В своем репертуаре: колонка Нади Ласковых

Знакомимся с театральным колумнистом «Городских рейтингов»

Как мы это сделали
Мы очень долго шли к тому, чтобы в «Рейтингах» была театральная колонка. Сами мы, конечно, любим вечер другой провести за спектаклем, но, чтобы глобально разбираться в ситуации — пока не доросли.

Сегодня мы готовы представить еще одного колумниста, который знает о местной драматической тусовке чуть больше, чем остальные. Знакомьтесь с Надей Ласковых и ее первым текстом об итогах театрального сезона в рамках уходящего года.

В своем репертуаре
Этот текст про театр. Но скажу честно, пришлось немного посидеть у белого листа монитора и поразмыслить над главным вопросом колумниста: с чего начать? Все тексты под занавес года всегда претенциозны — в них принято профессионально рассуждать, экспертно рефлексировать и вдохновенно мечтать, а это в мои планы никак не входило. Тем более что год театральный не совпадает с годом календарным — нет смысла ставить точку посреди предложения. Поэтому если вы думаете, что я буду риторически взывать к вам с вопросом «С чего начинается театр?», лучше сразу бросьте в меня вешалку.

Но раз это — колонка, а я колумнист (или колумнистка — если вы предпочитаете феминитивы), то поступим как Кэри Брэдшоу в сериале «Секс в большом городе» — начнем с прелюдии.

Напрасно вы, люди, думаете, что театр — это чтобы отдохнуть после работы и посмеяться от души. Наш театр способен проникать в заголовки новостей самых провокационных сообществ и разжигать холивары на, казалось бы, незаметных новостях. Собственно, так и случилось недавно — в одном из районных пабликов появилось взволнованное сообщение, в котором зритель, явно не самый преданный театру, усомнился в ценности одной из театральных работ, привезенных к показу. Че это, говорит, на сцене люди выпивают (в жизни ж такого нет!), да еще по текстам американских авторов! Что ж, я думаю так — если мы еще можем публично вести дискуссии и обсуждения на тему театра, спорить о репертуаре и высказывать свое мнение, значит, это добрый знак. Очень здорово, что местное театральное сообщество подобно своим коллегам из столиц и регионов умеет подкинуть дров в новостной очаг, оно живет, бурлит, искрит — тут кому какие глаголы ближе, и надо быть в курсе театральных премьер. Безусловно, 2022 год проехался по всем катком, но театр продолжает биться, пульсировать и давать признаки жизни — несмотря на.

Начнем с новенького, свеженького и громыхнувшего — с «Худсовета». Я в театре в те дни увидела людей, которых никогда не ожидала увидеть в театре. В кальянной, в баре, ну на улице у светофора — ок, но чтобы в театре, ноу. А они пришли, сидят, радуются, аплодируют стоя, просят еще. В этом плане фестиваль снес некую стену, которая преграждала путь к театру для большой и молодой части горожан. Насчет молодости, правда, есть вопросики. Фестиваль молодежный, но на сцене и вне ее я видела далеко не всегда молодых людей. Давайте обойдемся без комментариев про молодость души — ага, да, 40+, я вас очень понимаю, но не слишком ли размыты фестивальные рамки? Прямо скажу, хотелось больше разумной театральной дикости, над которой можно ломать голову, сворачивать шею и смаковать послевкусие. Я посмотрела все спектакли программы, и появилось ощущение, что организаторы хотели дерзнуть, но все-таки побоялись. Бесспорно, хочу продолжения фестиваля, как и многие саранчане — фестивальное эхо еще долго отзывалось комментами со всех углов о том, что дал и показал «Худсовет», и как это было занятно.

«Соотечественники», теперь вы, здравствуйте. Вернитесь, пожалуйста, в начало весны. Привычка, как известно, вырабатывается в течение 30 дней, так вот более чем за пятнадцать лет проведения фестиваля мы точно привыкли, что весна начинается в драмтеатре, потому что начинаются «Соотечественники». Это было прекрасно. Театральный фестиваль с такой простой и, в то же время гениальной идеей собрать все русскоязычные театры вместе, воспитал не одно поколение горожан. Каждый уважающий себя человек должен был пролить слезы на одном из спектаклей «Соотечественников». Если вы нет, то даже не знаю, стоит ли нам продолжать разговор о культуре. И несмотря на то, что ажиотаж вокруг билетов год от года сохраняется, ощущение праздника уже не то. Может, мы просто состарились вместе с фестивалем (ну ок, повзрослели), и нам всем нужно перепридумать себя заново. Мы можем бесконечно долго себя уговаривать и отрицать это, но парадокс в том, что для того, чтобы всегда оставаться актуальным и интересным, нужно меняться. Чего и желаю всем фестивалям нашего города.

Фестивали — это кайф, но они имеют свойство заканчиваться. Зато не заканчиваются премьеры в Национальном театре, которые ставит калмыцкий режиссер Борис Манджиев. Не знаю, когда именно выйдет этот текст, но думаю, что пока я его дописываю, он уже поставит очередной спектакль и наметит следующий. Завидная работоспособность и огромная вероятность не превзойти самого себя. Скоро в театре очередная мокшанская премьера по пьесе Валентины Мишаниной «Качели с небес» — нужно прийти на премьеру (прим. ред. — премьера уже состоялась, покупайте билеты на новые показы) и посмотреть, не повторяет ли режиссер одни и те же приемчики в своих постановках. Впрочем, труппа нацтеатра, видимо, настолько хороша, что не только Манджиев возвращается сюда вновь и вновь. Режиссер из Петербурга Алексей Истомин, поставивший здесь «Ромео и Джульетту», в этом году выпустил «Алые паруса». Снова легендарная классика, которую только ленивый не сравнивает с экранными и книжными вариантами, но чем задача интереснее, тем дольше на показы будет продаваться весь зал. Рекомендую к просмотру — есть шанс немного улететь в сказку от общей атмосферы и красного финального полотна. Театр в уходящем году вообще-то с круглой датой — если верить информации на их сайте, то можно было весь год кружиться в хороводе 90-летнего юбилея, но нет, праздничных мероприятий в афише не было. Решили тихо-мирно отметить в узком семейном кругу, чтобы много посуды не мыть?

Зато драматический театр пронес через весь год праздничную дату — вот кто не сбился с подсчетами и вовремя обозначил повсюду достойный инфоповод. Что ж, поздравляем драму со столь значительной датой и желаем побольше удачных и громких премьер. К сожалению, давайте будем честными, в юбилейный год с премьерами не фортануло. Или как по-другому назвать ситуацию с премьерой «Комедии ошибок», которую ставил в театре приглашенный из Москвы режиссер Павел Прибыток. Оставим за бортом закулисные сложности, это внутренняя кухня, но то, что зритель увидел на выходе с этой кухни, то есть на премьере — мало кого в зале порадовало. Я пытаюсь понять, но пока не могу найти ответ — в чем причина этого невезения? Репутация, труппа, здание, люстра, в конце концов — все проверенное, первоклассное, со знаком качества. Но нет в драмтеатре куража и мощи, хоть ты тресни. Хотя на «Весах» я, конечно, всплакнула во время финальных аплодисментов, и за эксперименты в Черной комнате сердечно благодарю, но пальму первенства среди театров и свое зрительское обожание я уношу к другим, простите.

Еще один большой сюрприз этого года, и он со знаком плюс — театр актера и кукол «Крошка» и лично режиссер театра Оксана Постевка. Осенью она презентовала зрителям спектакль «Раскольников», сами знаете по какому роману. Главный герой прошел на сцене через огонь, воду и много еще чего, что придумала и воплотила постановочная команда, и эффект от всего действа получился ошеломительный. Резюме такое: не обязательно обзаводиться детьми, чтобы посещать «Крошку», для взрослых там тоже достойный репертуар.

Театр Кукол тоже радует, притом не только своими гитарными соло в фойе театра, но и стремлением к повышению качества премьер. Есть одна полуинсайдерская информация, что ТК готовят очень годную и достойную премьеру в начале 2023 года, которая понравится детям постарше и их родителям. Если эта колонка не иссохнет, то напишем про кукольников подробнее в следующий раз. Давайте не подведите, товарищи!

Кто у нас еще остался не охваченным? Большой величественный красный... Музыкальный театр им. И.М. Яушева. В декабре этот театр приковывает внимание даже тех, кто остерегается весь год слов «опера» и «балет», потому что там подают волшебство под названием «Щелкунчик». Святой долг каждого в эти дни — запостить пару мгновений балета в запрещенной соцсети, тем самым поймав реальный кристмас муд. Вообще, театр в этом году предлагает достойную альтернативу ушедшему из программы салюту, потому что даже 31 декабря он будет говорить и показывать — финальный «Щелкунчик» года стартует в 17 часов. Все это, конечно, хорошо, но сайт театру все-таки нужно вернуть — несерьезно это, знаете ли, быть театру без удобного сайта.

Это был очень субъективный взгляд на театральную жизнь Саранска в 2022 году, вы можете и скорее всего не согласитесь, но это только добавит красок в нашу общую театральщину жизни. Все больше я вижу и читаю, как открыто и кучеряво зрители Саранска пишут свои впечатления от спектаклей в комментариях театральных сообществ. И радуюсь этому! Значит, есть что и с кем обсудить. Так и победим!

Ваш театральный гид,
Надя Ласковых

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:
3 2 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Критик с Крита
1 месяц назад

Серьёзно? Судить о зрителях по их внешности? То есть, если ты не носишь фрак, монокль или шёлковое платье, не пьёшь вино на закрытых вечеринках, то не можешь ходить в театр? У каждого свой стиль, своя внешность, но это не значит, что интересы должны ими и ограничиваться, люди не стереотипны, да, они могут порой вести себя ожидаемо, но это не отменяет того, что любой работяга с завода, будь ему 18 или 46, может любить театр.