Городские профессии: снегоуборщик

Разбираемся, где сложнее убирать, кто больше жалуется и куда девают главный атрибут зимы

Как мы это сделали
Хлопья не летят наверх. Пока одни наслаждаются снежно-зимними панорамами из окна и записывают сторис в инстаграм, дети пищат в восторге от огромных сугробов, а мы радуемся настоящей русской зиме, кто-то уже какой день просыпается в четыре утра и чистит улицы. Нет, ну мы загнули, конечно, есть еще те, кому не до детских ритуалов — надо помесить ногами снежные завалы, пока идешь на работу или постоять в троллейбусе в очередной пробке, посылая лучи ненависти нерадивым коммунальщикам.

Ситуация неоднозначная, но и не впервой, к зиме уже можно привыкнуть. В этом году она расщедрилась, и снегоуборщики уже вывезли столько снега, сколько выпало за всю прошлую зиму. Нам не хватило сил оставить этот апокалипсис без внимания и не выяснить, что происходит с городом. Сегодня наш эксперт в снежных делах — директор «Дирекции коммунального хозяйства и благоустройства» Игорь Николаевич БУТЯЙКИН.

О приоритетах
Снегоуборочные работы начинаются примерно в ноябре и заканчиваются 15 апреля. В первую очередь мы очищаем магистральные дороги, где ходит общественный транспорт. Если говорить про центр — это Коммунистическая, Полежаева, Ботевградская, Васенко. Потом идем на второстепенные дороги — Пролетарская, Терешковой, Богдана Хмельницкого. В такой же последовательности убираем тротуары. И, конечно, остановки и подходы к ним.

Нет такого «в последнюю очередь», у нас есть технология — магистральные, второстепенные и внутриквартальные дороги (дворы и проезды во дворах).

О том, где удобнее чистить
Мы можем говорить про любую улицу, где нет автотранспорта, что ее чистить удобнее всего. Неубранные авто — это главный бич и самая большая проблема снегоуборки в городе. С каждым годом происходит рост транспорта, а город не безразмерный, парковки остаются такими же.
Мы понимаем жителей, им тоже куда-то нужно ставить автомобиль, и происходит так, что они оставляют все это на дороге. Они не обращают внимания на знаки «четные-нечетные» (прим. 3.29-3.30 стоянка запрещена по нечетным, четным числам месяца), а потом говорят, что мы не убираемся... А как мы можем убрать, если пространство занято?
И их, и нас можно понять. Но это не значит, что мы должны закрыть на это глаза и повсеместно себя оправдывать.
Уже неделю мы ходим пешком по городу и выявили такую тенденцию. В выходные дни транспорта меньше. Поэтому перенаправляем силы и, в том числе, делаем акцент на выходные дни. Используем такую практику — залпом. Там, где не доработали в будние дни, дорабатываем в субботу, воскресенье.
Знаете проспект 70 лет Октября? Если утром или вечером проезжаете, обратите внимание, что там творится... Стоят большегрузные машины с прицепами — как убрать эту фуру!?

Как качественно убрать эту улицу, когда там стоит техника? Если для нас легковые проблема, то что говорить о таких большегрузных. В итоге наблюдаем ситуацию — убрали улицу, а машина оказалась посреди дороги. То есть ночью человек припарковал ее как бы к обочине, снег почистили — она стоит в середине.

О жалобах
Не могу выделить наиболее распространенные, но хочу сказать, что они не всегда объективны. Мы же все разные, мне, допустим, сейчас темно в кабинете, а вам светло. На каждого не угодишь. А учитывая погодные условия, тем более.
Автомобилистам, например, не нравится, что мы убираемся — это их отвлекает.
Создаем пробки. А как все это убрать без пробок? У нас же идет технологический процесс уборки, там не одна единица техники, от 6 до 12 машин — сразу закрывается полулицы. Поэтому кто-то из жителей на работу не успевает, кто-то опаздывает. Разные моменты бывают.
Не почищен двор. Бывает, что мы не можем туда даже заехать. Обходим территории, а в некоторых местах пройти-то невозможно, не то, что проехать. А вручную убирать такие объемы сложно.
Жалуется частный сектор. Трактор убирает дороги внутри сектора, а заезды к домам, естественно нет. Жителям это не нравится. Хотя свою же машину сам моет, дома убирается сам. Так и о заезде к дому нужно позаботиться самому. Коммунальщики же не будут расчищать около каждого крыльца.

О принципах работы
Когда начинается снег, у нас есть следующие автомобили — КДМ (комбинированная дорожная машина) и трактора-щетки. Мониторим погоду несколько раз по разным источникам — гисметео, Яндекс, погода аэропортов, и примерно стараемся определить, когда пойдет снег.
Вначале мы посыпаем пескосоляными смесями весь город, под снег, либо вовремя. Если снег идет уже несколько часов, то вытаскиваем щетки. Сметаем, после них опять засыпаем реагент. Такая технология идет вкруговую — посыпали, смели, посыпали, смели... После того, как снегопад заканчивается, мы начинаем вывозить.
Снег может выпасть в разную погоду. И на каждый случай, есть свой принцип уборки. Если на улице 0, +5 градусов, нужно использовать больше реагентов и пескосоляных смесей, и только после сметать массы. Если же мороз, то наоборот — вначале мы сметаем снег, а потом подсыпаем смеси.
И, понятно, что мокрый снег тяжелее и его сложнее убрать, чем пушистый... Хотя и с ним бывают проблемы. С виду он легкий, сдуть можно, а на деле, когда убирают с дороги или тротуара, его закатывают, уминают, и он вместе с асфальтом превращается в подобие глины.

О том, куда девается снег
Снег вывозим на окраину города. У нас нет плавильной станции, просто складируем, потом консервируем. Такой процесс... Даже не консервации, в большей степени можно говорить об отводе вод. Делаем так, чтобы оттаявшая вода уходила с этого места, не просто в землю.


О проблемах
Особых сложностей нет. По сути, мы всегда готовы к любым погодным условиям. Хотя надо признаться, с кадрами есть проблема. Вроде платим неплохую зарплату, а люди уезжают в Москву. Ну и по парковкам, повторюсь.
А так дороги открыты, город не вставал, ЧС мы не объявляли, оранжевый уровень не внедряли. Как ходил общественный транспорт, так он и ходит. К зиме мы готовимся заранее, и технику готовим и смеси закупаем. Практически у всех двухсменный-трехсменный режим работы.

О новых «фишках»
По большому счету, в этом году по сравнению с прошлым, ничего не изменилось. Можно говорить об увеличении механизированной силы.
Еще, может, заметили, на улицах почище стало, не нужно вывозить песок. Сейчас мы обрабатываем в основном реагентами. Кстати наши соседи до сих пор не везде их применяют, а мы используем и на тротуарах, и на дорогах.
Внедряем еще один метод. Перекрываем улицы на сутки. Мы понимаем, какой участок нам нужно сделать и примерные сроки. Сейчас ведь кто как поставили-бросили автомобиль, им хорошо, отстояла ночь машина, уехали и все. Нам больше ничего не остается, как перекрывать улицу, очищать ее до бордюра. Да, это неудобство и для самих жителей. Пожилые, больные (если говорить о перекрытии подъезда к больнице), маленькие дети — всем нужно как-то добраться до места. Делаем вроде как хорошее дело и в то же время создаем проблемы. Но других вариантов у нас нет. Мы не можем оставить все как есть.
Года 2-3 назад, глава Саранска Петр Николаевич Тултаев дал нам поручение дежурить непосредственно на объектах. То есть машины со смесями должны стоять на объектах. Это особо сложные участки — мосты, подъемы, повороты. Почему так? Представьте, пока снег пойдет, пока мы загрузимся смесями, пока доедем до объекта, и пробка, и очередь, и не можем проехать-засыпать, буксуем. Сейчас мы уже делаем по-другому, дежурим. Как только начинается снег, мы уже готовы к работе. Вопрос напряжения в этой части снимается.

О сложных объектах
Привязываемся к мостам, подъемам, там, где ходит общественный транспорт, чтобы избежать аварийности. Снег пошел, 20-30 минут и мы уже не сможем на подъем заехать, без обработки дороги становится скользко.
Это Ботевградский мост, Гагарина, Титова, по Красной — развязка около Ремзавода, подъем Коваленко и Энгельса, перекресток Победы и Коваленко, Солнечная. На мосты ориентируемся — мост ЖБК, ДСК, Коммунистический.

О районах
Я не могу сказать, что на какой-то район уходит больше сил. Все обеспечены транспортом и всем необходимым, все используют одинаковые реагенты. Нет такого, что какой-то район засыпало больше или где-то лучше убирают. У каждого свое муниципальное предприятие, в центре их несколько — на усиление.

О «сюрпризах»
В этом году не ожидали ледяного дождя. По сути, обычный дождь, который попадая на тротуар, а тем более на брусчатку, в течение нескольких секунд становится льдом. А он был. Вроде и погода посуровее, мороз как-никак, но пошел дождь. Внезапный катаклизм. И всегда почему-то это происходит рано утром. Людям пора на работу, а мы должны оперативно принять меры.
Не всегда реагент работает при дожде, потому что он предназначен для снега. Плюс к этому, асфальт-то замерзает не сразу, а вот с брусчаткой беда. Площадь Тысячелетия, Московский спуск, Набережная, участок от Пролетарской до Большевистской, Богдана Хмельницкого. Замерзания там происходят моментально из-за покрытия.

Об идеальном варианте
Было бы прекрасно, если бы после снегопада погода давала нам недельку отдыха, период, чтобы мы все успели убрать.
Я же не могу сказать, чтобы снега совсем не было, так неинтересно работать!

О том, как быть
Зима непредсказуема с любыми прогнозами. Кроме как выйти на улицу и работать по ситуации, вариантов нет. Снег пошел, значит нужно принимать меры.

Бывает, по прогнозу он есть, а на улицу посмотришь: там ничего. Некоторые нас учат, мол, чего вы ждете, раз по прогнозу снег, надо засыпать весь город песком и реагентами... А если ничего не будет, что делать? Скажут, коммунальщики плохие, ничего не видят, необдуманные решения принимают. Другие советуют «не могли заранее все сделать, часа за два до снегопада?»... Получается, золотой середины нет.

Одни будут говорить, что зря потратили бюджетные деньги, другие — почему не подготовились, знали же, что снег пойдет.
Здесь нужно работать только в ручном режиме. Видишь снег — значит нужно выезжать работать. А если прогноз это показывает, нужно заранее расставить технику на опасных участках, чтобы сразу воздействовать на проблему. Мы стоим, дежурим на этих местах, но ничего не сыпем. Пойдет снег — сделаем, нет — отдежурим и уедем. Зато мы зря не потратим смеси и реагенты, нас не обвинят, что мы растрачиваем бюджетные деньги, списываем что-то и все такое.
Думаю, что по этому пути нам и нужно идти.

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: