Почему Реальность с большой буквы? В Саранске отгремел театральный фестиваль «Худсовет»

Как это было, что мы посмотрели и почему «Худсовет» видится нам совершенно жизнеспособным фестивалем именно в Саранске

Как мы это сделали
Вчера в Саранске завершился масштабнейший театральный фестиваль «Худсовет». Я думаю, такого поразительного количества зрителей театральные залы Саранска давно не видели. На 5 дней город стал сосредоточением искусства — люди курсировали от театра к театру и оглушали аплодисментами целый город. Я, к своему профессиональному счастью, накануне перед роковым 21 сентября потеряла наушники и буквально была вынуждена слушать, о чем говорят горожане. Предмет разговора, как вы понимаете, на улицах, в магазинах и барах был один. И каким показательным оказался фестиваль в контексте бесед у гардероба — ни слова о происходящем в стране и мире, только театр, одно искусство. Как торопливо люди сдавали в гардероб верхнюю одежду, чтобы поскорее занять свои места в зрительном зале, как благодарили артистов, не жалея ладоней, как наряжались ради похода в театр. Я бы даже назвала событие духоподъемным, потому что такое единение людей как в финале спектакля, когда весь зал встает и долго аплодирует, редко где можно увидеть. Более того, на мой взгляд «Худсовет» обладает и воспитательной, если можно так выразиться, функцией — я думаю, зрители уже немного тоскуют по фестивалю, скучают по театру. Мне кажется, событие приведет в наши театры новых зрителей. Я уверена, отныне каждый год горожане будут ждать фестиваль с замиранием сердца, а мы уж точно.

Огласим итоги и перейдем к обсуждению увиденного:
Лучшая режиссерская работа — Петр Шершевский («Гамлет. eXistenZ» — Камерный театр Малыщицкого. Санкт-Петербург)
Лучшая работа художника — Евгения Панфилова («Антигона» — Театр Ермоловой)
Лучшая мужская роль — Сергей Холкин («Спасти камер-юнкера Пушкина» — Мичуринский драматический театр)
Лучшая женская роль — Марина Матвевнина («С училища» — Пензенский драматический театр имени Луначарского)
Лучшая роль второго плана — Ксения Морозова («Спасти камер-юнкера Пушкина» — Мичуринский драматический театр)
Лучшая роль второго плана — Александр Кузьмин (Первый полицейский спектакля «Человек из Подольска» — Донецкий РАМТ. Макеевка)

Спецпризы:
Актерский дуэт — Алексей Егранов (Капулетти) и Марина Аверкина (Жена Капулетти) («Ромео и Джульетта» — Мордовский государственный национальный театр)
Николай Симонов — за оформление спектакля «Опасные связи» (Театр «Школа драматического искусства». Москва)
Премия Ассоциации театральный критиков — Сергей Азеев за актерскую работу в спектакле Романа Кагановича и Максима Пахомова «Сибирь» (Театр Ненормативной Пластики. Санкт-Петербург)

Друзья, сейчас мы перейдем к обсуждению просмотренного, но прежде у меня осталась еще пара слов, которые я хотела бы озвучить для нашего с вами лучшего понимания.

Я ни разу не театральный критик, но покуда у меня есть площадка для высказываний, буду высказываться. Мое мнение может совершенно не совпадать с вашим, я могу быть совершенно не права в академическом плане — у меня просто нет таких знаний, я лишь рассказываю о своих впечатлениях. Как любому другому человеку мне может что-то нравится, что-то не нравится.

Итак, из всего фестивального репертуара повторно я бы пошла только на два спектакля и один из них состоялся вне конкурсной программы, до официального открытия «Худсовета», речь о спектакле нашего Национального театра «Ромео и Джульетта», о втором узнаете, если прочитаете статью.

Приятного чаепития!

О спектакле «Опасные связи» расскажет Главред издания

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет  0«Опасные связи»

Блогеры, чиновники, преподаватели университета, студенты, предприниматели, знакомые, знакомые знакомых и все иже с ними «я его/ее знаю, но лично не знаком» на три с половиной часа сосредоточились в здании Музыкального театра им. Яушева.

В день, когда все в очередной раз почувствовали себя в эпицентре апокалипсиса, в театре открывали «Худсовет». Театр «Школа драматического искусства» давала «Опасные связи» по роману Пьера Шодерло де Лакло. Большего контраста с реальностью в тот момент — было нельзя представить.

Пока СМИ и соцсети пестрели «срочными» заголовками и эмодзи, на сцене разворачивалась драматическая история разложения аристократического общества — громко, ярко и эротично. Это еще больше усиливало состояние включенности и выключенности от реальности одновременно.

Сюжет пересказывать не будем, но скажем о том, почему спектакль стоило и стоит увидеть.

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет
Фото взято из официальной группы фестиваля «Худсовет»

То, как на сцене были показаны отношения персонажей в разрезе 18 и 21 века одновременно, заслуживает высокой оценки. При первой встрече с героями мы видим абсолютно современные костюмы, разговоры и декорации, что не мешает всему этому превратиться в костюмы, разговоры и декорации века 18. И это, пожалуй, главное, что цепляет в постановке (помимо очаровательного буйства страстей и интриг) — понимание того, что некоторые аспекты нашей жизни не меняются из века в век. Все это приправлено выразительными средствами, за которыми хочется наблюдать и о которых хочется рассуждать. Движения, ткани, действия, еле уловимые усмешки и подколы, звуки, прятки и догонялки, поцелуи и крики.

Это было открытием, и это было хорошо.

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет  0«Человек из Подольска»

Первое удивление фестиваля — абсурдистская комедия Дмитрия Данилова «Человек из Подольска» в исполнении Донецкого республиканского академического молодёжного театра (Макеевка). Начну с того, что я очень люблю абсурд во всех его проявлениях, поэтому в отношении спектакля у меня заведомо сложилось соответствующее реноме. Важный, на мой взгляд, момент, абсурд должен быть сделан хорошо — я имею ввиду, что при всей любви к жанру и при всем сумасшествии происходящего, зрителю может понравится или не понравится, то есть специфика жанра ни в коем случае не обещает ему снисхождения со стороны аудитории. Формулировкой «Ну, это же абсурд» откреститься в любом случае не представляется возможным.

У Донецкого театра всё получилось.

Действие разворачивается в полицейском участке, где сотрудники — это своего рода полиция нравов, проводящая оперативную работу над моральным обликом граждан. Задержанный — человек из Подольска по имени Коля, совершенно не понимающий, за что его задержали и отказывающийся что-либо понимать на протяжении всего спектакля. Жалкий Коля поначалу вызывает сочувствие, к концу начинает откровенно раздражать.

Мне всегда казалось, что абсурда должно быть в меру, а воспринимать его можно исключительно в коротких форматах. Донецкий театр открыл для меня жанр с другой стороны — к концу спектакля меня уже бесило, что Коля всё ещё ничего не понимает, что я ничего не понимаю вместе с Колей, что я тоже не обращаю внимание, какого цвета дверь у меня в подъезде, не знаю точной численности населения Саранска, не смотрю в окно, когда еду в такси. Небольшое отступление, потому что я не могу не отметить очаровательных актеров, уморительные музыкально-танцевальные вставки («Ай, пыи пыи пыи», «Ай, лёлэ лёлэ лёлэ) и потрясающие абсурдные диалоги — мёд для моих ушей.

Мне кажется, Донецкому театру удалось добиться того замечательного эффекта, когда зрители ощущают себя непосредственными участниками происходящего на сцене. А дело в том, что все мы немного Коля, все мы такие же немного жалкие, как Коля в абсурдном полицейском участке. «Живет, как автомат... не любит, презирает свой город и его жителей... изо дня в день бессознательно совершает одни и те же действия... не осознает себя... не видит вокруг себя ничего красивого и интересного... не воспринимает протекающую вокруг Реальность... не уважает Реальность...» И в конце сокровенное: «А почему Реальность с большой буквы?» Особенно важно, что к концу Коля принял весь абсурд происходящего, стал непосредственным участником игры, более того, всё действие не было лишено смысла от начала до конца. И, я думаю, посыл спектакля в конце концов открылся каждому зрителю в зале.

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет  0«Про Федота стрельца, удалого молодца!»

Комедию Леонида Филатова в Саранск привез Казанский Молодежный театр на Булаке. Я, к сожалению, на спектакль не попала, зато его посмотрела моя мама. На мой взгляд, она сказала очень важные вещи о театре в целом: искусство — это труд и для зрителя в том числе, то есть театр ни в коем случае не является сегментом индустрии развлечений. Проще говоря, в театр люди не развлекаться приходят. А спектакль длился два с половиной часа, но зрителям не хотелось, чтобы он заканчивался.

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет
Фото — Известия Мордовии

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет  0«Спасти камер-юнкера Пушкина»

По нашему скромному мнению, лучший спектакль фестиваля — это история одного несостоявшегося подвига «Спасти камер-юнкера Пушкина» Михаила Хейфеца в исполнении Мичуринского драматического театра. Признаться, на спектакль мы могли вовсе не попасть, как на беду «упал» Яндекс Go, мы опоздали на 15 минут и, пробежав как мыши, на крайние места первого ряда подумали, о нет, только не целиком и полностью разговорный спектакль.

Однако наши ожидания не оправдались — всё сработало гениально. Очаровательный, немного нервный главный герой Миша Питунин в исполнении актёра Сергея Холкина ненавидит Пушкина с самого детства — все его личные трагедии неизменно связаны именно с «солнцем русской поэзии», в лицее Миша и вовсе мечтает о скорейшей смерти поэта, дабы прекратить свои ученические мучения. Первая любовь заставляет главного героя взглянуть на Пушкина не как на предмет его бесконечных мучений, но как на человека трагической судьбы и даже начать «спасать» камер-юнкера любыми способами, даже ценой собственной жизни.

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет
Фото взято из официальной группы фестиваля «Худсовет»

Всё действие замечательно дополнила актриса Ксения Морозова, сыгравшая и няню, и маму, и первую учительницу, и возлюбленную, и даже замполита и второгодника Секу, которые на протяжении всего спектакля помогали главному герою раскрыться с неожиданных сторон. Монолог главного героя зацепил с первой минуты — казалось, Сергей Холкин даже не играет, а просто разговаривает со зрителем. Я постараюсь объяснить, казалось, что Миша Питунин — это реальный человек, а не персонаж, что главный герой гораздо реальнее актёра, он был осязаем и объёмен, то есть существовал как отдельная личность. Всё, что произносилось со сцены, вызывало в присутствующих отклик — будь то смех, вздох сожаления, даже понимание.

Зал взорвался хохотом, когда замполит подлетел к Мише Питунину и совершенно внезапно выдал: «7 ноября! Революция! А ты про бл*дей!»

Нужно сказать, я не очень люблю Пушкина, признаться, он мне ещё со школы совершенно не интересен. И этот безупречно тонкий спектакль дал мне в понимании его фигуры гораздо больше, чем уроки литературы в школе. Подобно главному герою, я начала сожалеть о трагической судьбе «невольника чести».

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет  0«Пять-двадцать пять»

Депрессивная комедия с хорошим концом Данила Привалова в исполнении Таганрогского ордена «Знак почета» театра имени А. П. Чехова замечательно показала, что фестивальная программа всегда подразумевает спектакли разного уровня. Не в обиду господину Привалову, я думаю, всё дело в заведомо плохом сценарии — не столько в его воплощении. Весь сюжет наполнен разного рода клише, призванными, что называется, задеть зрителя за живое — наркотики, суицид, дурдом, шизофрения. Вызывают вопросы и залихватские формулировки в духе старого КВНщика:

— Добрый вечер, дамы и господа!
— Недоброе утро, мужики и бабы!

А потом внезапное: «Гость нашей сегодняшней программы обдолбался героина и покончил с собой, спрыгнув с девятого этажа кирпичной девятиэтажки».

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет
Фото взято из официальной группы фестиваля «Худсовет»

Тут режиссёра вполне можно понять, какой сценарий, такое и воплощение — получаем стэм, длинною в час. На какой-нибудь Студвесне вы, вероятно, нечто подобное уже видели. Но не всё было так плохо, на актеров я бы ещё посмотрела в каком-нибудь другом спектакле. Более того, были и те, кому спектакль «Пять-двадцать пять» понравился. Я не знаю, как ведут себя солевые наркоманы, но один сведущий человек проконсультировал, что ведут они себя именно так, как показали ребята на сцене. Резюмирую: к пьесе вопросов больше, чем к ее воплощению, в котором, к слову, были и весьма интересные решения.

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет  0«Сибирь»

Самый мощный спектакль фестиваля — спектакль-исповедь «Сибирь» по пьесе-монологу Феликса Миттерера в исполнении Санкт-Петербургского Театра Ненормативной Пластики. История о полном одиночестве в самом финале жизни, о металлическом холоде приюта, который главный герой сравнивает с ледяной провинцией, куда давным-давно ссылали военнопленных.

Мы сидели на втором ряду Балкона 1 яруса, впечатление сложилось такое, что актёр Сергей Азеев завоевал своим магнетизмом внимание не только зала, но всего театрального здания, даже всего города.

В слух обратились не только люди, но и стены, и улицы.

Мне кажется, на сцене он достиг катарсиса, я не представляю, как после такого можно вообще продолжать что-то делать — переодеваться, собирать вещи, терпеть дорогу до гостиницы. Мне кажется, после такого можно разве что сесть и неподвижно сидеть три дня в гримерной.

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет
Фото взято из официальной группы фестиваля «Худсовет»

Спектакль так пронзителен и до того отрезвляет, что ты не можешь даже заплакать, но выходишь оглушённым и даже не знаешь, что можешь сказать по этому поводу. Моей первой мыслью было, что это спектакль ради спектакля, с претензией на собственное существование из-за весомости самой идеи. С другой стороны, разве в случае с театром бывает иначе? А может с моей стороны это была попытка отрицания, что происходящее на сцене меня всё же задело и даже оглушило, как я уже написала выше.
И не могу не упомянуть, что финал был гениален. Даже так, это была идеальная точка.

О спектакле «С училища» расскажет студент театрального факультета Артем Кузнецов

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет  0«С училища»

Триллер по пьесе Андрея Иванова «С училища» в исполнении Пензенского областного драматического театра имени А. В. Луначарского — замечательный спектакль в том плане, что сейчас, наверное, только молодежные и малые камерные театры ставят спектакли в подобных форматах и берут пьесы новых драматургов. Очень здорово, что пензенский театр выбрал именно этого драматурга и сложную тему, которую ребята не побоялись раскрыть в рамках часового спектакля.

Чувствуется подход молодого режиссера — спектакль был отлично решен через одну локацию, очень классно сменялись декорации.

Единственное, что могу сказать по актерскому составу, актриса, сыгравшая главную героиню, Марина Матвевнина, была просто замечательна — она получила «Лучшую женскую роль». Потрясающе сыграла молодую девчонку, которой сложно подбирать слова, у которой в голове каша, куча проблем, которая не понимает, кто она и чего хочет, которая представляет идеальные отношения и пытается строить их любыми способами.

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет
Фото взято из официальной группы фестиваля «Худсовет»

Я действительно видел таких людей в жизни, видел, как они стараются наладить свою жизнь, они действительно радикальны в поступках. В конце спектакля было видно, что актриса очень лично и глубоко приняла на себя весь спектакль и роль в частности, она даже плакала в конце. Я очень рад, что люди не боятся ставить такие спектакли и поднимать подобные темы. И, как мне показалось, мат в этом спектакле абсолютно органично вписался!

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет  0«Гамлет eXistenZ»

Игра по пьесе Шекспира в исполнении Санкт-Петербургского Камерного театра Малыщицкого вызвала неоднозначный отклик не только у нас, но и у остальных зрителей. Всё бы ничего, если бы это был не «Гамлет». Я бы с удовольствием посмотрела такой спектакль, будь он короче, и не имей он отношения к Шекспиру. Более того, если вы еще не видели «Гамлета» в классическом исполнении или не читали пьесу, вы вряд ли хоть что-то поймете. Масштаб происходящего на сцене был поразителен — чтоб вы понимали, актеры готовили еду в режиме реального времени, и сначала по залу распространился запах лука, а потом — печени. Приготовленный пирог раздавали зрителям, приговаривая «Все стерильно!» Когда спектакль закончился, женщина, забирая в гардеробе пальто, отметила, что такого вкусного пирога еще никогда не ела.

Позади нас сидел пожилой мужчина, увидев игру Гамлета он сокрушенно произнес: «Высоцкий в гробу плачет».

Когда спектакль подошел к концу и на сцену вышел Андрей Анисимов со словами: «Такого «Гамлета» горожане могли увидеть только на сцене Национального театра в рамках театрального фестиваля «Худсовет», мужчина позади нас снова за словом в карман не полез и вполголоса ответил: «И слава Богу».

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет
Фото взято из официальной группы фестиваля «Худсовет»

Было ли для нас показательным, что в середине спектакля люди начали уходить из зала? Вообще-то нет. Я думаю, в этом случае сыграло дело вкуса. Мне же показалось, что «Гамлет eXistenZ» изначально претендовал на уникальность, которой я, наверное, к стыду своему, не увидела. То есть, на мой взгляд, это было не лучшим воплощением, хотя потрясающих, интересных решений в спектакле было предостаточно. Отдельно хочу отметить Офелию — пожалуй, только ради нее можно идти смотреть.

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет  0«Антигона»

Трагедия «Антигона» в исполнении Московского драматического театра имени М. Н. Ермоловой — единственный спектакль фестиваля, который мне захотелось посмотреть повторно (за исключением, разумеется, «Ромео и Джульетты» нашего Национального, его я люблю всем сердцем и пересматриваю регулярно).

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет
Фото взято из официальной группы фестиваля «Худсовет»

Чем мне понравилась «Антигона»? Мне она показалась созвучной в своем воплощении именно с упомянутым мной спектаклем Национального театра — «Ромео и Джульетта».

При этом в самом начале Дарья Мельникова, на которую, наверное, большинство и пришло посмотреть, показалась неестественной и вообще раздражала, но к концу спектакля стала очень даже хороша, хотя в кино она мне совсем не нравится.

Как мне показалось, главное отличие «Антигоны» от всего, что мы посмотрели на фестивале — актеры играют совсем по-другому. Я не театральный критик, поэтому не знаю как объяснить доступнее, что я имею ввиду, но актеры театра Ермоловой даже ведут себя на сцене совершенно иначе. В пластике ли дело, в масштабе ли, но происходящее меня впечатлило очень сильно.

В этом году «Худсовет» вышел таким, но уже в следующем году все может измениться!

 b Почему Реальность с большой буквы   b  В Саранске отгремел театральный фестиваль  Худсовет

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях:
5 1 голос
Article Rating
Подписаться
Уведомить о
2 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Ольга
2 месяцев назад

👍

Юлия
2 месяцев назад

А мне понравился спектакль «Пять двадцать пять» . Очень жаль, что он не получил никаких наград. После него хотелось жить, несмотря на вплетённые темы суицида и наркотиков. И его я бы посмотрела ещё раз.

Видимо, искусство всегда воспринимается субъективно.