Городские профессии: таксист

Профессионал с 20-летним стажем рассказывает, как изменились пассажиры, часто ли приходится использовать тревожную кнопку и за что можно поругать Саранск

Как мы это сделали
Казалось бы, рассказов и статьей, где водитель такси повествует о своей нелегкой доле, более чем достаточно, но мы неугомонны. Решили найти истинного профессионала, который не просто долго работал за рулем, а все эти годы проводил свое время на улицах нашего города, общался с нашими жителями и был свидетелем того, как менялся Саранск, люди и сама система такси. В итоге мы провели вчерашний вечер на пассажирском сиденье и поговорили с человеком, который аж с 1994 года развозит горожан и искренне любит свою работу.

Как изменился город
Машин очень много стало. Раньше когда мы работали — столько не было, хотя пробки тоже были — объездных дорого было мало. Все это, конечно, постепенно происходило. Мешает нам работать, особенно в час пик, когда все едут на работу-с работы. Раньше с 4-5 часов начиналось активное движение на дорогах, а в 6 уже утихомиривалось. Сейчас едут до десяти вечера. Откуда они едут и почему столько машин?
Я не работал год до ЧМ и даже не заметил, как быстро выстроился город. Все районы поменялись.

Приехал как-то в Николаевку — там, как в Москве развязка, указатели. Подумал, где я? Стало гораздо удобнее и комфортнее ездить. Жалко только, мост на Северо-Восточном шоссе никак не сделают. Сейчас люди мучаются из-за этого, потому что он очень удобный.

Или, например, дают заказ «такое-то кафе», а я думаю, когда успели его открыть... Это затрудняет работу. Еще навигатор обмануть может. Но я уж по старой памяти еду туда — помню улицы. А новые мы постепенно изучаем.
В городе стало лучше. Даже вот эти таблички на домах — много хороших повесили. Теперь стало видно номер дома. Это очень хорошо. Город стал светлым.
Единственное, за что, я хочу поругать Саранск — за отсутствие разметки. Ее начинают рисовать в середине весны, а к осени она уже сходит, и ее становится не видно. Краска совсем плохая.
Я работал в разметке в Москве, и там используют пластик — он очень четкий, его видно на дороге и на всех камерах, если не дай бог заедешь за линию, штраф тебе моментально пришлют.

Про пассажиров
Пассажиры изменились. Стало меньше пьяни. Молодежь сейчас культурная и вежливая. Мне особой буйные и не попадались, если только придираться начнут к чему-нибудь. Это слишком умные, «компьютерные мальчики». По компьютеру они все знают, а в жизни не так, приходится объяснять.
Сейчас у всех телефоны, наушники — неинтересные стали пассажиры. В том смысле, что во время поездки хочется пообщаться, а они уткнулись в экраны и все. Когда принимаю заказ, я вижу адрес, куда едут (на планшете). Бывает человек садится, слова не говорит, я конечно знаю адрес, но мне дико смотреть на то, что они даже не уточнят, не объяснят куда им лучше подъехать. Все решили так, что раз деньги по карточке заплатил, везите его, я же точно знаю куда. Привыкли все по компьютерам делать, забивать адреса. А в жизни не так. Нужно сесть, поговорить с человеком, а они уходят в себя. Водителю неприятно везти такого пассажира.
Преобладает, конечно, молодежь, студенты. Есть же дешевые цены, они об этом знают, такие довольные, когда 16 копеек отдают... Некоторые говорят, дешевле, чем в маршрутке, подкалывают нас.
Раньше очень часто приходилось волоком отвозить людей, которые много выпили. Служба такси иногда должна так сделать, чтобы помочь. Ну, упал человек, испачкался — в салоне что-нибудь постели, он сядет, и ты спокойно его до дома довезешь. Особенно зимой. Просто так человека ведь тоже бросать нельзя, правильно?
Вот тревожная кнопка у нас есть. Но в последнее время особо ей не пользуюсь. Вот в 90-ые, 00-ые очень много вызовов было, о помощи просили. Сядет шайка какая-нибудь, начинает наезжать на водителя.
Приезжие, кстати, очень хвалят Саранск. Говорят, что у нас хорошо, чисто, приятно гулять, маленький, компактный город. Есть куда сходить в центре. Они даже готовы купить здесь квартиру — жить можно, но всех останавливает то, что работы нет.

Было душевней
Начнем с того, что раньше у нас была рация. Я выхожу на работу и мне приятно, «всем здрасьте, 05 вышел на работу». Я на линии, весь город меня слышит. Я со всеми поздоровался, диспетчеры со мной поздоровались. Настроение сразу поднимается, когда выходишь на смену. А сейчас как поздороваешься — писать смс-ку? Ну, кто ее прочитает, кто нет. Раньше вот это было хорошо, мы всех знали, кто на какой машине ездит, как его зовут, характер. Иногда, какой праздник, День водителя, например, мы встретимся. Нас же работало три человека на машине. Я сутки отработаю, двое дома. Мы встретились, пообщались у кого какая жизнь, семья.

Мы знали друг друга. И когда на помощь кто зовет по рации — «обижают», мы все приезжали, даже с пассажирами. Сейчас не успеваем знакомиться. Пришли, путевку получили, все нас нет. Утром пришли, отдали план напарнику и разошлись. Даже на помощь особо некого позвать.

Раньше по рации крикнул «я застрял», машины приезжают и вытаскивают. Сейчас по смс-ке сообщаешь конечно, но как-то уже не так.
Все это усложняет общение коллектива. Видим только лица мимолетом, когда проезжают по улице ребята с нашего парка. А общения нет. Потому что раньше было много единых, крупных компаний, сейчас появилось много частников на своих машинах. Они берегут свои машины, лишний раз на заказ не поедут. А линейная машина должна ехать в любом случае, потому что работает на фирму. Говорят, Саранск насыщен такси. Но в данный момент, когда оно нужно, его не хватает. Я думаю из-за того, что линейная машина сутки работает, а частник вышел, до вечера поработал, набрал себе немножко денежек и на боковую. Поэтому ночью машин не хватает.

Больше, чем водитель
Раньше такое часто было — избивали и обижали водителей. Молодежь позволяла себе слишком много — это 90-ые, 00-ые. А сейчас все сильно подкованы юридически. Если какие-то конфликты бывают, полиция помогает, не как раньше кулаки. Бывает, слушаешь парня — тараторит, тараторит. Я говорю — давай попроще. У меня получается с молодежью контакт наладить.
Много людей едут, разговаривают, общаются, характеров много, и постепенно водитель набирается опыта. Видит, кто-то решил обмануть на деньги. И сейчас уже до того зоркий взгляд — изучать человека очень легко. Уже понимаешь, какую музыку можно включить или вообще не включать. Два слова поговоришь, и уже знаешь, что он любит слушать.
Да кстати и хороших, в человеческом плане, водителей тоже немного. Есть такие, которым 10 рублей не доплатишь, он будет ждать... Ты что ж, садишься в такси без денег? Так нельзя. Ты за сутки эти 10 рублей оправдаешь, тебе и чаевые дают. А есть такие, которые ждут-отдавай-неси-телефон оставляй. Да и раньше такие были.
Характер здесь нужен спокойный. Вот заступил ты на сутки работать, знаешь, что впереди у тебя все будет. Так и получается, сутки как-то все сглаживают. Думаешь, может, план не сделаешь, сдать нужно, плюс себе что-то оставить... А так всегда ближе к утру уже смотришь и все хорошо, не надо было днем нервничать зря.
Работа в такси интересна. Интересна не всем, а тем, что ты оказываешь хорошую услугу — довезти спокойно клиента, без аварии. Например, он нервный, а ты его успокоил, поговорил с ним, он смеется, и уже приятно. Есть и те, кого уже не исправишь, тогда я чисто символически помолчу.
Мне одна девушка сказала как-то, что характер у меня не «таксисткий». А какой? Вы поговорить любите и все такое. Ну а что делать? Лучше говорить, чем сидеть и молчать. Некоторые сядут — «рожа про войну», едут себе и все. Так же нельзя. Эти сутки для тебя так никогда не закончатся, если будешь молчать. А в разговоре и новости какие-нибудь узнаешь.
Самое интересное, когда я себе вызываю такси, я же не говорю им, кем я работаю. Приедет иномарка, но грязная. И такого из себя корчит. Сядешь, на эти коврики посмотришь... Ну ты вытряхни их, ты же едешь и дышишь этой пылью сутки. А такие были, и напарники такие попадались. Я с такими не работаю. Люди же, когда садятся в машину, судят о тебе по порядку в ней. Чистота должна быть и в душе, и в машине. Это самое главное. Иногда с бани пьяный садится и замечает, как все в машине блестит, это даже усмиряет его, он извиняется за свой вид.

Про ценообразование
Раньше, что хорошо — были единые цены. А вообще, самая честная и настоящая плата за проезд — это счетчики, я их, правда, уже не застал. Его можно было включить на километры или на время, и копеечки тикали.

Мне приятно вспоминать те старые такси — «Волга», мягкий салон, счетчик тикает. И водители одевались строго. Были брюки, кожаные куртки, никого в трико не встретишь. У них были мойки, свой парк.

А сейчас не поймешь, что с ценами творится. «Яндекс» например, поднимает ценник, в «двойках» уменьшается. Потом «двойки» поднимут, «Яндекс» как-то снижать начинает. Всех бесит, что один и тот же маршрут может стоить 100 рублей, а через какое-то время 160 рублей. Цены очень сильно плавают. Наверное, это какое-то глупое соперничество между сервисами.

Куда и когда чаще всего
В будние дни буквально с девяти утра и до часу много вызовов в больницу — ребятишек возим.
Четверг и пятница — конечно, все хотят отдохнуть. Ни для кого не секрет — пятница самый аварийный день. Все срываются по домам, барам и ресторанам, едут веселиться, поэтому гоняют много, за скоростью не следят. Пятница — для всех праздник. Хотя сейчас начался пост и заказов мало. Почему? Я подозреваю, что много людей начали поститься и заведения, как кафе и рестораны, мало кто посещает. Пост ведь для чего, не есть какие-то продукты, не выпивать. Каждый год так бывает, в этот период и до Пасхи очень мало заказов.
Химмаш — самый заказной район, особенно утром. Конечно, выстроили новый микрорайон, как они все отсюда уедут, маршрутки не успевают возить, некоторые пешком идут. Вот с юго-запада всегда можно уехать. Если на Светотехстрой после обеда заеду, то там до утра и останусь — до рынка «Ринг», туда-сюда можно весь день проездить.
Ж/Д вокзал, «Сити-парк», «Макс» и «Евроспар» на юго-западе, Аэропорт — это самые популярные направления у горожан.
А вообще, люблю ночной город. Особенно летом, когда начинается рассвет, выходят запоздалые пассажиры, садятся в теплую машину. Утро летом бывает такое приятное, холодок перед дневной жарой. Машин мало, едешь по дороге и радуешься. Даже не знаю, как это объяснить...

Городские профессии    таксист    Varvara_Platonova

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: