Почему жители Саранска так связаны с деревней и реально ли найти коренных горожан?

Жителям города в первом поколении посвящается

Как мы это сделали

Любой крупный город в действительности оказывается большой деревней. А вот Саранску даже притворяться не приходится. Мало того, что мы все друг друга знаем (я уверена, мой дорогой читатель, что ты со мной заочно знаком), так и еще большинство из нас —выходцы с сел. Предлагаем разобраться, почему так получилось.

Согласно репрезентативному опросу 2020 года в Саранске проживают в основном горожане в первом и втором поколениях (их большинство!), то есть те, кто сам когда-то сюда переселился, или чьи родители переехали сюда когда-то.

В каком поколении Вы являетесь жителем Саранска (2020 г.)? Варианты ответов %
В первом 42
Во втором 28
В третьем 13
В четвертом и более 17
Итого 100

Анкетный опрос «Саранск — столица Мордовии»; проведен в ноябре — декабре 2020 г. (анкета для самозаполнения по месту жительства респондента); опрошено 443 респондента, постоянно проживающих в городском округе Саранск, достигших возраста 18 лет; выборка квотная, репрезентативная по полу, возрасту и географическому признаку. Исследование выполнено Богатовой О.А. и Долгаевой Е.И. при поддержке РФФИ (проект № 20-011-00588 «Конструирование социальной идентичности населения столиц республик в составе Российской Федерации (на примере Республики Мордовия и Удмуртской Республики)»

Евгения Долгаева, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы МГУ им Н.П. Огарёва: «О том, что именно у большинства жителей Саранска есть своя „деревня“ у меня никаких данных нет. Конечно, в нашей обычной жизни мы встречаем людей, которые ездят „в свою деревню“ или „домой“, как некоторые выражаются. Но вот сколько их в Саранске (большинство, половина или меньше) мы пока не знаем: статистика не ведется, поэтому получить такую информацию можно только с помощью репрезентативного социологического опроса. Надеюсь, когда-нибудь студенты кафедры социологии и социальной работы МГУ им. Н.П. Огарева ответят на этот вопрос. Пока мы можем утверждать одно: людей, связанных с сельской местностью в Саранске точно немало, и это совсем не обязательно те, кто туда регулярно приезжает. Речь идет о выходцах из села, которые живут в нашем городе. Вот это — действительно факт, который можно подтвердить и социологически, и статистически».

Для справки: на 1 января 2024 г. по оценке Мордовиястата в Республике Мордовия проживало всего 765 891 человек, из них 488 006 (64%) — городское население, 277 885 (36%)— сельское.

Почему жители Саранска так связаны с деревней и  b реально ли найти коренных горожан   b

Почему жители Саранска так связаны с деревней и  b реально ли найти коренных горожан   b  1Почему мы так связаны с деревней?
Не без погрешности: три статистических нюанса, которые нужно помнить. Во-первых, Саранск — не единственный город в Мордовии. К тому же у нашей столицы особый статус — городской округ, в который входят несколько сел и деревень, поэтому в данных по Саранску в том числе отражается сельское население. Во-вторых, не все дороги ведут в Рим Саранск, и многие сельские иммигранты выбирали себя в качестве нового места жительства другие города. В-третьих, государственная статистика считает горожан по прописке, результаты такого учета могут быть далеки от реальности.

— Долгая урбанизация населения: отхожий промысел и микрорайон «Юбилейный»
Тот самый случай, когда фраза «так исторически сложилось» — лучший аргумент. Изначально городов в Мордовии было немного, они были «укомплектованы» нужным населением, и простым крестьянам не было нужды туда переезжать, к тому же там они не всегда могли найти нужную работу. Процесс урбанизации продолжался не один век. Часто роль катализатора смены места проживания играют крупные события, для или после которых появляются новые рабочие места, а главное, жилье. Ближе к нашим дням было их стало значительно больше: придание Саранску статуса столицы, развитие промышленности, активное строительство многоэтажных домов и другие. И эти ускорители миграции одинаково хорошо действуют и в ХХ, и в ХХI веке. Например, в 2018 году рекордные 1 504 человек внутри нашего региона переехали из сельской местности в городскую. Для сравнения, в 2023 году это сделали всего 545 человека. Предполагаем, что это связано с освоением микрорайона «Юбилейный» и сдачей всех строительных объектов перед ЧМ-2018. Вероятнее всего, молодые горожане купили свое первое жилье в новом районе и прописались там.

Татьяна Гусева, доктор исторических наук, заведующий отделом истории НИИ гуманитарных наук при Правительства РМ: В пореформенный период территория Мордовии являлась районом страны, в котором преобладали сельские поселения. По переписи 1897 года в сельской местности проживало 94,2 % всех жителей Мордовии (1 млн. 19 тыс. 721 человек из 1 млн. 83 тыс. 160 чел.). В конце 50 — начале 60-х гг. ХIХ века на территории Мордовии было лишь 10 городов, все остальные из 1 390 населенных мест относились к сельской местности. При этом поселения Мордовии были малочисленными, почти 2/3 (61,4 %) населенных мест было с числом жителей до 500 человек .

Реформы 1860 — 70-х гг. вызвали увеличение числа сельских поселений, но не отразились на количестве городов. Это было связано с тем, что, получив относительную свободу, крестьяне начали уходить на новые места, борясь, таким образом, с аграрным перенаселением. Именно поэтому за 30 пореформенных лет сельское население Мордовии возросло на 22,6 %, а городское — всего лишь на 5,3 %. Рост городского населения наблюдался не во всех уездах.

Совершенно незначительным был прирост населения самого крупного города Мордовии — Саранска (всего на 6 %). Вероятно, это было связано с тоем, что к концу XIX века Саранск был уже достаточно сложившимся городом, развивавшимся менее динамично, чем, например, Краснослободск.

Прирост населения в городах Мордовии, даже уездных, происходил, значительно слабее губернских городов. За 43 года население уездных городов Мордовии возросло лишь на 29,2 % (с 42 965 до 55 508 человек). Для сравнения, за это же период население Тамбова увеличилось на 76,5 %, Симбирска — на 119,6 %, Нижнего Новгорода — на 142,5 %, Пензы — на 188,6 %.

— «Станем новоселом»: горожане в первом поколении
Раньше условием выживания было сохранение привычного уклада, то теперь его заменило бесконечное пробивание потолка возможностей, где каждое следующее поколение должно добиться большего. Учитывая этот расклад, Саранск кажется самым надежным вариантом «вырваться»: доступное высшее образование, съемная квартира за цену, приемлемую для Поволжья (а еще лучше общежитие) и какие никакие карьерные лестницы (из трех ступенек, но все же). Это и манит новоиспеченных горожан.

Евгения Долгаева, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы МГУ им Н.П. Огарёва: «Конечно, не все мигранты из села переезжали именно в Саранск. Излюбленным местом для жизни люди (в первую очередь молодежь) во все времена выбирали Москву и другие города-миллионеры, в том числе, поступая учиться. Во времена СССР вообще было престижно уезжать на комсомольские стройки или в другие союзные республики (выпускники вузов могли попасть по распределению в Латвию, Азербайджан или во Владивосток). Но чаще всего кто-то перебирался, например, из села в районный центр, и только потом в Саранск».

Почему жители Саранска так связаны с деревней и  b реально ли найти коренных горожан   b

— «Найти своих и успокоиться»: старшие родственники и национальные диаспоры
Если большинство жителей Саранска — горожане в первом и втором поколении, то не трудно догадаться, что у многих из них остались родственники в деревне. Старшее поколение часто не готово покидать сельскую местность. В результате через них образовывается особая связь с деревней, которая прекращается с их смертью. Это утверждение на самом деле спорно, как бы парадоксально не звучало, конец жизни близкого часто эту «ниточку» не прерывает. «Съездить на могилку» — обязательный пункт любых ритуальных дат, который еще сильнее способен привязать человека к деревне.

Существует еще одна особенность, актуальная для этнических групп. На личном опыте было замечено, что для представителей национальных меньшинств родная деревня = диаспора, частью которой они являются. В городе проявлять свою этническую идентичность затруднительно, хотя бы, потому что нет тех самых «своих». На это предположение есть косвенное историческое подтверждение.

Дмитрий Фролов, кандидат филологических наук, директор МРОКМ им. И.Д. Воронина: «Саранск 127 лет назад — типичный русский уездный город своего времени. Город становится многонациональным после того, как в 1928 году Саранск назначается столицей мордовской автономии, именно после этой даты в город устремляются выходцы из различных окрестных деревень. В 1928 г. в результате административно-территориального районирования в составе Средне-Волжской области был создан Мордовский округ. Саранск назначается столицей мордовской автономии. 10 января 1930 г. Мордовский округ был преобразован в Мордовскую автономную область, а в 1934 г. — в Мордовскую АССР».

— «Мы из деревни родом»: компактность региона и дезурбанизация
Различия в быте у Саранска и деревень никогда не были непозволительно принципиальными. А сейчас из-за глобализации они в целом совсем нивелировались: супермаркеты, Wi-Fi и пункты выдачи маркетплейсов прямо в частном доме. В деревне мы чувствуем себя примерно так же, как в городе и наоборот. И вылазка в сельскую местность не является для нас не новым опытом. А если еще учесть голодные 90-е, где в деревне юные горожане росли вместе с овощами на грядках, которыми питалась вся семья в условиях дефицита. Чтобы вернуться в счастливое сельское детство ехать далеко не придется, до большинства населенных пунктов можно добраться в течение двух часов.

Евгения Долгаева, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы МГУ им Н.П. Огарёва: «Нет ничего удивительного в том, что многие из них (не знаем пока сколько, но обязательно узнаем) поддерживают постоянные связи с сельской местностью, ездят в „деревню“, ищут и находят своих земляков или их потомков. Скажу больше (это не факт, но результат моих личных наблюдений): люди, которые покупают деревенские дома под дачи часто оказываются теми же выходцами из сельской местности в первом или втором поколениях. Просто родная деревня уже не обитаема, дом родителей (бабушек-дедушек) разрушен, а людям хочется вернуться в свое детство, побыть на природе и т.п. Примером такого села, в котором модно покупать дачи среди жителей Саранска, является село Большой Вьяс. Иногда кажется, что полгорода перебирается туда на выходные».

В наше время более ярко проявились и противоположные урбанизации процессы. Например, во всем мире люди стали чаще переезжать из многоэтажек куда-нибудь ближе к природе. Это связано с несколькими причинами:

Евгения Долгаева, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии и социальной работы МГУ им Н.П. Огарёва: «Во-первых, в мире и в России все большее значение (особенно для молодежи) приобретают ценности качества жизни, в том числе чистота окружающей среды, здоровье, безопасность и т.п., а все это можно быстрее найти именно в пригороде, селе, а не в центре города.

Во-вторых, мы с вами живем в эпоху очень серьезных перемен: всего мира, российского общества, профессий и способов занятости, самого образа жизни людей. Только один пример: сегодня многие самые прогрессивные профессии предусматривают удаленную работу (та же сфера IT). На практике это означает, что ты можешь жить где угодно, то есть совсем не обязательно дышать грязным воздухом мегаполисов: можно выбрать небольшой комфортный городок или село.

Кстати, есть отдельные подтверждения этому среди моих наблюдений. Не раз слышала, что в нашем любимом Саранске живет много IT-шников. Пока это нельзя назвать фактом, скорее это пока только гипотеза — социологам было бы интересно ее проверить.

В-третьих, мы пока это не осознали до конца (исследований крайне мало) но сегодняшнее село — уже совсем не то, что, например, 40-50 лет назад. Если взять достаточно крупные сельские поселения (более 500 жителей), то для них характерно широкое распространение в образе жизни сельчан городских практик: многие работают в городской местности и ездят на работу на автомобилях, имеют современные гаджеты и регулярно используют интернет, в домах у них та же современная бытовая техника, как у горожан».

Почему жители Саранска так связаны с деревней и  b реально ли найти коренных горожан   b  1Куда делись коренные жители Саранска и как опознать их потомков
Настало время поговорить о меньшинстве — коренных горожанах. Как выяснилось, с ними все не так просто, ведь стрельцы — одни из первых поселенцев саранской крепости, люди служивые.

Дмитрий Фролов, кандидат филологических наук, директор МРОКМ им. И.Д. Воронина:
«Первые жители города — это стрельцы, казаки, пушкари. В Саранске через 20 лет после строительства крепости (т.е. в 1661 г.) казаков, стрельцов, пушкарей было 1299 человек.
Из документов видно, что в 1650–1670 е гг. саранские стрельцы и казаки в значительном числе по 500 и более человек часто отправляются на Дон, в Царицын, на Камышенку для несения государевых служб.

До революции Саранск — типичный провинциальный русский город. В 1941 г. в Саранске проживала 41 000 человек, из которых за годы войны было мобилизовано более 17 000, из них 8298 человек погибло и пропало без вести, — то есть более чем каждый пятый житель сложил свою голову в этой священной войне. В послевоенный период начинается бурный рост города, именно тогда Саранск становится поистине многонациональным, население увеличивается в несколько раз прежде всего за счет притока людей из деревень; благоустраивается центр, появляются новые жилые районы — Юго-Западный и Светотехстрой, на северо-западной и южной окраинах возникают промышленные зоны.

В 1958 г. село Посоп (бывший Инзерский острог, а ныне район города Химмаш) вошло в состав Саранска. С 1965 г. в городе запущены троллейбусные линии. Созданы новые отрасли промышленности: электротехнической, медицинской, пищевой, машиностроительной, производства строительных материалов и др. Саранск становится одним из центров светотехнической продукции страны. Каждая третья лампочка в СССР производилась в Саранске».

Как следует из данных, не все саранские стрельцы и казаки по государеву указу покинули город, следовательно среди нас остались их потомки. Чтобы опознать коренного горожанина, достаточно узнать его фамилию:

Дмитрий Фролов, кандидат филологических наук, директор МРОКМ им. И.Д. Воронина:
«Многие потомки первых саранских казаков и теперь проживают в Саранске: Сапожниковы, Долговы, Кудрявцевы, Кутузовы, Бабины, Карташевы, Мягковы, Новокрещеновы, Корочковы, Напалковы, Банниковы, Стуколовы, Серебряковы, Романовы, Бурыкины, Усовы, Акаемовы, Дыдыкины, Кочетовы, Филимоновы, Воротниковы, Чуприковы, Балахонкины, Кашигины, Копыловы, Веретенниковы, Гладышевы, Просвирнины, Плехановы, Аршиновы, Агаповы, Ивенины, Масловы, Торчиковы, Фроловы, Фалиллеевы, Балакиревы, Рыковы, Свитины, Плодухины, Холоповы, Трубчиковы, Воронины, Елховиковы, Новокрещеновы, Комаровы, Лукины, Алаторцевы, Пусковы, Маскенсковы, Егуновы, Лаптевы, Зотовы, Щетинины, Нищевы, Вельяминовы, Спиридоновы, Преснухины, Переплетчиковы, Калашниковы, Калмыковы и др. Среди старинных горожан Саранска, потомков пушкарей, наиболее распространены фамилии Полежаевых, Стрельниковых, Шапошниковых, Корабельщиковых, Дымковых, Разгильдеевых и др. Потомков старинных горожан, как это следует из перечисления даже просто фамилий, немало. Но в настоящее время осталось не так много старинных саранских семей, кто бережно хранит „память предков“, семейные реликвии и старые фотографии, кто хорошо знает и помнит свою родословную, таких несколько десятков».

См.: Список населенных мест Российской империи, Пензенская губерния. –Спб., 1869. – С. 103; Список населенных мест, Симбирская губерния. – Спб., 1863. – С. 83; Список населенных мест, Тамбовская губерния. – Спб., 1866. – С. 157.

Нату: Саранск мог стать «столицей деревень», правда, это звание уже занято Тюменью. Если быть честным, то такое описание подходит любому бывшему уездному городу. Первые поселенцы Саранска отправлялись на службу на другие территории, мордовские крестьяне в города не стремились, сельчане массово перебирались в столицу в период советского промышленного бума, одним словом, урбанизация растянулась. И в результате, о том, как в Саранске жить интересно, для вас пишет горожанка в первом поколении. И как выясняется, нас таких большинство.

P.S. Нашли знакомые фамилии в списке коренных жителей Саранска?

Почему жители Саранска так связаны с деревней и  b реально ли найти коренных горожан   b

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:
5 2 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
3 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Александр
2 месяцев назад

Ребят, очень криво написана статья.

Вы чего?)

«А вот Саранску даже притворятся не приходиться»

или «Для справки: на 1 января 2024 г. по оценке Мордовияста»

Елена
2 месяцев назад
Ответить на  Александр

Александр, «очень криво» как-то слишком громко для двух опечаток)))

Игорь
2 месяцев назад

В 1941 г. в Саранске проживала 41 000 человек, из которых за годы войны было мобилизовано более 17 000, из них 8298 человек погибло и пропало без вести, — то есть более чем каждый пятый житель сложил свою голову в этой священной войне.

****

Фролов хоть знает, что в среднем можно призвать 20 % населения в армию — это мобрезерв (за исключением девушек)??? То есть из 41000 можно было призвать около 8500 человек и погибло примерно до 3500. А 17000 это цифра сколько человек прошло за годы ВОВ через Саранский ГВК и РВК (не только призванные, но из госпиталей выздоровевшие), а 8298 — это создатели Книги Памяти в Саранск пихали тех у кого не было данных по району + проживали родственники в эвакуации (так у нас на Мемориале числиться генерал-майор Герасимов — который попал в плен и выжил, и уроженец он Санкт-Петербурга, а вот его жена проживала в эвакуации в Саранске) + уроженцы других районов Мордовии + дубли.