Профессий много, но! Прекрасней всех кино: 8 дней киноэкспедиции в Школе Искусств Logo Polis

Репортаж в исполнении Саши Хоровод

Как мы это сделали
В понедельник, 25 июля, дорогая редакция «Городских рейтингов» вернулась из восьмидневной творческой киноэкспедиции. В предложенные обстоятельства нас забросило совершенно внезапно — очередной рабочий день подошёл к концу и мы, собираясь расходиться по домам, говорили о вещах преимущественно не имеющих к работе никакого отношения.

Это история о том, как мечты сбываются по щелчку пальцев — в ленивом, чуть усталом разговоре, в случайно оброненной фразе. Летним дождливым вечером нашей скромной компанией было принято решение в составе экспериментальной молодёжной группы провести 8 дней на территории санатория «Надежда», где с 17 по 25 июля проходила Школа искусств Кино системы детских образовательных лагерей Logo Polis.

Городские рабочие задачи закрывали быстро, чемоданы собирали ещё не осознавая, что мы действительно едем учиться снимать кино. 17 июля в 10 утра мы погрузились в автобус — как мы здесь оказались? зачем мы это делаем? почему нам так спонтанно далось это решение? — в поисках ответов на риторические вопросы мы провели всю дорогу до «Надежды».

Кино началось с самой первой минуты — по дороге к корпусу, в котором мы должны были жить, нас встречал человек с камерой — замечательный режиссёр и оператор документального и игрового кино, выпускник Санкт-Петербургского университета кино и телевидения Владислав Амелин, художественный руководитель киношколы искусств — Облако. Мы же приехали в количестве трёх человек и ещё в автобусе перестали быть дизайнером, корреспондентом и главным редактором — Лёшей, Сашей и Наташей — обратились в Самурая, Хоровод и Санта Барбару (всё по законам Лого Полиса — никаких имен, теперь когномены). В игру включились моментально и уже у ворот «Надежды» из дорогой редакции переквалифицировались в съёмочную группу.

Ощущение настоящего детского лагеря настигло нас уже в корпусе — Школа искусств состояла из трёх унио (отрядов): 1 унио — взрослые (это мы), 2 унио — старшие дети, 3 унио — самые маленькие. К нам даже прикрепили Клерика (вожатого) — замечательную Ёлку, которая восемь дней терпела всевозможные вариации ее когномена в нашем исполнении (Ёлочка, Еловый лес, Йельский университет, Пихта). «Дети мои, а у нас сейчас адаптив», — провозгласила она, и мы отправились передавать друг другу карандаш при помощи пальцев ног и кричать на весь лагерь неведомое «Мацынга».

Ёлка отметила, что дети ей достались совершенно деревянные — даже башню из трёх человек построить не могут и достать рукой до потолка.

А мы просто опасались, что даже при всех наших потугах башня непременно рухнет, и мы поедем обратно в Саранск, так и не сняв ни единого фильма.

Киноупражнения начались в первый же день — Облако поставил перед нами, на первый взгляд, простейшую задачу — снять одним кадром кино-этюд, представив себя Братьями Люмьер (родоначальники кинематографа, их первый фильм — «Выход рабочих с фабрики Люмьер», самый известный — «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» и первое игровое кино — «Политый поливальщик»). Нам нужно было пофантазировать и представить, что бы мы сняли, если бы до нас ещё никто ничего не снимал. На первом же этапе выяснилось, что с фантазией у нас туго. На вечернем просмотре поняли, что нам куда важнее и интереснее было продумать и выстроить кадр, чем создать определённый сюжет. Так же выяснилось, что у детей сложнейший мозг и с юмором у них всё просто замечательно — при том, что это немое кино, смешно было от игры, которую они показали в одном кадре. У нас и сюжет, и игра были, честно сказать, примитивны, потому что мы как заворожённые залипли в картинку, которую увидели на экране камеры — стильное черно-белое изображение, общая атмосфера кадра. В тему о фантазии детей, изобретательность в этом плане они показали ещё на этапе придумывания когноменов — Инквизитор, органично вписавшиеся Вэлли и Валли, Симка, Артон, Шуля, Ци-Ци, Мадонна.

Второй день был так же ознаменован киноупражнениями. Воспроизводили Эффект Кулешова, когда 1+1=3, то есть два кадра рождают третий смысл, второй кадр переворачивает смысл первого — один кадр необходимо было снять крупным планом, второй — общим. Дети снова продемонстрировали чудеса фантазии, мы на этот раз были не так уж и плохи, а мне даже сказали, что мой второй кадр — это практически Феллини.

На протяжении всей киношколы с нами занимались потрясающие мастера своего дела — Пан Влодэк и Фокус. Пан Влодэк, он же Владимир Волков — режиссёр, автор книги «Тайны обаяния. Артистизм и органичность на сцене и в жизни», с ним мы разобрали действенный анализ и синтез в режиссуре на примере «Колобка» и «Ромео и Джульетты» (из «Колобка», между прочим, смыслов можно вытащить на два тома и точно определить, откуда Колобок пришёл, где живут Бабка и Дедка, в чем их боль человеческая, какое у Колобка предназначение и почему именно Лиса его проглотила (читайте — поглотила).

Мы занимались по схеме, которую в своё время начал создавать театральный режиссёр Георгий Товстоногов, с занятий выходили со словами «Я знаю, что ничего не знаю».

Фокус — оператор и монтажёр Виктор Грибашёв, наш педагог по монтажу и операторскому искусству на эти 8 дней. Как не нарушить «восьмёрку», соблюсти диагональ, как управляться с камерой, какой лучше использовать объектив и как его правильно установить — короче говоря, что нужно крутить, чтобы ничего не сломать и правильно выстроить кадр, куда нажимать, чтобы потом не получилось «...куда я жмал» и как постоянно оставаться в фокусе. «Оператор существует в пространстве камеры, камера — это ваши глаза, смотрим только в экран». Нужно сказать, эти люди — образец всего хорошего петербуржского. Их диалоги за обедом и ужином — отдельный вид искусства — почти всегда про кино, обстоятельная, аргументированная, спокойная беседа.

Мы дважды переписывали сценарий фильма. Над созданием финального проекта с нами работал Ракета, режиссёр Максим Голубев. Талантливейший человек, для которого слова «невозможно» не существует вообще в природе. Может быть дана самая сумасшедшая задача, ответ будет один — «Сделаем, потребуются сутки». И его когномен абсолютно соответствует его человеческому внутреннему, об усталости он сказал только раз, с формулировкой «Я что-то немного устал» — это после исполнения главной роли и монтажа фильма. С Ракетой мы разбирали диалоговые сцены из фильмов Тарантино — поскольку наш фильм был запланирован как разговорный, нужно было понять, какие приемы использует режиссёр для построения кадра, как с помощью кадра передать общее настроение. Я долго пыталась для себя объяснить феномен Ракеты, а потом в разговоре Фокус как-то обронил, что это безусловно киновундеркинд, в тот момент для меня всё сошлось. Я теперь никогда не забуду как нужно делать «восьмёрку» и как не нарушить диагональ.

Первую сцену снимали ночью — в грязь и дождь, как настоящие киношники. Пришли к выводу, что именно так и должна выглядеть молодежная съемочная группа — мокрые, обувь в земле, но хохочут, ставят гигантский свет, кое-где подсвечивают телефонным фонариком, нарушают какую-нибудь важную диагональ. Главной героиней фильма стала наш Клерик Ёлка (Амира Сухова), она стоически выдержала два дня абсурда — лезла через забор в дождь, учила страннейший литературный текст («Ну почему ты не могла написать проще!»), поднималась в 5 утра, чтобы ехать на станцию снимать финальную сцену. Главный герой — Ракета. В создании фильма он выполнял миллион функций, мы бы такую огромную историю без него ни в коем случае не реализовали.

Последнюю сцену мы поехали снимать в 5 утра на станцию в Татарскую Пишлю. Застряли там на три часа. Транспортировать съёмочную группу вызвался Клерик Кассий на своей машине, которая пострадала больше всех и за тяготы, выпавшие на ее долю, попала в титры. Пишля — село запретов и «идите вы куда подальше со своей камерой» — что ни частная собственность, то режимный объект. Снимать, такое ощущение, нельзя нигде. Приняли решение ехать в Пайгарму, навигатор 2ГИС повёл нас по не эксплуатируемой дороге, бедный ВАЗ 2110 поплатился левым крылом.

Пришлось возвращаться в Пишлю и снимать там так, чтобы ни одна камера наблюдения местного Хлебозавода нас, избави Боже, не заметила.

Кассий свою роль исполнил филигранно, всё огорчение случившимся с его «синей бестией» вложил в кадр, который мы сняли с одного дубля. В лагерь вернулись как положено, к завтраку, правда, сознание все же рисовало картинки как мы всей съемочной группой возвращаемся в «Надежду» по полям пешком.

Потом снимали в «Надежде» весь день. Хотели снимать ещё и поздним вечером, но поняли, что всем надо отдохнуть и принялись за монтаж. На следующий день доснимали 3 сцены, после обеда прозвучало заветное «Стоп. Снято», съемки подошли к концу, оставался монтаж. В день уезда в 9 утра вместо доброго утра я услышала: «Саш, готово. Можешь смотреть» и это было самое доброе утро, которое можно себе представить. Мы сняли фильм, казалось бы, закрылся гештальт, но пришло осознание, что хочется ещё. Вечером смотрели фильмы в кинотеатре «Мадагаскар» на большом экране, в рамках фестиваля «Политый поливальщик». Я пришла к выводу, что вся это история очень сильно характеризует всё происходящее сейчас с обществом. Когда дети снимают ужастики и фильмы про силу духа, взрослые снимают сюрреалистическую бродилку, полнейший абсурд.

Киношкола закончилось, эффект детского лагеря настиг и взрослых — когда просыпаешься утром и немного тоскуешь, ведь ни один из тех, кто остался в Саранске, ни секунды не понимает, сколько всего мы получили за эти 8 дней, как потрясающе провели время, как об этом хочется говорить постоянно.

На этапе создания сценария мы спорили с Облаком, что хотим снять нечто совершенно экспериментальное, странное, даже преувеличенно авторское. Мы делимся с вами нашим фильмом и рекомендуем смотреть его так, будто кто-то вырвал страницу из книги, а вы совершенно случайно её взяли и прочитали. Смотрите этот фильм как абсурдный сон, как предутренний бред, как историю, о которой пока что вы знаете очень мало.

Ваша съемочная группа:
Режиссёр — Хоровод
Помреж — Санта Барбара
Оператор — Самурай
Художественный руководитель — Ракета
Авторы сценария — Хоровод, Санта Барбара
Монтаж — Ракета, Самурай
Звук — Ракета
Актеры — Ёлка, Ракета, Кассий

И ещё одно, помните, что это учебный фильм, не забудьте, что эго творческих людей очень хрупко — обидные комментарии фильму я буду мониторить лично и немедленно их ликвидировать. Я не говорю про обоснованную критику, но неадекватную оценку в комментариях на сайте вижу постоянно. Это наш первый учебный фильм, мы его очень сильно любим.

Уважаемые зрители, приятного просмотра!

 b Профессий много  но  Прекрасней всех кино   b  8 дней киноэкспедиции в Школе Искусств Logo Pols

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:
5 2 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
3 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Евгений
1 год назад

Молодцы, всем бы такую жизнь!!!

Ольга
1 год назад

Мне понравилось. Я не очень люблю всякий «сюр»:), но это было очень симпатично. Хочется пересмотреть, услышать игру слов, хоть читать подобное, мне нравится больше. Жду продолжения