Традиционное интервью в преддверии праздника
Как мы это сделали
В школе бывало всякое, помнится тоже разное. Офис «Городских рейтингов» находится буквально в двух шагах от моей школы. Каждый день я иду мимо неё на работу и мысленно говорю с этим зданием: «Вот, смотри, у меня всё получилось, кто бы что ни говорил». А потом продолжаю: «Я вообще-то ничего! Работаю по профессии, красный диплом в магистратуре, я планирую стать кандидатом наук. Кто бы что обо мне ни воображал». И думается мне, я просто не слышу, но это здание, в котором я провела 9 лет, всякий раз спокойно мне отвечает: «Я совершенно не против. Никто в тебе и не сомневался, не выдумывай».
В школе бывало всякое, но и у меня есть замечательные учителя.
В начальных классах — Ольга Яковлевна Балкова, которая любила нас всем сердцем.
В средней и старшей школе — Наталья Владимировна Рудиковская, великий классный руководитель, замечательный учитель английского языка. Мы её просто обожали. Бывало, придем с подружкой в субботу без школьной формы и первым делом бежим к ней, чтобы в случае чего она нас прикрыла, мол, сама нам велела так нарядиться. Наталья Владимировна смеялась, качала головой и отправляла нас на уроки. Никогда не сдавала завучу по воспитательной.
Я закончила школу 8 лет назад. Но у меня до сих пор есть классный руководитель, правда, теперь правильно говорить «научный» — Светлана Александровна Ржанова. Меня и моих одногруппников она провела сквозь студенческие годы легко и с большой любовью. Мы вообще не были образцовыми студентами с точки зрения учебы, но тусовщики были показательные. Светлана Александровна сразу сказала: «Я люблю троечников. В вас жизни больше. И талант раскрыть легче, потому что вы смелее». Мне только этих слов было достаточно, чтобы захотеть учиться, стараться и достигать.
Педагоги окружают меня повсюду. Я даже работаю с ними в одном офисе. Основатель системы детских образовательных лагерей «Лого Полис» Андрей Келейников, Клерики системы — благодаря им я понимаю, каким должен быть учитель. Они не просто любят детей, им с ними интересно.
Традиционно в преддверии праздника мы побеседовали с основательницей самого эстетичного цветочного в городе. Главная цветочная фея «Первых цветов» Надежда Закатей поделилась своими мыслями о грядущем Дне знаний и цветах, которые в канун праздника становятся камнем преткновения в родительских чатах.
Грядет 1 сентября. Праздник, прямо скажем, двоякий по настроению — для одних это настоящий День знаний и радостное начало нового сезона, для других — символ завершения веселого лета, маленькой жизни. Я узнала, что традиция дарить цветы учителям появилась в послевоенные годы. Когда школы поделились на мужские и женские, было решено учительницам непременно дарить цветы, как бы украшать таким образом послевоенную жизнь. Сейчас, мы видим, эта традиция трансформируется, но, когда я училась в школе, учителям ещё было принято дарить цветы. Наша классная руководительница 1 сентября уходила домой с охапкой цветов, часть подаренного при этом оставалась в школе, потому что физически невозможно было унести столько добра. Что ты думаешь об этой традиции? Стоит ли её поддерживать сейчас, когда появляется масса альтернатив?
Я постараюсь объяснить свою позицию не с точки зрения, скажем грубо, продавца цветов или, как говорят, человека, который хочет нажиться на 1 сентября. Для меня эта история напрямую связана с моей семьёй. Моя прабабушка — заслуженный учитель СССР, бабушка — заслуженный учитель Мордовии. Мы с братом провели в детских лагерях большую часть юности, свой карьерный путь я начинала в 16 школе. Да, сейчас у меня совершенно другая профессия, но вся моя жизнь так или иначе связана с преподаванием.
Я вообще считаю педагогику своим призванием, вопрос только в том, что работать в этой сфере я начала, когда мне было около 25 лет, мне хотелось во что-то одеваться, что-то себе покупать, а с зарплатой учителя это было практически невозможно (да и сейчас мало что изменилось). Но я жалею, что ушла, я до сих пор мечтаю о том, чтобы преподавать в какой-нибудь частной школе. Я постоянно об этом думаю. Как говорила моя бабушка: «Учить и лечить можно только родиться». Это правда. Мне кажется, в любой другой профессии можно себя заставить, уговорить, но проявлять эмпатию к маленькому ученику или больному человеку можно только в том случае, если ты родился человеком, который на это способен. Это нельзя в себе развить. Любой учитель, неважно — плохой ли, хороший — работает, по сути, за бесплатно. Ни один учитель не может позволить себе построить частный дом или ездить на машине бизнес-класса. Везде есть исключения, государство старается в этом плане, но такого, чтобы учитель как-то сказочно обогатился за счет своей профессии, нет и в помине.
Моя прабабушка была награждена орденом Ленина, она была не просто учителем, не просто директором школы, скажем так, к ней ходили, как к мировому судье — кто-то дома поругался, у кого-то возникла какая-то проблема — шли к ней. Авторитет человека, как директора школы, был настолько высок, что никакой участковый милиционер не мог с ней сравниться. При жизни я её, к сожалению, не застала. Но застала свою бабушку.
В определенный момент они с моим папой, который на тот момент был ещё ребенком, были вынуждены уехать на Кавказ. Бабушка и прабабушка работали там в греческой школе. Прабабушка и похоронена была там. За год до того, как ушел мой папа, они с мамой поехали туда, хотели найти могилу прабабушки. Они назвали служителю кладбища её фамилию, мол, может, хотя бы примерно сможет подсказать, где искать. А он говорит: «Конечно знаю. Она же была нашим учителем». Можешь себе представить, столько лет прошло, а могила ухоженная. Таким образом люди до сих пор проявляют уважение своему учителю.
Подводя итог всему вышесказанному, мы дарили цветы учителю, чтобы нематериально сказать «спасибо», вот и всё. Жизнь меняется, я понимаю, альтернатив цветам придумали великое множество — кто-то, например, предлагает отправить деньги на СВО, я знаю, что эта тема в родительских чатах тоже поднимается. Хочу сказать, что наша жизнь продолжается. Учитель продолжает ходить в школу и учить наших детей. Я всегда говорю, цветы — это деньги на ветер. Но это простой способ научить ребёнка благодарить. Я помню, когда бабушка возвращалась 1 сентября с букетами, дом утопал в цветах. И что в этом плохого?
Я помню, когда я ещё доучивалась в школе, появилась альтернатива цветам — кажется, родители всем классом отправляли деньги на благотворительность.
А почему не сделать это 5 сентября? 10 октября? 22 августа? В любой день в году? Еще одна история, известная мне по родительским чатам, подарить учителю карточку из «Спара» — мол, всяко полезнее будет. Учителю — сомнительно (это безобразие какое-то, говоря откровенно), ребёнку — точно нет. Нужно научить детей благодарить нематериально, не всё измеряется деньгами. И ребёнок понесёт это простое, но необходимое умение дальше сквозь всю свою жизнь.
И вот эта история про ухоженную могилу учителя, хотя прошло уже 70 лет, это уже другая страна — Грузия. Дружат они с нами или нет? Это неважно. Политика остаётся политикой, люди — людьми. Останемся ли мы такими людьми, следим ли мы за могилами своих учителей, которых уже десятилетия нет в живых?
Ты застала свою бабушку в школе? Она преподавала у тебя?
Бабушка была учителем начальных классов. Она специально взяла последний класс так, чтобы их выпустить и уйти на пенсию, когда я соберусь в 1 класс. Я была совсем маленькой, но три года жила жизнью бабушкиного класса — сидела на задней парте, выполняла вместе с ними какие-то задания. По сути, училась. Мне это очень нравилось, я вообще люблю учиться, сейчас тоже ничего не изменилось. Когда пришла в 1 класс, не поняла, что мне там делать, я уже всё знала.
Уже через много лет мы с бабушкой вспомнили такую историю. Она пришла домой с тетрадками, ей нужно было их проверить и выставить оценки. Она предложила мне посидеть рядом, порисовать, но мне хотелось играть с ней в домино. И бабушка проставила всем «5» не проверяя (учитель до мозга костей, всегда всё проверяла до точки). И села со мной играть. Когда мы вспомнили эту историю через много лет, она мне сказала: «Даже если человек написал на „3“, а я поставила „5“, это не преступление. Если он способен хорошо написать эту работу, он с ней справится и завтра. Но послезавтра ты вырастешь. И не придешь ко мне играть в домино».
Это и есть учитель. Этот пример остался со мной на всю жизнь. Учитель — это нечто большее, чем транслятор информации. Я считаю, никто в эту профессию насильно не идёт. И очень важно благодарить учителя просто потому, что он живёт для тебя.
Ближе к 1 сентября в родительских чатах творится страшное дело. В моей семье два человека снова идут в школу, поэтому я немного в курсе происходящего. Предложения, касающиеся подарка учителю, иной раз попадаются совершенно безумные.
Да, я знаю, предложения по типу букета из мыла...Я хочу сказать, лучше тогда вообще забудьте об этом празднике, вычеркните его из своей жизни. У меня очень простая и четкая позиция на этот счет — это нужно не учителю, это нужно ребёнку. Ребёнок должен научится быть благодарным. И благодарить нужно не деньгами, а вниманием. У меня были очень яркие примеры, я видела учителей, чья работа не заканчивалась с последним уроком. И в моей школьной жизни был такой учитель. С классным руководителем как-то не сложилось, но был учитель-предметник, Лиманская Светлана Викторовна, она сейчас руководит «Центром образования «Тавла». Мы дружим и общаемся всю жизнь. Она преподавала у меня химию, мы с ней выигрывали все олимпиады, один год я вообще не ходила на уроки химии, потому что не было никакого смысла, я приходила к ней домой заниматься индивидуально. На моих глазах выросла её дочь, которую я потом нарядила на свадьбу, уже имея свой салон. Этот человек научил меня учиться, научил, что преуспевать в учебе — это здорово, познавать — это круто. И теперь мой обожаемый учитель обращается ко мне на «вы», потому что: «Наденька, а я уже по-другому не могу, вы уже личность». Я горжусь, что у меня есть такой учитель. И я до сих пор отправляю ей букет на 1 сентября.
Как ты думаешь, существует ли какая-то минимальная цена букета, который не стыдно будет подарить учителю?
Это совершенно неважно. Никто не просит от вас букетов за 10 тысяч рублей. Купите цветы у бабушек, нарвите в своём огороде. Пусть ребёнок принесёт эти цветы от себя. Мне очень нравится, как вокруг нашего салона формируется окружение. Люди всегда четко понимают, что им нужен свой букет — пусть даже букет дарят от всего класса, пусть даже родительский комитет решил подарить карточку из «Спара» — им нужен букет, который ребёнок сам вручит своему учителю. У нас даже есть прекрасная история — один молодой человек стал клиентом «Первых цветов» с самого открытия салона. Мы с ним сначала ухаживали за девушкой, потом делали букет на свадьбу, потом подготовили букет в роддом, а теперь будем делать композицию в 1 класс. Люди считают, что важно дарить цветы — это правильно.
Я считаю, пусть это даже будет один цветочек за 100 рублей, но ваш ребёнок подарит его своему учителю, научится уважать чужой труд и благодарить нематериально.
У вас много заказов к 1 сентября?
О, заказы есть! 1 сентября почти как 8 марта. Мне всегда очень важно узнать, в какую школу понесут букет, чтобы учителя не получили одинаковые или очень похожие композиции. В прошлом году мне пришло сообщение от девушки, говорит, Надежда, мне вас посоветовали, я раньше не знала о вашем салоне, но всё получилось даже лучше, чем я ожидала — мой ребёнок не поднимал головы от букета, потому что всю линейку рассматривал композицию. Это один из лучших комплиментов в моей жизни. Говорит, никто, кроме моего ребёнка, не смотрел на свой букет.
А что обычно люди просят? Большие букеты или стандартные, сложные композиции или монобукеты?
В основном цветы несут ученики младших классов. Малышам я всегда рекомендую композиции без упаковки, какие-то каркасные истории. Другой важный момент, чтобы букет не закрывал лицо ребёнка. Я считаю, что композиция должна быть интересной, компактной, плотной. У меня есть история, как один первоклассник сражался букетом, как шпагой и букет выдержал эту экзекуцию. Кроме того, букеты на 1 сентября, как букет невесты, мы уплотняем, чтобы они не потеряли свой вид раньше времени. Мы стараемся сделать так, чтобы букет с достоинством перенес этот день, несмотря на всё, что ему предстоит. Обязательно уточняем по поводу цветовой гаммы. Важно, чтобы цветы не конфликтовали с внешним видом ребёнка. Мне даже фотографии детей присылают, чтобы я могла сориентироваться.
Бывают сложные задачи. В этом году попросили сделать букет для учителя истории — они будут изучать древний мир, древнюю Грецию — хочется, чтобы в букет был заложен символизм. Учитель ребёнку очень нравится, хочется подчеркнуть изучаемую эпоху. И это прекрасная история. Сложная, но я обязательно что-то придумаю.
Опять же, можно просто взять три астры, перевязать их ленточкой и подарить учителю. Всё, необязательно придумывать велосипед, здесь ведь нет соревновательного элемента. Это простая благодарность, на которую способен каждый.
Что ты думаешь по поводу истории с интерактивами? Когда каждый ребёнок приносит по розе и из всего этого добра собирается один букет для учителя?
Скажем так, собирается не букет, а неряшливая свалка цветов. Куда их потом? Они все будут разной длины, учитель в итоге будет стоять на фотографии с ободранной клумбой.
Знаю, что в одной школе хотели сделать корзину гортензий, но так, чтобы каждый ученик воткнул в «оазис» (основу) по одному цветку. Это страшное дело. Чтобы воткнуть в корзину 30 цветов мне понадобится порядка полутора часов. Это очень трудоёмкая работа, которой должен заниматься профессионал. Если каждый подойдет и воткнет по цветку, получится не корзина гортензий, а страшное недоразумение. Не надо ничего выдумывать.
Я знаю, что ты любишь добавлять в букеты сезонные элементы. Что будешь добавлять осенью?
Во-первых, калина. Я её специально собираю пораньше, пока она ещё не поспела, иначе её очень легко можно раздавить. Она очень хорошо смотрится. Во-вторых, шиповник. Его наоборот нужно дождаться, пока наберет цвет. Моя особенная сентябрьская любовь — ветви малины, замечательный декоративный элемент, фактурный, они очень красиво меняют окрас. Также очень здорово смотрится хмель — хорошо высыхает, не теряет свою форму.
А что по осенним цветам?
На днях два человека буквально требовали букеты из гладиолусов. Я думаю, это хорошая ассоциация из нашего детства. Потому что мы на 1 сентября ходили с георгинами, гладиолусами, астрами. Это сезонные цветы, потом их уже не будет. Как весной мы стараемся застать мимозу, так осенью хотим успеть полюбоваться упомянутыми выше цветами. И важно, что они уместны только сейчас. Кому они нужны зимой или весной?
Многим бывает сложно принять уход лета, наступление осени. Как влюбиться в это время?
Начало осени богато красками. Создайте атмосферу. Если вам не нужно идти на 1 сентября, поставьте дома в вазу георгины, гладиолусы, астры, пусть они немного побудут для вас. Добавьте веточки малины, немножко хмеля. Соберите яблоки. Создайте дома доброе настроение. Вспомните всё самое хорошее со школьных времен. Как мальчишки таскали ваш портфель до дома, как девчонка, которая нравилась наконец-то ответила взаимностью. Вспомните первую «5» по математике, лучшую дискотеку в актовом зале, дежурство в столовой, какое-то детское озорство. Я знаю, в школе бывало всякое, но постарайтесь вспомнить только хорошее — оно важнее любых обид.
Спасибо большое. Это было, как всегда, прекрасно.
Пожалуйста!