Сегодня мы назовём их имена
Как мы это сделали
В этом году театральный сезон гремел премьерами. Громыхал «Дракула» в Национальном, шумел «Дориан Грей» в Русской драме, продолжали грохотать «Мастер и Маргарита» — уже повсеместно, повсюду в городе (это стало похоже на массовый психоз: спектаклю два года, а билеты на него — скорее городская легенда, будто их вовсе не существует, сами собой появляются в «карманах» особо удачливых горожан).
При всей любви (она никуда не делась) к Национальному театру, при всём уважении к Русской драме, я не видела ни одного из вышеупомянутых спектаклей. Я пропустила «Людей Журавлиной дороги», бессовестно прогуляла «Я скучаю по тебе». Честно признаться, весной я театр бросила. Намеренный ли это отказ, стечение обстоятельств или даже протест — не знаю. Но в апреле у меня сложилось стойкое ощущение, что театр в Саранске (не какой-то конкретный, скорее собирательный образ) восторженно едет в сомнительном направлении, а зритель по инерции «улыбается и машет» (вслед).
Я подумала, всякое случается — театральный сезон вышел таким, но уже завтра всё может измениться. И произошло вот что...
«Спроси когда-нибудь у трав»
На днях друзья пригласили редакцию на показ студенческого спектакля «Спроси когда-нибудь у трав» (трагедия в двух частях по пьесе Ярослава Стельмаха по мотивам романа Александра Фадеева «Молодая гвардия») — мы согласились не раздумывая. Признаться, ничего особенного не ожидали, просто хотели поддержать друзей — выпускников Института Национальной Культуры. Ри, Касий и Локи — так у нас заведено, что всех, кто под крыльями Лого Полиса, узнаём сначала по когномену, до выяснения реальных имён могут пройти годы. Но сегодня вы обязательно узнаете, как их зовут.
В небольшой аудитории всего три ряда скамеек. Зрителей совсем немного. Жарко. Почему-то волнительно.
За полтора часа «Молодой гвардии» удалось довести меня до слёз и вернуть в театр. У них была крошечная сцена, пианино, стол и пара стульев — всё пространство вибрировало от напряжения. Вот они поют и танцуют, но дальше обязательно что-то случится. Снова на сцене появится немецкий офицер и зрители провалятся в темноту вместе с героями, где свет исходит только от сердец последних.
Как потом скажет один из приглашенных на показ спектакля гостей: «У немецкого офицера даже спина говорит, а у предателя всё на лбу написано». Точнее и не выразить.
Эссесовца сыграл Дмитрий Котлов, когда он впервые появился на сцене, от ужаса зазвенело в ушах. Казалось бы, фактура не благоволит — очень уж мягкие славянские черты, а немец всегда представляется угловатым, острым. Но Котлову удалось создать очень выразительного антагониста — натуральное зло — пугающего, но по сути бессильного.
Предателя исполнил Артём Кузнецов (наш Касий). Я его не узнала. Невозможно жалкий, меньше, чем есть на самом деле раза в два, даже голос другой. Его невозможно было не жалеть, его нельзя было разненавидеть.
Яркой, несгибаемой птичкой рядом с немецким офицером стояла Люба Шевцова. Мы, зрители, его боялись, а она нет. Столько в ней было удивительной силы — он смотрел звериными глазами, а она пела, пронзительно и бесстрашно. Любу сыграла Риана Бикмурзина (наша Ри).
Душераздирающий разговор Ивана Земнухова с матерью заставил впервые расплакаться. Мне кажется, роль матери убедительна тогда, когда зритель сидит и думает: «Боже мой, а если бы это была моя мама?» Я думаю, Юле Досковской удалось показать не только маму Ивана Земнухова, но просто маму, фигуру матери.
Роль Вани исполнил Александр Усанов (наш Локи). Боль от пыток, которую чувствовал герой, мы, зрители, кажется, ощущали на физическом уровне. Встреча с возлюбленной, Клавдией Ковалёвой (тонко исполнила Анастасия Адушкина) разбила сердце. И весь он был наэлектризованный, нервный, в то же время трогательный. Всё в нём било наотмашь.
Мне хочется, чтобы имена этих в будущем больших артистов впервые громко прозвучали именно у нас. Формат не позволяет мне расписаться на сотню страниц (привет Главному редактору), но я хочу, чтобы каждого актёра, исполнившего в спектакле свою роль, вы знали по имени. Из не упомянутых мной (не потому, что не заметила, а волей ограничения знаков):
Сергей Царёв исполнил роль Олега Кошевого;
Александр Зинкин сыграл Сергея Тюленина;
Кристина Павлова показала Ульяну Громову;
Мария Зинкина впечатлила своим Палачом;
Народ сыграли Лера Надеева, Марина Копанева, Алёна Румянцева и Арина Малина.
Художественный руководитель курса — народный артист РМ, профессор Игорь Фёдорович Кузьмин. Полагаю, нужно обладать великим сердцем и бесконечным талантом, чтобы за один курс выпустить столько звёзд разом.
«Спасти камер-юнкера Пушкина»
На этом июньские театральные визиты не закончились. Нас пригласили в Молодежный театр на Булаке, сезон здесь завершили спектаклем «Спасти камер-юнкера Пушкина» по пьесе Михаила Хейфеца.
Нужно отметить, что в зрительном зале ТНБ очень приятно находиться. Чем-то мне это место напомнило зал питерского МДТ. Это бывший кинозал — зрительные места расположены на разном уровне (даже огромная голова не закроет вам обзор), сцена небольшая и невысокая, но вместительная.
Спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» запал мне в сердце ещё в 2022 году, когда Мичуринский театр привёз его на «Худсовет». Роль Михаила Питунина в ТНБ исполнил Саша Усанов (все актёры, о которых пойдёт речь, уже знакомы нам по студенческому «Спроси когда-нибудь у трав»). Впечатлило, как тонко ему удалось показать сначала смешного детсадовца, потом честного школьника, влюблённого студента, находчивого солдата, в конце концов взрослого, усталого мужчину.
Моя самая любимая часть спектакля — когда Миша познакомился с Лерой, и всевозможными способами они стали «спасать» Пушкина от смерти. Их влюбленность, пожалуй, только на одном поэте и держалась. Леру сыграла Анастасия Адушкина — прекрасная лирическая героиня. С Главредом сошлись во мнении, что хотим увидеть её в других больших ролях.
Главного редактора «Рейтингов» в спектакле особенно впечатлил Сергей Царёв, исполнивший роли обаятельного Дубасова — одноклассника главного героя, идиотического хулигана Витька и армейского замполита.
Артём Кузнецов сыграл хулигана Секу — он гомерически смешно шепелявил и при всей карикатурности своего героя ни разу не дал повода усомниться в его реальности.
Юлия Досковская, Ирина Копанева и Арина Малина издевательски точно, при этом гротескно, показали учительниц, какими их видят все несчастные школьники.
Алёна Румянцева сыграла Идалию Полетику — взрыв, подлинное сумасшествие, демоническая природа.
Легко и деликатно постановку решила режиссёр Вероника Чепегина.
Да, ушедший театральный сезон меня не впечатлил. Но оказалось, что достаточно одного спектакля, чтобы вернуться в театр. Этим летом мы увидели очень честную работу. С нетерпением ждём новый сезон, чтобы снова увидеть всех ребят, о которых рассказали сегодня, на театральных подмостках.
В финале хочу сказать, что в Саранске бесконечно много замечательных больших артистов. И не впечатляющий театральный сезон вовсе не их вина — они-то как раз стоически всё это дело вывезли. Я верю, пока наш город богат такими актёрами, с театром всё будет хорошо.