Новая реальность: как мирно сосуществовать с людьми, которые живут в будущем?

Все о самокатчиках и самокатах — жить вместе можно

Как мы это сделали
Афиша Daily назвала их «всадниками смерти», мы же не хотим быть столь категоричны к явлению, которое сравнительно недавно пришло в наш город. В сегодняшней статье выясняем, существуют ли правила дорожного движения, регулирующие передвижение электронных устройств, в том числе самокатов, приспособлен ли наш город к такому чуду техники и самое главное, как и где выбрать самокат. Во всем разобраться нам помог Иван Синтюрин, владелец segway13.ru, также он занимается ремонтом электросамокатов и прочих устройств «на батарейках».

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Существуют ли сейчас правила дорожного движения, которые регулируют передвижение на электросамокатах?
Сейчас вопрос правил дорожного движения для самокатов в ПДД не урегулирован. По ряду признаков самокаты напоминают мопеды, т.к. в ПДД написано, что устройство с мощностью двигателя 250 и выше ватт считается мопедом (если у него два или три колеса и оно разгоняется не более чем на 50 км/ч). В ряде регионов России на самокатчиков устраивают облавы —предъявляют езду без шлема (другая защита не обязательна) и управление без водительского удостоверения — для мопедов требуется категория М. Я рекомендую в таких случаях не только обжаловать сам протокол, но и написать также жалобу на сотрудника полиции, который составил этот протокол, потому что он идет впереди законодательства.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0В ПДД вообще на этот счет хоть что-нибудь сказано?
В правилах дорожного движения, если читать их не поверхностно, а до конца, сказано, что транспортное средство — это устройство, которое предназначено для перемещения людей и грузов. Есть регламент таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств и другие документы — к устройствам, которые предназначены для перемещения людей и грузов есть определенные требования с точки зрения тормозной системы, наличия всевозможных световых приборов и прочего. Устройства, которые имеют двигатель мощностью 250 ватт, два колеса и разгоняются не больше 50 км/ч являются просто устройствами с мотором. Гироскутеры, например, так же попадают под определение мопеда — два колеса, скорость до 50 км/ч и мощность каждого мотора в районе 400-500 ватт. То есть, если мы самокат считаем мопедом, значит должны считать мопедом и гироскутер, соответственно, запретить эксплуатацию устройства детьми, а гироскутер как раз для детей и покупают. Кроме того, обязать наличие шлема и водительского удостоверения. И самое главное, выгнать их на проезжую часть, потому что мопедам нельзя ездить по тротуарам.

Сейчас такая ситуация, что существует некий пробел в праве — правила дорожного движения не успевают за современным прогрессом. Моноколеса появились в России более или менее заметно в 2014 году, до этого первые экземпляры начали ввозиться в 2013, примерно в это же время появились самокаты и к 2018 году стали приобретать все большую популярность. Но правила дорожного движения не успевают, таким образом статус этих устройств не определен. Я их предпочитаю называть не транспортными средствами, потому что к этому термину есть определенные критерии, а средствами передвижения. Соответственно, если это средство передвижения по ряду параметров не имеет допуска на проезжую часть, значит даже на тяжелом самокате, который по своим характеристикам является вообще мотоциклом (то есть его необходимо регистрировать в ГАИ, страховать и так далее), можно ездить только по тротуарам, т.к. у него нет допуска на проезжую часть.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Почему самокатчики позволяют себе выезжать на проезжую часть?
От незнания ПДД вообще. Вряд ли человек говорит себе осознанно: «Поскольку я управляю мопедом, значит должен ехать по проезжей части». При этом он едет без шлема и без водительского удостоверения. Скорее всего он едет по проезжей части потому, что на дороге ровнее, чем на тротуаре. И это естественно раздражающий фактор для водителей, потому что этот человек и его движение на дороге хаотично, мозг водителя рисует картины, как самокатчик упал, ты его переехал и тебя посадили. Едешь за рулем автомобиля и волосы дыбом встают, когда видишь самокаты на дороге, особенно, если они по ней вихляются.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0А что на счет пешеходов?
По идее, самокатчикам сейчас на дорогу нельзя — нравится это пешеходам или нет, потому что пешеходам они тоже очень сильно мешают. Саранск — маленький город и у нас еще этих устройств мало, поэтому мы не сильно по этому поводу волнуемся. Москва и Петербург воют от этого. Они ненавидят самокатчиков даже больше чем коронавирус. Они сбивают и травмируют людей, на них происходят наезды автомобилей, они не замедляясь выезжают на пешеходный переход и продолжают движение. Это игрушка, статус которой не определен, но законодатель работает над этим.

Множество различных ведомств готовят поправки — расскажу те, о которых слышал недавно. Хотят запретить нахождение устройств весом более 35 кг на тротуарах и отправить их на проезжую часть. Хотят все устройства с электромотором начать считать мопедами, но при этом разрешить им ездить по тротуару. И получается нонсенс — мопеду, согласно действующим ПДД, нельзя ездить по тротуару (можно только везти руками). Хотят обозвать мопедами, то есть это шлем, трезвое состояние, наличие водительского удостоверения и при этом разрешить ездить по тротуару. Эти поправки благополучно «завернули» и отправили на доработку, потому что это не совсем правильно.

Моноколеса тоже в зависимости от веса и скорости хотят либо отправить на проезжую часть, либо на тротуар. Проблема в том, что люди, которые делают такие предложения, живут в крупных городах и думают, что везде все происходит ровно так же, как у них. Они не изучают ситуацию в регионах. Я считаю, что, отправив человека на моноколесе на дорогу, ему просто подпишут смертный приговор. Потому что в случае конкретного устройства с гироскопической стабилизацией жизнь и здоровье человека зависят от надежности устройства. То есть, если у самоката откажет двигатель или контроллер, скорее всего самокат продолжит катиться и человек при определенной сноровке не упадет. В случае моноколеса — (сразу говорю, отказы двигателя на ходу случаются примерно с той же частотой, как у машины отваливаются колесо, то есть почти никогда, но такие случаи все равно бывали) риск не нулевой, соответственно, я, например, на своем устройстве не хочу на проезжую часть. Есть моноколеса, которые двигаются со скоростью 80 км/ч, наверное, им разрешат ездить по проезжей части при условии наличия светоотражающих элементов, фонарей, гудка и так далее.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Как обстоят дела с другими странами?
В Японии моноколеса просто запрещены. Самокаты разрешены, но являются мопедами.
В Великобритании можно ездить только по частным владениям.
В Америке моноколесники ездят только по проезжей части, им нельзя на тротуар, самокаты — тоже самое.
У нас уже два года идут дебаты и продолжаются до сих пор.
Я состою в рабочей группы от https://electro.club.ru, мы выдвигали предложение приравнять такие устройства к велосипедам, которые у нас должны ездить по проезжей части, за исключением ситуаций, когда по дороге ехать нельзя или когда сопровождаешь детей. На пешеходном переходе необходимо спешиваться. Я считаю, что в такой ситуации нужно посмотреть на самые массовые устройства (велосипедов как ни считай — больше) и сделать так же. Какое решение примет законодатель мы пока не знаем — варианты разные.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Получается, что мы имеем устройство, с которым не представляем, как обращаться?
Есть популярная в интернете история — когда появились первые автомобили, им разрешалось ехать по улицам города, только если впереди шел человек и нес красный фонарь (в некоторых источниках — несущий красный флаг и дующий в сигнальную трубку). Прогресс опередил время, правила и люди пока не приспособлены, автолюбители не хотят видеть самокаты и прочие устройства на проезжей части, пешеходы не хотят видеть их на тротуаре. Но получается так, что эти устройства уже есть и мир все равно найдет им какое-то место. Мы должны существовать как соседи. Наша свобода ограничена свободой другого. Те, кто говорят запретить вообще, как класс устройств, ущемляют права тех, кто хочет передвигаться на этих устройствах. Общество придет к этому постепенно. Автомобили тоже ненавидели, просто мы про это забыли. Лет 20 назад на велосипедиста, который едет по проезжей части, смотрели, как на сумасшедшего, сейчас на них уже вряд ли обратят внимание. Моноколесники, например, незаметны, но на нас до сих пор смотрят, как на клоунов. Самокаты уже не вызывают удивления.
Когда у нас будет столько же самокатов, сколько в Москве, большинство будут ездить скорее всего по дороге — не в качестве баловства, а потому что им по тротуару будет ездить некомфортно.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Может им полосу выделить?
Это фантастика. В Саранске три с половиной велосипедные дорожки. А если выделить полосу, то там будут гулять мамы с колясками и парковаться автомобили. Не забывайте, что мы живем в России. У нас не везде есть тротуары и дороги. Велосипедные полосы, к сожалению, существуют только в мозгу у законодателей, которые видят мир сквозь затонированное стекло машины с мигалкой. Этого не будет в обозримых сроках в России. По идее должна быть полоса, на которую машина не заедет, иначе, этих людей будут сбивать, как кегли.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Что касается людей, управляющих самокатами, которые совсем недавно появились в Саранске? Я имею ввиду самокаты от шеринга «Зеленый город».
Эти люди точно не знают, где им ехать — некоторые из них возможно катаются в состоянии опьянения, потому что на трезвую голову страшно, некоторые катаются вдвоем — может просто денег жалко взять второе устройство. Люди просто играют в эти игрушки, не зная, как их использовать. Поэтому они лезут на дорогу, катаются вдвоем, могли бы втроем ехать, поехали бы.
На мой взгляд, всей этой истории нужна пропаганда, а не травля. Сейчас идет травля — кликбейтные заголовки и прочее.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Комфортна ли наша городская среда для передвижения на самокатах?
На них не так удобно передвигаться, как на велосипедах, за счет диаметра колеса. На самокатах распространенный диаметр — это 8-10 дюймов, соответственно, удобно, когда есть спуски, когда есть заезды. Примерно до 2017 года ездить было очень неудобно, часто приходилось спешиваться и перетаскивать устройство. Из-за Чемпионата город преобразился. Сейчас можно почти не спешиваясь приехать, например, с Химмаша в любой другой район города — можно найти маршрут. О какой комфортной городской среде мы говорим, если у нас инвалиды-колясочники не могут выйти из дома и передвигаться самостоятельно без посторонней помощи. После проведения ЧМ действительно стало комфортнее — да, периодически приходится спешиваться и на брусчатке трясет чуть больше, но в целом, ездить по Саранску можно, он приятен — это небольшой город, в котором даже дешевый самокат за 20 тысяч рублей довезет вас из точки А в точку Б и позволит вернуться обратно.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Как выбрать самокат?
Как ни прискорбно, сначала нужно определиться с деньгами, потому что мы воспринимаем эту штуку, как игрушку. Редко люди подходят к выбору осознанно, как к транспорту.

Если мы выбираем именно средство передвижения, соответственно, выделяем меньший бюджет, нежели на покупку машины. Люди, которые выбирают себе транспорт, осознанно покупают самокат, например, за 250 тысяч рублей.

Да, есть нюансы, связанные с плохой погодой, но, скажу честно, я езжу с марта по ноябрь уже 7 лет. Можно сделать дополнительную обработку устройства от воды, тогда можно круглый год ездить. Москвичи эксплуатируют такую технику круглый год из-за пробок. Саранск — город удобный, у нас пробок нет, а двадцатиминутное недоразумение на химмашевском мосту — это не пробка.

Если относиться к этому, как к игрушке, нужно понять, сколько вы готовы потратить на игрушку. Кто-то готов потратить 10 000 рублей, в таком случае про самокат лучше забыть. Если бюджет составляет 20 000 — 30 000, значит можно выбирать бюджетные самокаты, типа Kugoo, они на свои деньги едут.

Если от 30 и больше, то есть смысл смотреть на брендовые модели — Ninebot и Xiaomi.
Если денег еще больше, появляется другие варианты — можно выбирать между тяжелыми и легкими самокатами. Можно купить тысяч за 60-70 легкий самокат, он будет как Xiaomi, который весит 12-13 кг, но он будет прочный и от какого-нибудь известного производителя
Или можно купить самокат, который будет проезжать 60-70 км на одном заряде. На нем в режиме работа-дом можно будет ездить неделю (я имею ввиду именно Саранск).
Все начинается либо с бюджета, либо с конечно цели, когда бюджет неважен. Поймите сначала, для чего вам самокат.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Тирекс

Адрес: Советская, 55А (ТЦ «Рио») и Волгоградская, 71 (ТЦ «Сити-Парк»)
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 22:00

ТЦ «Рио»

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  Иван:
Иван:
Из хорошего — этот магазин существует в городе года три точно. Это важный момент, т.к. некоторые продавцы электротранспорта появляются в теплый сезон и потом их ищут клиенты в случае каких-то проблем. Находят, соответственно, не всегда. Из плохого: если у них случаются какие-то гарантийные моменты, они отправляют самокат в Чебоксары — это бесплатно, но уходит время. Недостаток в том, что у них нет сервисного центра в Саранске. На витрине мы видим единственный самокат, который здесь продается — Kugoo S1, на фото его название написано с ошибкой, продавец не знает характеристик, руль начал развинчиваться (возможно, он такой уже приехал — китайская техника требует небольшой предпродажной подготовки). Стоит он 20 990 рублей — ценник завышенный, такой самокат лучше не покупать, потому что у него не очень хорошо с подвеской, лучше брать тот же бюджетный Kugoo S3.

ТЦ «Сити-Парк»

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  Иван:
Иван:
Выбора опять же нет, продается одна модель — Kugoo S1, цена завышенная, рекомендованная розничная цена на этот самокат — 17 900 рублей. Продавец немного ориентируется, знает, где у самоката аккумулятор. Кстати, у любой подобной техники нужно проверять и при необходимости подзаряжать аккумулятор в период хранения, на больших складах, устройства перезаряжают по графику. Личную технику тоже необходимо подзаряжать. Продавец об этом, увы, не сказала. Если этот момент не объяснить покупателю, с большой вероятностью, через год он будет искать, где купить новый аккумулятор. Надо понимать, даже если китайцы заявляют защиту от воды, ни одно устройство, без специальной обработки, эксплуатировать под дождем нельзя, потому что от замыкания аккумулятор может воспламениться и устроить пожар — мебель вы огнетушителем потушите, а вот самокат нет, потому что литий выгорает полностью. В моем случае специальную обработку от воды делает московский сервис, я не беру на себя такую ответственность.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Эльдорадо

Адрес: Советская, 55А (ТЦ «Рио»)
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 22:00

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  Иван:
Иван:
Продается модель Kugoo, которая делается только на определенном заводе. Нужно понимать, что Kugoo — это фактически общее название бюджетных самокатов из Китая. Есть несколько заводов, которые производят самокаты под этим названием и потребитель ошибочно думает, что это один и тот же производитель. На деле же они зачастую несовместимы между собой по запчастям и при необходимости замены, найти эти запчасти практически невозможно. Из хорошего: крупная торговая сеть, в Саранске несколько магазинов, достаточно большой выбор, но в данном конкретном случае нет самокатов с надувными колесами. И тем не менее, здесь хотя бы можно выбрать устройство под свой кошелек. Если с самокатом что-то случится, магазин скорее всего будет его ремонтировать или вернет деньги, чтобы не ругаться с клиентом. Из плохого: цены завышены, вы просто заплатите 3-4 тысячи сверху за самокат, который столько не стоит. Продают все подряд, в том числе подделку на Xiaomi — я не говорю, что это плохо, но у всего есть цена и эта подделка стоит дешевле. Оригиналов нет, а мне было бы приятнее купить здесь оригинал. Это говорит о том, что просто возят самое дешевое.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Mobile Store

Адрес: Большевистская, 60А
Часы работы: ежедневно с 9:00 до 20:00

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  Иван:
Иван:
Удивили низкие цены. Самокат от Ninebot здесь стоит 19 500 рублей, он не может стоить так мало — это цена до подорожания, когда доллар стоил 63 рубля. Из хорошего: чинят в Саранске, но не все. Гарантия здесь полгода — это связано с особенностью самих устройств. Если самокат осенью оставить где-нибудь в кладовке, то с скорее всего он весной не включится, поскольку у него есть определенный уровень саморазряда аккумулятора, их обязательно нужно подзаряжать зимой. Люди к этому относятся, как к любой другой бытовой игрушке, соответственно никто себя не заставляет раз в полтора месяца по графику его заряжать. Если давать гарантию год, через год придут по гарантии за аккумулятором.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0М.Видео

Адрес: Богдана Хмельницкого, 28 (ТЦ «Огарев-Плаза»)
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 21:00

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  Иван:
Иван:
Здесь вообще не дают гарантию на аккумулятор, объясняя тем, что это расходный материал. Консультант общается с клиентами, как с недалекими людьми. Батарейка для самоката стоит примерно 6-9 тысяч, гарантии нет. Покупать устройство я бы сюда точно не пришел, я бы лучше пошел в маленький магазин. Здесь представлены бюджетные самокаты, у них у всех есть какие-либо недостатки. Выбор есть — это плюс, большая торговая сеть — тоже плюс. Из недостатков: цены завышены, на аккумулятор не дают гарантии, на витрине стоит уже проданный товар, без ценника.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0DNS

Адрес: Богдана Хмельницкого, 33
Часы работы: ежедневно с 9:00 до 20:00

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  Иван:
Иван:
Есть ассортимент — продаются как оригинальные устройства, так и копии, к тому же магазин может привести что-то на заказ. Продавец нюансами не владеет и скорее всего не скажет при покупке, что тот же самокат Xiaomi необходимо зимой подзаряжать. Еще один минус: очень дорого. И тем не менее, если выбирать между «М.Видео», «Эльдорадо» и DNS, я бы зашел в DNS, поскольку здесь можно купить и копию, и оригинал.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Xiaomi

Адрес: Волгоградская, 71 (ТЦ «Сити-Парк»)
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 22:00

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  Иван:
Иван:
Позиционируют себя, как официалы, возможно так оно и есть, но нужно проверять. Продают линейку Xiaomi, других моделей нет, обещают гарантию год на все устройство целиком, больше мы продавца не мучили, потому что самих устройств не было в наличии.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  Саша Хоровод:
Саша Хоровод:
Нам сказали, что самокат привезут в понедельник, мы приехали его сфотографировать во вторник, но его снова не оказалось. Объяснили тем, что еще не выставили самокат в зал. Выглядит он примерно как на фото.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0Kari Kids

Адрес: Волгоградская, 71 (ТЦ «Сити-Парк»)
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 22:00

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  Иван:
Иван:
Самокаты есть, но сервисного центра в Саранске скорее всего нет. В наличии три самоката — два для совсем маленьких детей и один для взрослых. Очень бюджетно — копия Xiaomi за 17 500 рублей — без амортизаторов, с литыми дисками, то есть на нем позвоночник будет ссыпаться в обувь, но в принципе, когда нет лишних денег, но хочется покататься на чудо-технике, почему бы и нет. Гарантия полгода.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  0IGIRO

Адрес: Севастопольская 7/1
Часы работы: ежедневно с 10:00 до 21:00

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем  Иван:
Иван:
Они не продают подделку под Xiaomi — это положительный момент, потому что ты понимаешь, что покупаешь обычный, бюджетный китайский самокат. Здесь представлен ассортимент от одного поставщика и действительно есть выбор. Так же продается комплект защиты и комплектующие — цена на комплектующие адекватная, на самокаты — не очень. По сравнению с прошлым годом цены выросли. Приходить сюда можно, сервис находится в городе, гарантия на все полгода. Это в целом не страшно, потому что если устройство не сломается в первые три недели, то скорее всего и не будет ломаться (речь идет именно о каких-то гарантийных моментах, разумеется, бывают и другие поломки как у всего, что сейчас производится). В Саранске они единственные, у кого в наличии такой большой выбор. Более того, это единственный магазин из посещенных, например, где консультант предупредила, что устройство нужно регулярно подзаряжать во время хранения.

 b Новая реальность   b  как мирно сосуществовать с людьми  которые живут в будущем

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: