От звонка до звонка: колонка Нади Ласковых

Дважды за неделю сказанное «вау», чуть восторга и немного тоски. Театральный колумнист Надя Ласковых о том, как прошла театральная неделя в Саранске

В каждой порядочной семье есть свои традиции. Собираться за большим столом по праздникам, лепить пельмени, смотреть «Поле чудес» — людей объединяют разные чудачества. Семья театральная — не исключение, поэтому их семейный круг тоже водит хоровод традиций. Каждый год где-то в районе между новогодними сказками и днем театра проходит «Театральная неделя» — официально это фестиваль-конкурс с длинным названием, в ходе которого театры города соревнуются за звание лучших в нескольких номинациях. Правда, фестивальным азартом тут не пахнет: для обычного зрителя в этой «Неделе» нет никаких элементов соревнования, спектакли проходят в обычном режиме, разве что после объявления с просьбой отключить телефоны сообщают еще и о присутствии в зале театральных экспертов. Властью, данной мне «Городскими рейтингами», провозглашаю себя экспертом и расскажу вам о том, чем удивляли наши театры гостей из культурных столиц.

Хочется пойти по афише, но не пойду. Потому что придется про каждый театр написать целый абзац, а мне не хочется. Не потому что кто-то оказался не достоин даже пары предложений, нет. Но просмотр скопом всех спектаклей города подталкивает на философскую рефлексию о театре, не меньше. Отдамся воле чувств и буду следовать за буквами, создающими эту статью. Follow me, как говорится.

Очень хочется не переставать удивляться. Пожалуй, от театра именно этого и ждешь. Ну, правда. А иначе чем можно объяснить интерес зрителей к русской классике, которую все знают со школьных времён? Достоевский — Крошка. Как вам такой ход? Удивляет, то-то и оно. Я уже писала про этот спектакль и напишу вновь — театр актера и куклы «Крошка» искренне и по-хорошему удивил, представив в этом сезоне и на суд критиков в рамках театральной недели свою новинку «Раскольников... и наказание». К слову, не все театры выбрали для конкурса свои самые сильные премьеры, но «Крошка» сделала хороший ход и не прогадала. Надеюсь, заслуженные награды прилетят в копилку режиссера Оксаны Постевки и самого Раскольникова в исполнении Владимира Гудкова — в спектакле он проходит в прямом смысле через огонь, воду и медные трубы, должен получить приз уж если не от республиканских критиков, то хотя бы от гильдии каскадеров. Ей-богу, за такой надрыв нужно Володю молоком в конце месяца премировать. Шутки шутками, но я таким образом пытаюсь вам сказать, что вы обязаны увидеть этот спектакль своими глазами и показать его своим знакомым подросткам. Им понравится клиповость и стиль, ну и основные сцены наверняка запомнятся. Конечно, не стоит относиться к этому спектаклю как к краткому содержанию романа — далеко не все сюжетные линии там выведены, не все герои столь полновесны, какими они задуманы у самого ФМ. Зато сколько отсылок к другим творцам! Определенно, этот спектакль — постмодернистский пазл, собирать который одно удовольствие. Не откажите себе в нем.

Дальше. Что там по обещанным «вау»? Снова куклы. Только на этот раз в Театре Кукол Республики Мордовия. Коллектив представил на конкурс спектакль «Садко» — прекрасное зрелище по пьесе Генриха Сапгира, в основе которой одноименная былина. Режиссер Лилия Шахова, спасибо, но отдельными аплодисментами хотелось бы здесь одарить художника-постановщика Наталью Кочневу. Потому что, когда я увидела подводный мир — а он занимает добрую половину спектакля — я умерла от красоты. Не исключаю тот факт, что я еще просто не видела второй Аватар, поэтому я так легко поддаюсь на спецэффекты. И все-таки создать на сцене театра полное ощущение погружения в воду, магию, мистерию даже — это уже заявка на успех. И снова скажу про удивление. В умах наших засело, что куклы — это для детей. Ой, какое заблуждение! Там есть над чем подумать и взрослому — это раз. В «Садко» внезапно (и очень выигрышно!) вместе с куклами играют артисты. И это соседство на сцене тоже создает неповторимую атмосферу. Царевна Волхова — демоническая женщина!

Есть театры — заложники своей природы. Вот, скажем, Национальный. Были в этом сезоне у него яркие премьеры? Да, и не одна. Но как дело доходит до того, чем гостей удивлять и как себя представлять, тут же в ход идет традиционная национальная история. «Качели с небес» — удачная постановка, радующая красотой костюмов и аутентичными напевами. В конце концов, гигантские качели весьма кайфовые, сама бы на таких улетела. Но! Но это хорошо для обычного национального театра какого-либо региона страны... А я давно смотрю на коллектив театра, на его задор и приятную дерзость, и думаю, что они в силах удивлять не только горожан и одного-двух критиков из столицы, но и всю страну. Они могли бы и «Золотую маску» взять, если б что! Главное, не стереться в усталую пыль и не остановиться на удобненьком национальном репертуаре, который приезжие режиссеры разжевали в два наскока. Пожалуйста, дайте огня! Вы можете!

Я тут парой абзацев вверх писала про театр удивляющий, но такая схема работает не для всех. Я знаю людей — и их много — которые воспринимают театр как островок стабильности в нестабильном мире. Эти люди редко ходят в театр, раз в пару лет, но именно себя они считают экспертами в вопросах «как надо правильно». Так вот они не любят удивляться в театре. Они хотят «отдохнуть душой» и посмеяться, а еще хотят, чтобы не было никакой новомодной режиссуры, и чтобы артисты ходили, играли, говорили «по классике». В общем-то, уже приличный список требований к театру. Так кто воспитывает кого — театр зрителя или зритель диктует правила? Спор о курице и яйце вечен, но мне хотелось бы надеяться на первый вариант. На спектакле «Волки и овцы» в драматическом театре было много таких экспертов, я сразу узнала их по шелесту фантиков и громким разговорам во время спектакля. Еще я уверена, что они остались довольны постановкой. Потому что в этот день зрителю подавали именно тот театр, в который принято ходить напомаженными, под ручку с кавалером и в антракте есть бутерброд с икрой. Великий и классический Островский, господа и дамы на сцене в очень красивых костюмах, минимум движений, максимум диалогов, которые можно выверять по книге с первоисточником, а еще козыри из числа артистов — веселящий всех Сергей Адушкин, очень красивая и телевизионная Александра Надорова, всегда поджарый Николай Большаков и, разговаривающая с мордовским акцентом, Софья Вельмакина. После таких спектаклей можно с гордостью рассказывать всем, что вы живете культурной и насыщенной жизнью, а также приглашать родственников и коллег на совместные просмотры, стыдно не будет. Придраться не к чему, вроде бы все хорошо — точные режиссерские задачи, старательное актерское исполнение. Но в голове пульсирует мысль «Почему на конкурс лучших театральных постановок года театр выбрал именно это?», ведь этот спектакль совсем не отражает способности труппы и выставляет театр как нечто разухабисто-простое, без намека на поиск собственного лица и стиля. Игра в классику не всегда ведет к победе. Желаю театру смелых и качественных (!) премьер, в которых классика сохранит свои смыслы, но не будет выглядеть столь неактуально.

Еще в рамках театральной недели я посмотрела оперу «Снегурочка» в Музыкальном театре им. И.М. Яушева. Я даже не буду притворяться экспертом в этой области, мой уровень восторгов в случае опер и балетов начинается от «ни разу не заснула» до «вау, разобрала некоторые слова поющих». Так вот на «Снегурочке» я дошла до верхней планки своей экспертности. Кстати, не спешите думать, что это действо новогоднего характера — ведь премьера оперы состоялась в декабре. Там много масленичных хороводов, которые отлично впишутся в настроение ожидания весны. Честно, формат протяжно-певческих разговоров преследовал меня еще пару часов после просмотра, от чего в голову даже закралась мысль, что я доросла до оперы. Это приятно! Николай Римский-Корсаков, создав эту оперу, признался, что считает «Снегурочку» своим лучшим произведением. Совершенно точно могу сказать, что саранская «Снегурочка» достойна того, чтобы в зале было больше зрителей, чем задействованных артистов — а их на сцене целая труппа, не меньше!

Результаты этого конкурса станут известны в конце марта, когда вся театральная братия будет отмечать День театра, но вы, дорогие читатели, можете не дожидаться этих итогов, а просто составить свой личный рейтинг из просмотренного. К счастью, афиши театров полнятся премьерами, а билеты на «Мастера и Маргариту» все равно не достать. Кучеряво живем, и слава Богу!

Ваш театральный гид,
Надя Ласковых

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии