На театральном небосклоне зажглись новые незнакомые звёзды

Сегодня мы назовём их имена

Как мы это сделали
В этом году театральный сезон гремел премьерами. Громыхал «Дракула» в Национальном, шумел «Дориан Грей» в Русской драме, продолжали грохотать «Мастер и Маргарита» — уже повсеместно, повсюду в городе (это стало похоже на массовый психоз: спектаклю два года, а билеты на него — скорее городская легенда, будто их вовсе не существует, сами собой появляются в «карманах» особо удачливых горожан).

При всей любви (она никуда не делась) к Национальному театру, при всём уважении к Русской драме, я не видела ни одного из вышеупомянутых спектаклей. Я пропустила «Людей Журавлиной дороги», бессовестно прогуляла «Я скучаю по тебе». Честно признаться, весной я театр бросила. Намеренный ли это отказ, стечение обстоятельств или даже протест — не знаю. Но в апреле у меня сложилось стойкое ощущение, что театр в Саранске (не какой-то конкретный, скорее собирательный образ) восторженно едет в сомнительном направлении, а зритель по инерции «улыбается и машет» (вслед).

Я подумала, всякое случается — театральный сезон вышел таким, но уже завтра всё может измениться. И произошло вот что...

«Спроси когда-нибудь у трав»
На днях друзья пригласили редакцию на показ студенческого спектакля «Спроси когда-нибудь у трав» (трагедия в двух частях по пьесе Ярослава Стельмаха по мотивам романа Александра Фадеева «Молодая гвардия») — мы согласились не раздумывая. Признаться, ничего особенного не ожидали, просто хотели поддержать друзей — выпускников Института Национальной Культуры. Ри, Касий и Локи — так у нас заведено, что всех, кто под крыльями Лого Полиса, узнаём сначала по когномену, до выяснения реальных имён могут пройти годы. Но сегодня вы обязательно узнаете, как их зовут.

В небольшой аудитории всего три ряда скамеек. Зрителей совсем немного. Жарко. Почему-то волнительно.

За полтора часа «Молодой гвардии» удалось довести меня до слёз и вернуть в театр. У них была крошечная сцена, пианино, стол и пара стульев — всё пространство вибрировало от напряжения. Вот они поют и танцуют, но дальше обязательно что-то случится. Снова на сцене появится немецкий офицер и зрители провалятся в темноту вместе с героями, где свет исходит только от сердец последних.

Как потом скажет один из приглашенных на показ спектакля гостей: «У немецкого офицера даже спина говорит, а у предателя всё на лбу написано». Точнее и не выразить.

Эссесовца сыграл Дмитрий Котлов, когда он впервые появился на сцене, от ужаса зазвенело в ушах. Казалось бы, фактура не благоволит — очень уж мягкие славянские черты, а немец всегда представляется угловатым, острым. Но Котлову удалось создать очень выразительного антагониста — натуральное зло — пугающего, но по сути бессильного.

 b На театральном небосклоне зажглись  b  новые незнакомые звёзды

Предателя исполнил Артём Кузнецов (наш Касий). Я его не узнала. Невозможно жалкий, меньше, чем есть на самом деле раза в два, даже голос другой. Его невозможно было не жалеть, его нельзя было разненавидеть.

 b На театральном небосклоне зажглись  b  новые незнакомые звёзды

Яркой, несгибаемой птичкой рядом с немецким офицером стояла Люба Шевцова. Мы, зрители, его боялись, а она нет. Столько в ней было удивительной силы — он смотрел звериными глазами, а она пела, пронзительно и бесстрашно. Любу сыграла Риана Бикмурзина (наша Ри).

 b На театральном небосклоне зажглись  b  новые незнакомые звёзды Душераздирающий разговор Ивана Земнухова с матерью заставил впервые расплакаться. Мне кажется, роль матери убедительна тогда, когда зритель сидит и думает: «Боже мой, а если бы это была моя мама?» Я думаю, Юле Досковской удалось показать не только маму Ивана Земнухова, но просто маму, фигуру матери.

 b На театральном небосклоне зажглись  b  новые незнакомые звёзды Роль Вани исполнил Александр Усанов (наш Локи). Боль от пыток, которую чувствовал герой, мы, зрители, кажется, ощущали на физическом уровне. Встреча с возлюбленной, Клавдией Ковалёвой (тонко исполнила Анастасия Адушкина) разбила сердце. И весь он был наэлектризованный, нервный, в то же время трогательный. Всё в нём било наотмашь.

Мне хочется, чтобы имена этих в будущем больших артистов впервые громко прозвучали именно у нас. Формат не позволяет мне расписаться на сотню страниц (привет Главному редактору), но я хочу, чтобы каждого актёра, исполнившего в спектакле свою роль, вы знали по имени. Из не упомянутых мной (не потому, что не заметила, а волей ограничения знаков):
Сергей Царёв исполнил роль Олега Кошевого;
Александр Зинкин сыграл Сергея Тюленина;
Кристина Павлова показала Ульяну Громову;
Мария Зинкина впечатлила своим Палачом;
Народ сыграли Лера Надеева, Марина Копанева, Алёна Румянцева и Арина Малина.

 b На театральном небосклоне зажглись  b  новые незнакомые звёзды Художественный руководитель курса — народный артист РМ, профессор Игорь Фёдорович Кузьмин. Полагаю, нужно обладать великим сердцем и бесконечным талантом, чтобы за один курс выпустить столько звёзд разом.

«Спасти камер-юнкера Пушкина»
На этом июньские театральные визиты не закончились. Нас пригласили в Молодежный театр на Булаке, сезон здесь завершили спектаклем «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца.

Нужно отметить, что в зрительном зале ТНБ очень приятно находиться. Чем-то мне это место напомнило зал питерского МДТ. Это бывший кинозал — зрительные места расположены на разном уровне (даже огромная голова не закроет вам обзор), сцена небольшая и невысокая, но вместительная.

Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» запал мне в сердце ещё в 2022 году, когда Мичуринский театр привёз его на «Худсовет». Роль Михаила Питунина в ТНБ исполнил Саша Усанов (все актёры, о которых пойдёт речь, уже знакомы нам по студенческому «Спроси когда-нибудь у трав»). Впечатлило, как тонко ему удалось показать сначала смешного детсадовца, потом честного школьника, влюблённого студента, находчивого солдата, в конце концов взрослого, усталого мужчину.

 b На театральном небосклоне зажглись  b  новые незнакомые звёзды
Фото предоставлены Молодежным театром ТНБ

Моя самая любимая часть спектакля — когда Миша познакомился с Лерой, и всевозможными способами они стали «спасать» Пушкина от смерти. Их влюбленность, пожалуй, только на одном поэте и держалась. Леру сыграла Анастасия Адушкина — прекрасная лирическая героиня. С Главредом сошлись во мнении, что хотим увидеть её в других больших ролях.

 b На театральном небосклоне зажглись  b  новые незнакомые звёзды
Фото предоставлены Молодежным театром ТНБ

Главного редактора «Рейтингов» в спектакле особенно впечатлил Сергей Царёв, исполнивший роли обаятельного Дубасова — одноклассника главного героя, идиотического хулигана Витька и армейского замполита.

Артём Кузнецов сыграл хулигана Секу — он гомерически смешно шепелявил и при всей карикатурности своего героя ни разу не дал повода усомниться в его реальности.

 b На театральном небосклоне зажглись  b  новые незнакомые звёзды
Фото предоставлены Молодежным театром ТНБ

Юлия Досковская, Ирина Копанева и Арина Малина издевательски точно, при этом гротескно, показали учительниц, какими их видят все несчастные школьники.

Алёна Румянцева сыграла Идалию Полетику — взрыв, подлинное сумасшествие, демоническая природа.

 b На театральном небосклоне зажглись  b  новые незнакомые звёзды
Фото предоставлены Молодежным театром ТНБ

Легко и деликатно постановку решила режиссёр Вероника Чепегина.

Да, ушедший театральный сезон меня не впечатлил. Но оказалось, что достаточно одного спектакля, чтобы вернуться в театр. Этим летом мы увидели очень честную работу. С нетерпением ждём новый сезон, чтобы снова увидеть всех ребят, о которых рассказали сегодня, на театральных подмостках.

В финале хочу сказать, что в Саранске бесконечно много замечательных больших артистов. И не впечатляющий театральный сезон вовсе не их вина — они-то как раз стоически всё это дело вывезли. Я верю, пока наш город богат такими актёрами, с театром всё будет хорошо.

 b На театральном небосклоне зажглись  b  новые незнакомые звёзды

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:
5 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
0 Комментарий
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии