Все о самокатчиках и самокатах — жить вместе можно
Как мы это сделали
Афиша Daily назвала их «всадниками смерти», мы же не хотим быть столь категоричны к явлению, которое сравнительно недавно пришло в наш город. В сегодняшней статье выясняем, существуют ли правила дорожного движения, регулирующие передвижение электронных устройств, в том числе самокатов, приспособлен ли наш город к такому чуду техники и самое главное, как и где выбрать самокат. Во всем разобраться нам помог Иван Синтюрин, владелец segway13.ru, также он занимается ремонтом электросамокатов и прочих устройств «на батарейках».
Существуют ли сейчас правила дорожного движения, которые регулируют передвижение на электросамокатах?
Сейчас вопрос правил дорожного движения для самокатов в ПДД не урегулирован. По ряду признаков самокаты напоминают мопеды, т.к. в ПДД написано, что устройство с мощностью двигателя 250 и выше ватт считается мопедом (если у него два или три колеса и оно разгоняется не более чем на 50 км/ч). В ряде регионов России на самокатчиков устраивают облавы —предъявляют езду без шлема (другая защита не обязательна) и управление без водительского удостоверения — для мопедов требуется категория М. Я рекомендую в таких случаях не только обжаловать сам протокол, но и написать также жалобу на сотрудника полиции, который составил этот протокол, потому что он идет впереди законодательства.
В ПДД вообще на этот счет хоть что-нибудь сказано?
В правилах дорожного движения, если читать их не поверхностно, а до конца, сказано, что транспортное средство — это устройство, которое предназначено для перемещения людей и грузов. Есть регламент таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств и другие документы — к устройствам, которые предназначены для перемещения людей и грузов есть определенные требования с точки зрения тормозной системы, наличия всевозможных световых приборов и прочего. Устройства, которые имеют двигатель мощностью 250 ватт, два колеса и разгоняются не больше 50 км/ч являются просто устройствами с мотором. Гироскутеры, например, так же попадают под определение мопеда — два колеса, скорость до 50 км/ч и мощность каждого мотора в районе 400-500 ватт. То есть, если мы самокат считаем мопедом, значит должны считать мопедом и гироскутер, соответственно, запретить эксплуатацию устройства детьми, а гироскутер как раз для детей и покупают. Кроме того, обязать наличие шлема и водительского удостоверения. И самое главное, выгнать их на проезжую часть, потому что мопедам нельзя ездить по тротуарам.
Сейчас такая ситуация, что существует некий пробел в праве — правила дорожного движения не успевают за современным прогрессом. Моноколеса появились в России более или менее заметно в 2014 году, до этого первые экземпляры начали ввозиться в 2013, примерно в это же время появились самокаты и к 2018 году стали приобретать все большую популярность. Но правила дорожного движения не успевают, таким образом статус этих устройств не определен. Я их предпочитаю называть не транспортными средствами, потому что к этому термину есть определенные критерии, а средствами передвижения. Соответственно, если это средство передвижения по ряду параметров не имеет допуска на проезжую часть, значит даже на тяжелом самокате, который по своим характеристикам является вообще мотоциклом (то есть его необходимо регистрировать в ГАИ, страховать и так далее), можно ездить только по тротуарам, т.к. у него нет допуска на проезжую часть.
Почему самокатчики позволяют себе выезжать на проезжую часть?
От незнания ПДД вообще. Вряд ли человек говорит себе осознанно: «Поскольку я управляю мопедом, значит должен ехать по проезжей части». При этом он едет без шлема и без водительского удостоверения. Скорее всего он едет по проезжей части потому, что на дороге ровнее, чем на тротуаре. И это естественно раздражающий фактор для водителей, потому что этот человек и его движение на дороге хаотично, мозг водителя рисует картины, как самокатчик упал, ты его переехал и тебя посадили. Едешь за рулем автомобиля и волосы дыбом встают, когда видишь самокаты на дороге, особенно, если они по ней вихляются.
А что на счет пешеходов?
По идее, самокатчикам сейчас на дорогу нельзя — нравится это пешеходам или нет, потому что пешеходам они тоже очень сильно мешают. Саранск — маленький город и у нас еще этих устройств мало, поэтому мы не сильно по этому поводу волнуемся. Москва и Петербург воют от этого. Они ненавидят самокатчиков даже больше чем коронавирус. Они сбивают и травмируют людей, на них происходят наезды автомобилей, они не замедляясь выезжают на пешеходный переход и продолжают движение. Это игрушка, статус которой не определен, но законодатель работает над этим.
Множество различных ведомств готовят поправки — расскажу те, о которых слышал недавно. Хотят запретить нахождение устройств весом более 35 кг на тротуарах и отправить их на проезжую часть. Хотят все устройства с электромотором начать считать мопедами, но при этом разрешить им ездить по тротуару. И получается нонсенс — мопеду, согласно действующим ПДД, нельзя ездить по тротуару (можно только везти руками). Хотят обозвать мопедами, то есть это шлем, трезвое состояние, наличие водительского удостоверения и при этом разрешить ездить по тротуару. Эти поправки благополучно «завернули» и отправили на доработку, потому что это не совсем правильно.
Моноколеса тоже в зависимости от веса и скорости хотят либо отправить на проезжую часть, либо на тротуар. Проблема в том, что люди, которые делают такие предложения, живут в крупных городах и думают, что везде все происходит ровно так же, как у них. Они не изучают ситуацию в регионах. Я считаю, что, отправив человека на моноколесе на дорогу, ему просто подпишут смертный приговор. Потому что в случае конкретного устройства с гироскопической стабилизацией жизнь и здоровье человека зависят от надежности устройства. То есть, если у самоката откажет двигатель или контроллер, скорее всего самокат продолжит катиться и человек при определенной сноровке не упадет. В случае моноколеса — (сразу говорю, отказы двигателя на ходу случаются примерно с той же частотой, как у машины отваливаются колесо, то есть почти никогда, но такие случаи все равно бывали) риск не нулевой, соответственно, я, например, на своем устройстве не хочу на проезжую часть. Есть моноколеса, которые двигаются со скоростью 80 км/ч, наверное, им разрешат ездить по проезжей части при условии наличия светоотражающих элементов, фонарей, гудка и так далее.
Как обстоят дела с другими странами?
В Японии моноколеса просто запрещены. Самокаты разрешены, но являются мопедами.
В Великобритании можно ездить только по частным владениям.
В Америке моноколесники ездят только по проезжей части, им нельзя на тротуар, самокаты — тоже самое.
У нас уже два года идут дебаты и продолжаются до сих пор.
Я состою в рабочей группы от https://electro.club.ru, мы выдвигали предложение приравнять такие устройства к велосипедам, которые у нас должны ездить по проезжей части, за исключением ситуаций, когда по дороге ехать нельзя или когда сопровождаешь детей. На пешеходном переходе необходимо спешиваться. Я считаю, что в такой ситуации нужно посмотреть на самые массовые устройства (велосипедов как ни считай — больше) и сделать так же. Какое решение примет законодатель мы пока не знаем — варианты разные.
Получается, что мы имеем устройство, с которым не представляем, как обращаться?
Есть популярная в интернете история — когда появились первые автомобили, им разрешалось ехать по улицам города, только если впереди шел человек и нес красный фонарь (в некоторых источниках — несущий красный флаг и дующий в сигнальную трубку). Прогресс опередил время, правила и люди пока не приспособлены, автолюбители не хотят видеть самокаты и прочие устройства на проезжей части, пешеходы не хотят видеть их на тротуаре. Но получается так, что эти устройства уже есть и мир все равно найдет им какое-то место. Мы должны существовать как соседи. Наша свобода ограничена свободой другого. Те, кто говорят запретить вообще, как класс устройств, ущемляют права тех, кто хочет передвигаться на этих устройствах. Общество придет к этому постепенно. Автомобили тоже ненавидели, просто мы про это забыли. Лет 20 назад на велосипедиста, который едет по проезжей части, смотрели, как на сумасшедшего, сейчас на них уже вряд ли обратят внимание. Моноколесники, например, незаметны, но на нас до сих пор смотрят, как на клоунов. Самокаты уже не вызывают удивления.
Когда у нас будет столько же самокатов, сколько в Москве, большинство будут ездить скорее всего по дороге — не в качестве баловства, а потому что им по тротуару будет ездить некомфортно.
Может им полосу выделить?
Это фантастика. В Саранске три с половиной велосипедные дорожки. А если выделить полосу, то там будут гулять мамы с колясками и парковаться автомобили. Не забывайте, что мы живем в России. У нас не везде есть тротуары и дороги. Велосипедные полосы, к сожалению, существуют только в мозгу у законодателей, которые видят мир сквозь затонированное стекло машины с мигалкой. Этого не будет в обозримых сроках в России. По идее должна быть полоса, на которую машина не заедет, иначе, этих людей будут сбивать, как кегли.
Что касается людей, управляющих самокатами, которые совсем недавно появились в Саранске? Я имею ввиду самокаты от шеринга «Зеленый город».
Эти люди точно не знают, где им ехать — некоторые из них возможно катаются в состоянии опьянения, потому что на трезвую голову страшно, некоторые катаются вдвоем — может просто денег жалко взять второе устройство. Люди просто играют в эти игрушки, не зная, как их использовать. Поэтому они лезут на дорогу, катаются вдвоем, могли бы втроем ехать, поехали бы.
На мой взгляд, всей этой истории нужна пропаганда, а не травля. Сейчас идет травля — кликбейтные заголовки и прочее.
Комфортна ли наша городская среда для передвижения на самокатах?
На них не так удобно передвигаться, как на велосипедах, за счет диаметра колеса. На самокатах распространенный диаметр — это 8-10 дюймов, соответственно, удобно, когда есть спуски, когда есть заезды. Примерно до 2017 года ездить было очень неудобно, часто приходилось спешиваться и перетаскивать устройство. Из-за Чемпионата город преобразился. Сейчас можно почти не спешиваясь приехать, например, с Химмаша в любой другой район города — можно найти маршрут. О какой комфортной городской среде мы говорим, если у нас инвалиды-колясочники не могут выйти из дома и передвигаться самостоятельно без посторонней помощи. После проведения ЧМ действительно стало комфортнее — да, периодически приходится спешиваться и на брусчатке трясет чуть больше, но в целом, ездить по Саранску можно, он приятен — это небольшой город, в котором даже дешевый самокат за 20 тысяч рублей довезет вас из точки А в точку Б и позволит вернуться обратно.
Как выбрать самокат?
Как ни прискорбно, сначала нужно определиться с деньгами, потому что мы воспринимаем эту штуку, как игрушку. Редко люди подходят к выбору осознанно, как к транспорту.
Если мы выбираем именно средство передвижения, соответственно, выделяем меньший бюджет, нежели на покупку машины. Люди, которые выбирают себе транспорт, осознанно покупают самокат, например, за 250 тысяч рублей.
Да, есть нюансы, связанные с плохой погодой, но, скажу честно, я езжу с марта по ноябрь уже 7 лет. Можно сделать дополнительную обработку устройства от воды, тогда можно круглый год ездить. Москвичи эксплуатируют такую технику круглый год из-за пробок. Саранск — город удобный, у нас пробок нет, а двадцатиминутное недоразумение на химмашевском мосту — это не пробка.
Если относиться к этому, как к игрушке, нужно понять, сколько вы готовы потратить на игрушку. Кто-то готов потратить 10 000 рублей, в таком случае про самокат лучше забыть. Если бюджет составляет 20 000 — 30 000, значит можно выбирать бюджетные самокаты, типа Kugoo, они на свои деньги едут.
Если от 30 и больше, то есть смысл смотреть на брендовые модели — Ninebot и Xiaomi.
Если денег еще больше, появляется другие варианты — можно выбирать между тяжелыми и легкими самокатами. Можно купить тысяч за 60-70 легкий самокат, он будет как Xiaomi, который весит 12-13 кг, но он будет прочный и от какого-нибудь известного производителя
Или можно купить самокат, который будет проезжать 60-70 км на одном заряде. На нем в режиме работа-дом можно будет ездить неделю (я имею ввиду именно Саранск).
Все начинается либо с бюджета, либо с конечно цели, когда бюджет неважен. Поймите сначала, для чего вам самокат.
Тирекс
Адрес: Советская, 55А (ТЦ «Рио») и Волгоградская, 71 (ТЦ «Сити-Парк»)
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 22:00
ТЦ «Рио»
ТЦ «Сити-Парк»
Эльдорадо
Адрес: Советская, 55А (ТЦ «Рио»)
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 22:00
Mobile Store
Адрес: Большевистская, 60А
Часы работы: ежедневно с 9:00 до 20:00
М.Видео
Адрес: Богдана Хмельницкого, 28 (ТЦ «Огарев-Плаза»)
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 21:00
DNS
Адрес: Богдана Хмельницкого, 33
Часы работы: ежедневно с 9:00 до 20:00
Xiaomi
Адрес: Волгоградская, 71 (ТЦ «Сити-Парк»)
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 22:00
Kari Kids
Адрес: Волгоградская, 71 (ТЦ «Сити-Парк»)
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 22:00
IGIRO
Адрес: Севастопольская 7/1
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 21:00