Жизнь в искусстве: колонка Марины Косовой

Театральный колумнист «Рейтингов» рассказывает о новостях и новинках этого сезона

Как мы это сделали
В преддверии Дня театра, который традиционно празднуется 27 марта, мы попросили нашего друга и, теперь уже руководителя литературно-драматической части Государственного русского драматического театра РМ, Марину Косову рассказать о новостях и новинках, которые готовят саранские театры в этом сезоне.

Жизнь в искусстве
В начале года я была в Новосибирске на Неделе звёзд хоккея. Вы спросите, как этот факт связан с материалом про театр? Напрямую, потому что я соединила их одним нехитрым наблюдением. Ради большого спортивного ивента в город приехала огромная команда хоккейных менеджеров, и как же приятно было наблюдать, как пара десятков взрослых, уставших командировочных шли вечером в театры, потому что это лучшая возможность познакомиться с городом, оценить его уровень, получить гарантированное душеполезное удовольствие.

В любом российском городе, где бы мы ни оказались, мы всегда знаем, что найдем центральную площадь и памятник Ленину, аптеку, магазин и театр. Даже «Вкусно — и точка» есть не везде, а театры — есть. Это ли не доказательно того, что театр — это наша скрепа. Парадокс, но именно театр — это универсальный язык, который понятен (при всей его непонятности иногда) любому жителю планеты Земля. Театр — это настоящий проводник между прошлым и будущим. Когда мы приходим в театр, мы подключаемся к нему, а значит, подключаемся к Вечному. Как бы пафосно это ни звучало, но только ощутив это однажды, вы точно сможете сформулировать для себя, зачем на самом деле вы приходите в театр.

А что по театрам Саранска? Я считаю, мы очень недооцениваем наши театры как институт развития городской среды, а ведь театры у нас замечательные, но мы этим мало пользуемся. Разве театр — это только развлечение, куда уставшие бюджетники придут посидеть, чтобы посмеяться после длинного рабочего дня? Разве театр — это только способ закрепить школьникам полученные на лит-ре знания? Разве театр — это только красочные шоу с громкими названиями? Попробуйте ответить на эти вопросы сами.

В театры надо вкладываться, делать их лицом города, и чем привлекательнее оно будет, тем выше рейтинг города в глазах гостей. Театрам надо давать творческую самостоятельность и свободу, правда, если есть четкая уверенность в том, что за художественный вкус и выбор в театре отвечают люди, хоть как-то приближенные к искусству.

В связи с тем, что с января текущего года я официально работаю в Государственном русском драматическом театре РМ, первый абзац своего небольшого праздничного эссе будет посвящен именно этому театру — главному театру нашей республики, и никакой критики в его адрес не будет, иначе я лишусь своего места на парковке возле театра. Шутки шутками, но мне и правда хочется сильно хвалить Драмтеатр и приглашать вас в гости — потому что есть ощущение, что театр вот-вот сделает качественный рывок вперед. Знаете, как это бывает с витаминами, которые колешь по весне, чтобы не развалиться от авитаминоза, — они имеют накопительный эффект. Так и ГРДТ — накопил в своих рядах талантливых новобранцев, и скоро результат от этого проявится в полной мере. Театр, тем более с такой историей и репутацией — организм с глубоко уходящими вглубь и вширь корнями, и любые инъекции в такой механизм происходят без внешней спешки и суеты. Но театр готов пробовать новое и в то же время ценит все нажитое, оставаясь верным себе.

27 марта в Международный день театра ГРДТ при партнерстве с Союзом театральных деятелей Мордовии проводит необычное мероприятие — спектакль «В своем репертуаре», где артисты театра сыграют роли, о которых они всегда мечтали, но пока не довелось сыграть. К счастью, это будет не внутренний театральный междусобойчик, а праздник, который театр готов разделить со своими главными гостями — зрителями. Цена билетов, как стакан лавандового рафа, поэтому не проходите мимо театра в этот день!

Нашумевшее «Собачье сердце» снова в афише, и это тот самый случай, когда спектакль охота разобрать по косточкам, снимая заложенные режиссером смыслы слой за слоем. То, чего боялись все, не случилось — в зале на премьере не было ни одного человека, кто сравнил бы спектакль с известным фильмом. Проделанная командой спектакля работа заслуживает вашего внимания без сомнений.

А в конце театрального сезона в театр приедет режиссер из Санкт-Петербурга Александр Фонарев, который готовит для Саранска кое-что интересное. Всех карт раскрывать рано, но это будет качественная современная проза и яркое переложение ее на сцену. В последнем мы точно не сомневаемся, ведь уже видели работу Александра на фестивале «Худсовет», где его спектаклем «Морфий» закрывали конкурсную программу. Кроме премьер театр обновляет экскурсии для детей и взрослых, проводит прямые трансляции и встречи с артистами театра. Жизнь есть!

Не за горами май, а вместе с ним и премьеры, приуроченные к главному празднику года и нашей страны. Каждый театр готовит свои премьеры на тему Великой отечественной войны. Тут режиссеры, будто сговорившись, выбрали кинохиты и сделали ставку на их первоисточники — в русской драме Александр Вельмакин ставит «Вечно живых» (эта история известна всем по фильму «Летят журавли»), в нацтеатре Дмитрий Крюков ставит «А зори здесь тихие» ...

К слову о премьерах. Их всегда интересно рассматривать под лупой, но за нас, зрителей, это часто делают эксперты фестивалей и конкурсов. На прошедшей в феврале «Театральной неделе» театроведы и критики пристально изучили саранские новинки и выдали свой вердикт, который мы узнаем уже скоро — в День театра, 27 марта. Но точно знаю, что хороших отзывов удостоилась премьера Театра Кукол «Сказание о крыльях», которую в ноябре 2024 году поставил в театре заслуженный артист России Эвклид Кюрдзидис. Это его режиссерский дебют, но сразу в таком необычном решении — в театре кукол. Бесконечно радует эта открытость новому, с которой Театр Кукол подходит к своим спектаклям, а также поиск свежих решений, который совершенно точно привлекает в театр не только юного, но и взрослого зрителя.

Оду любимым куклам продолжу и в этом абзаце, речь в котором пойдет про театр актера и куклы «Крошка». Но кто слышит «Крошка» от меня, у того эхом сразу отзывается имя режиссера этого театра Оксаны Постевки, которая снова создала превосходный спектакль, на который снова не попасть, потому что его почему-то редко ставят в афишу. Есть робкое желание увидеть спектакли Оксаны и на других театральных сценах, кажется, что ее талант уже давно перерос масштабы «Крошки», и хочется, чтобы на ее спектакли мы всегда могли попасть.

Кажется, что в колонке, посвященной Дню театра, надо упомянуть все театры нашего города. И если уж очередь дошла до Государственного театра оперы и балета им И.М. Яушева, то я должна честно признаться, что это единственный театр, в который до сих пор хочется наряжаться и люто прихорашиваться. И это никак не связано с главным дирижером театра Максимом Акуловым, ради поклона которого билеты в партере скупают девушки от 25 до 45 лет включительно. К слову, Максим Акулов прекрасен и прекрасно работает на имидж театра. Просто есть в этом театре культура в культуре, как бы это странно ни звучало. Ведь работа буфета — это тоже часть театральной эстетики, и каждый кусочек колбаски на буфетном бутерброде составляет общую картину восприятия. В театре оперы и балета есть тот самый театральный флёр, который делает нас чуть ближе к совершенству.

Прошу не забывать театральных гурманов, что у нас есть еще Молодежный театр ТНБ, который тоже иногда выдает в своей афише невероятные чудеса, приглашая известных артистов с сольниками или помогая другим культурным проектам реализовать задуманное. Не забывайте время от времени чекать их афишу.

Но самое главное театральное событие весны — это, конечно, спектакль в троллейбусе. Да, хочу сказать и говорю это. Потому что десятки людей, поддержавших проект на платформе Planeta, — прямое подтверждение тому, что жители города интересуются проектом, ждут этот спектакль и поддерживают творческие инициативы. «Худсовет» осенью 2024 года запустил сбор средств на постановку необычного спектакля, и краудфандинг принес свои плоды. В апреле к нам в Саранск снова приедет режиссер Дмитрий Крестьянкин, спектакли которого с успехом идут по всей стране, чтобы уже в мае представить жителям Саранска долгожданную премьеру. Билеты на первые показы уже выкуплены, горожане постоянно спрашивают о дате премьеры, присылают свои истории и видят ценность таких творческих объединений, в сердце которых — непреодолимая сила творить и делать для города что-то настоящее, живое и доброе.

Традиционно в свой профессиональный праздник все служители театров встречаются в одном из залов города, чтобы наконец-то увидеть друг друга вне сцены. Правда, в этом году День театра решили совместить с празднованием Дня работника культуры, и фактически театралы лишились своего отдельного праздника. Жаль, ведь всегда было заслуженной наградой для сотрудников театров и возможностью почувствовать свою причастность к большому театральному миру. Чтобы выдавать со сцены большие смыслы и разговаривать о важном со зрителями, люди театра должны ощущать свою ценность, которую хорошо подсвечивают профессиональные праздники. Я поздравляю коллег с Днем театра и желаю им беречь свой внутренний свет, несмотря ни на что.

 

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:
0 0 голоса
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии