». Это анимированные персонажи, которые участвуют в постановке. Тоже свежая технология, которая мало где в постановках используется. Ах да! И электронная музыка играется вживую вперемешку с пианино.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1Можно ли считать, что эта «высокотехнологичность» — стеб над провинциальностью?
Нет, это стеб над театральностью. Никто не знает как это сделано — и это хорошо. Под капотом все спрятано. Зритель видит только результат. Потому что, когда были прогоны без трансляции из очков — никто не понимал, что происходит. Это необычная реакция. Наблюдать за ней очень интересно. А персонаж Дяди был изначально анимирован. Мы даже пытались сделать так, чтобы он появился в смартфонах у зрителей в нужное время.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1Получается, что это Digital Art. Современное искусство. Что-то другое, нежели театр. Никогда бы не подумал, что такие слова как «Саранск» и Digital Art встанут рядом.
Ну да, технический арт. Это достойно Сколково. Или что там у вас? Я не помню. Некоторые сцены пытаются, скрипя зубами, внедрить новые технологии. Попытки есть и в России. Потихоньку мы к этому придем. В театре не стесняются использовать, например, не только 3D, но и видеографику.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1Если я правильно выражусь — то это уже «не слом стены». Абсолютно новая тенденция, входят в нашу жизнь?
Да, это внедрение новых технологий. Это можно сравнить с тем, как в театре появилось, например, искусственное освещение. По сути, это тот же театр, но более навороченный.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска 1Спасибо, Фома за новые эмоции и за такое авантюрное представление республики. Поеду-ка я дальше искать у тебя мордовские корни.
Шумбрат, Митя!

Спектакль «Ненаписанная пьеса для театра Андрея Павловича Чехова» состоится 30 июня (среда) в Санкт-Петербурге на «Площадке 51». Вся подробная информация и билеты по ссылке.

Петербургский режиссер поставил абсурдный спектакль о жизни интеллигента из Саранска

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: