Букет проблем: что происходит в современных школах

Работа над ошибками

Как мы это сделали

«Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь», поэтому день учителя вполне можно отнести к разряду дней рождений и новых годов — праздников, которые каждый справлял хотя бы раз в жизни. Школьные концерты, день самоуправления и, конечно, букеты (следующие педагоги получат лишь на последнем звонке) — обязательные атрибуты первой недели октября. О последнем пункте в перечне праздничных мастхэвов и поговорим поподробнее. На самом деле, молодым педагогам в первый же день трудоустройства вручают самый большой букет, и это букет проблем, которые очень и не очень давно существуют в системе общего образования. Вместе с нашим экспертом, школьной учительницей разберем его по «цветочкам» и узнаем, ждать ли «ягодок».

При подготовке материала мы столкнулись с проблемой, которая, на наш взгляд, вполне могла дополнить общий список. Учителя с большой радостью рассказывают о достижениях школы, а вот поговорить о проблемах не всегда готовы. Пожалуй, сфера педагогики — одна из немногих, где пара неосторожных фраз, действий или одно фото в купальнике способно уничтожить репутацию. По этой причине мы публикуем текст на анонимной основе.

 b Букет проблем   b  что происходит в современных школах 0Кадровые проблемы

Что происходит:

Дефицит педагогов. Кошмарный дефицит. Стоит отметить, что страдает не только образование, в здравоохранении, государственных и муниципальных структурах сложилась подобная ситуация. Факт: выпускники педагогических вузов неохотно идут в школы, а если и приходят, то не остаются дольше года.

Что об этом думают:
Осмелюсь похвалиться, что в школу я пришла не зеленым выпускником, детей не видавшей, а всё-таки специалистом, успевшим погрузиться в эту систему. И таких нас много: молодых, готовых сворачивать горы и вводить педагогические инновации в образовательную систему. Но ведь почему-то мы уходим. Почему же?

Учителя-старожилы говорят, что даже не запоминают имена молодых педагогов. Они приходят, работают две-четыре четверти и уходят в маркетинг/таро/общепит/т.д. (нужное подчеркнуть). Причины тому от школы к школе разнятся. Где-то молодых могут так загонять, что они вспоминают школу как что-то страшное и неприветливое. Или просто оставляют новоприбывших на произвол судьбы: вот тебе дети, вот тебе учебник, дальше разбирайся сам. А кто-то в принципе понимает, что 5 лет в педагогическом вузе он просидел зря и работа с детьми вовсе не его.

Я редко замечаю в педагогическом сообществе Саранска учителей 30-40 лет. Случился настоящий скачок поколений, мы потеряли десятилетие вливания кадров в образовательную систему. Где они? Не знаю. И случится страшное, если и наше поколение, также попробовав школу «на вкус», оставит любые надежды на работу в этой системе. Без шуток, школа буквально останется без учителей: ветераны труда и заслуженные педагоги не вечны...

Но эту проблему активно решают. В МГПУ им. М. Е. Евсевьева есть замечательная особенность: если, ещё будучи студентом, ты идешь работать в школу, то тебе не составит труда перейти на индивидуальный план обучения. Это значит, что ты можешь спокойно работать. Я считаю это большим преимуществом для студентов-евсевьевцев, направленным именно на решение кадрового вопроса в мордовских школах. Минус, что студенты идут в школы не до конца подготовленными. Плюс, что они в эти школы всё-таки идут (да и обучаются они нередко тем навыкам и умениям, которые не получить в стенах вуза).

Да и в ситуации кадрового дефицита действующие педагоги видят свои преимущества. Да, на нас сыпется гигантская нагрузка: миллион часов, множество предметов, каждый день с первого по восьмой урок (поверьте, провести восемь уроков с детьми — это подвиг). Но за этим приходят и деньги. Конечно, ситуация различна от школы к школе, но если всё-таки педагог работает за троих, то и будет получать за троих (Простите, у кого не так. Бегите из той школы, где вы работаете за троих, а получаете полставки. Вас там не уважают).

 b Букет проблем   b  что происходит в современных школах 0Деньги

Что происходит:

По данным ГородРабот.ру средняя зарплата учителя в Мордовии за 2024 год ‒ 27 570 рублей. За месяц заработная плата изменилась на 2% ‒ с 28 133 до 27 570 рублей. А чаще всего в вакансиях встречается зарплата 19 000 рублей (модальная).

Что об этом думают:
Это такая сложная тема для разговора. Во-первых, деньги есть. Во-вторых, не у большинства. В-третьих, каждый вертится как может.

Возвращаясь к теме нехватки кадров, стоит упомянуть ещё одну причину, почему молодые специалисты уходят из школ: они разочаровываются, когда видят свою первую расчетку. Не каждому из них говорят о том, что учителя выживают не на голой ставке: кто-то увеличивает зарплату дополнительным образованием, у кого нагрузка 40+ часов, а кто-то занимается репетиторством. И, конечно, все зависит от школы: где-то не скупаются на стимулирующие выплаты и премии, при условии, что вы «активничаете».

Можно ли заработать в школе? Да, жадные до нагрузки учителя ищут любую возможность добавить себе баллов в лист стимулирования (премии в школе рассчитываются каждый месяц по балльной системе) и найти ребенка на подготовку к ЕГЭ. Но у этого есть и обратная сторона. Молодой педагог ведет в школе все предметы, остается после уроков на кружок робототехники и готовит пять девятиклассников к экзаменам. На его счету «сто тыщ мильонов», а в голове один вопрос: а когда жить?

 b Букет проблем   b  что происходит в современных школах

 b Букет проблем   b  что происходит в современных школах 0Инклюзивное образование

Что происходит:
За последнее десятилетие случилось важное изменение, которое значительно повлияло на образовательный процесс, но при этом не стало таким заметным для общественности как введение ЕГЭ или ВПР. Сейчас дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) перешли с индивидуального/семейного на очный формат обучения. Они больше не учатся дома или в коррекционных классах, а ходят на уроки в обычные общеобразовательные школы.

Что об этом думают:
Инклюзивное образование — это одно из самых лучших нововведений в российском образовании по своей задумке. Пандусы, шрифт Брайля, индивидуальные тьюторы и в принципе активное включение детей с ОВЗ в общение со своими сверстниками — добрые и гуманистические порывы. Последнее так вообще замечательно: дети с ОВЗ, осознавая свою особенность, всё равно чувствуют, что они не отчуждаемы обществом. Тем временем «нормальные» дети понимают, что люди бывают разные и «ценность человека» не определяется состоянием здоровья или взглядом на мир.

Однако, не все так замечательно. Детей с ОВЗ условно можно подразделить на два вида: дети с особенностями физических возможностей и дети с особым уровнем психического развития. Думаю, очевидно, что для первых школа должна обеспечить все условия для обучения: вышеперечисленные пандусы, лифты по возможности, взрослых сопровождающих или индивидуальную траекторию образования, если посещение школы невозможно. Со вторыми сложнее. Теперь в классах повсеместно присутствуют дети с различными особенностями развития, что приводит к значительному разрыву в учебных возможностях. Дети с особыми образовательными потребностями могут испытывать трудности с усвоением материала, а остальным же приходится «сбавлять темп», ведь учитель по своему определению обязан преподнести материал каждому в классе.

Нам трудно реализовать индивидуальные программы обучения, учитывающие уникальные потребности каждого ребенка. Педагогам зачастую не хватает времени и ресурсов для того, чтобы предоставить каждому ученику необходимую поддержку. Это приводит к тому, что дети остаются без должного внимания, а их потребности игнорируются.

Мы часто оказываемся перегруженными, пытаясь угодить всем обучающимся. Отсутствие достаточной подготовки в области коррекционной педагогики также усложняет задачу (Мы чаще всего не знаем, что нам делать с такими детьми). В результате, многие особые дети могут не получать необходимую помощь, а качественное обучение страдает.

А кроме того, вместо интеграции в коллектив, дети с ОВЗ могут стать объектом насмешек или игнорирования, создавая дополнительные барьеры для социализации. Наносится вред как их эмоциональному состоянию, так и развитию положительного общественного мнения о них.

И всё вышеперечисленное буквально убивает все добрые мотивы введения инклюзивного образования в российской школе. Нередко проскакивает мысль, что таким детям и правда лучше учиться в коррекционных школах: под присмотром чутких педагогов-дефектологов в окружении ребят со схожим «психологическим возрастом». Эта мысль недопустима для родителей таких детей (и я их полностью понимаю!), однако я считаю, что особенный ребенок должен обучаться по-особенному, да простят меня гении педагогической мысли.

 b Букет проблем   b  что происходит в современных школах 0Реформы и отчеты

Что происходит:
Так получилось, что в истории современной России не было года, когда система образования находилась в состоянии покоя. Ее постоянно пытаются улучшить, видимо, по этой причине реформы не прекращаются, а положительный эффект не всегда очевиден, ведь изменения в педагогике имеют «отсроченный» эффект.

Что об этом думают:
Говоря о последних реформах в образовании, любят вспоминать о «Разговорах о важном», и, конечно же, спорить о их целесообразности. Скажу удивительную для многих вещь, эти уроки работают, их результат заметен. Не без особенностей, конечно. «Старшее поколение» школьников застало еженедельное поднятие флага и исполнение гимна уже в достаточно старшем возрасте, чтобы это сильно откликнулось в их сердцах. Однако, младшее поколение уже выучило гимн РФ наизусть и поют его максимально искренно. Чаще всего камнем преткновения становится не сами «Разговоры о важном», а необходимость каждый понедельник приходить ранним утром и слушать про 120 лет Информационному агентству ТАСС или про Арктику (настоящие темы этого проекта, кстати). Но уже для младшеклассников это нововведение является частью их школьной жизни. Так и складывается изменение образовательного процесса: старшие принимают со штыками, а для младших это становится обыденностью. Так было и с ЕГЭ, так и стало с «Разговорами о важном».

Еще одна болевая точка школьного образования — отчетность. С одной стороны, большинство людей считает, что учитель должен заниматься только педагогикой, а с другой стороны, лично я понимаю, что без отчетов мы не сможем никак показать результаты работы с детьми, а значит без «бумажек» никуда. В отчетность вовлечены все: администрация, классные руководители, предметники. К тому же, ее объемы сейчас регулируются, меняются должностные инструкции с целью сократить документарную нагрузку. Но скажу по секрету, отмена старых отчетностей не означает, что с нас не начинают требовать новые.

 b Букет проблем   b  что происходит в современных школах

 b Букет проблем   b  что происходит в современных школах 0Статус учителя

Что происходит:
Уже заезжена тема о том, что учитель — обслуживающий персонал, наделенный лишь обязанностями, но не правами. Но, к сожалению, она заезжена лишь потому, что она как была актуальна, так и остается до сих пор. 2023 год был объявлен Годом педагога и наставника. Он был направлен в первую очередь на повышение статуса учителя. Но, кажется, что-то снова пошло не так.

Что об этом думают:
Социальный статус, который присваивает общество, не всегда соответствует ожиданиям и попыткам его изменить. Закона, который обязует уважать педагогов, недостаточно — уважение и признание не могут быть указаны сверху. Это чувства и ценности, которые формируются в обществе на основе многолетнего опыта.

Советская традиция уважать учителя потеряна. Родители отдают своих детей в школу буквально «лишь бы под присмотром». Радует, что из этого примера есть исключения. Без поддержки родителей, без понимания нашей роли в жизни ребенка, уважение к учителю будет лишь формальностью. Настоящее уважение — это когда родители видят наш труд, понимают его значение и признают его.

Мы как педагоги хотим видеть вовлеченность родителей в образовательный и воспитательный процесс, строить личность успешного ребенка, а не заполнять психологические и социальные пробелы, которые в нем оставила семья. Мы стремимся к тому, чтобы взаимодействие с семьей стало партнерством, где каждый участник играет свою важную роль. Но нередко в порыве его выстроить мы сталкиваемся с глухой стеной...

Не исключаем, что вы не узнали из этого монолога ничего нового. Может даже подкинули пару тем сверху (мы оставили за пределами текста ситуацию в сельских школах). Все эти «цветочки» давно осознаются обществом как проблемы. Более того, государство ищет пути их решения. Не всегда короткие, не всегда легкие. Но среди прочего есть один пункт, где изменить ситуацию способны только мы. Достаточно перестать видеть врага в каждом учителе, поставившем вашему ребенку плохую оценку, и понять, что вы делаете общее дело — воспитываете в человеке человека.

 b Букет проблем   b  что происходит в современных школах

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:
5 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
3 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Андрей
5 месяцев назад

Я тот самый чувак, который в далёком 2002 году получил вузовский диплом с квалификацией «преподаватель». По специальности не работал ни дня. И дело даже не в зарплате. Не знаю ни одного нетоксичного педагогического коллектива. А быть объектом изощрённых манипуляций ну нафиг. Что думал, поступая в вуз? Да ничего не думал. К коллективу студенческому претензий нет ;). Тогда и там — всё нравилось (или почти всё). Но вот как-то вчерашние студенты — замечательные люди становятся, мягко говоря, крысами. Не все, конечно. Но тут как ложка дегтя.

Фаранте
5 месяцев назад
Ответить на  Андрей

Как вы узнали специфику коллектива если не работали НИ ДНЯ по специальности?

Фаранте
5 месяцев назад

Школам надо просто учить детей, и оценки за поведение ставить, и труды что бы были, токарные станки для мальчиков, швейные машинки для девочек, и все будет хорошо. И не заниматься всякой херней, чаепития, сборы на обои, поездки по городам. Детям и физры хватит. И учителей еще надо избавить от всякой бумажной волокиты, и прав учителю больше, а то вымрут все, останутся одни блогеры с утиными губами.