Привет, вчера, Саранск
Как мы это сделали
От болезни до терапии, от маркетингового хода до языка коммуникации — ностальгия во всех ипостасях как-то неожиданно и неизбежно стала частью нашей жизни. Момент, когда это случилось, вероятнее всего, не застал никто из ныне живущих. А конца тоске по прошлому не видать в обозримом будущем. В такой ситуации остается только разбираться, как жить с этим чувством, и может ли оно быть полезным.
Что такое ностальгия
Мы выкладываем в соцсетях свои детские фото, начинаем романтизировать то 2007, то 2017, по кругу гоняем старые фильмы, и того хуже, ждем выхода их ремейков или выбираем новое кино о нашем недавнем прошлом. Если раньше говорили только про цикличность моды, то теперь в петлю скрутилась вся культура, и на это есть причины. Дело в том, что все мы тяжело больны. И если бы мы с вами оказались в XVII-XVIII веке, то для лечения этого недуга нам предложили обложиться пиявками, принять опиум или отправиться отдыхать в Альпы.
Термин «ностальгия» был придуман врачом Й. Хоффером, и в дословном переводе означал болезненную тоску по дому. Ностальгия стремительно распространялась среди швейцарских солдат-наемников, проявлялась она в упадке сил, помешательстве и тем, что сейчас бы назвали депрессией. Врачи были серьезно убеждены в том, что армию деморализовал звон колокольчиков альпийских коров, который напоминал солдатам родной дом. Позже ностальгию стали считать формой психоза, подчеркивая ее преимущественно иммигрантский характер.
В психотерапии ностальгию окрестили «подсознательным желанием возвращения на более раннюю стадию жизни», а затем она закрепилась и в философии. В прошлом веке ностальгия вышла за пределы личных переживаний и стала социальным феноменом. Из болезни, косившей нежные души швейцарских солдат, ностальгия превратилась в оружие массового поражения — целые поколения стали «выпадать из реальности» и тосковать по дням давно минувшим. Ф. Дэвис связывает это с развитием массмедиа в XX веке: именно они способны создавать общий символический контекст для больших групп людей и при необходимости корректировать его.
М. Чез и К. Шау в известной работе «Измерения ностальгии» называют три условия возникновения ностальгии, которые можно свести к следующей формуле:
Неопределенное будущее + ощущение дефектности настоящего + материальные свидетельства прошлого
Принятый в современных западных обществах взгляд на время как линейное, будущее которого туманно, дополняет «недовольство» настоящим, что провоцирует ностальгическое обращение к прошлому. Все это подкрепляет наличие материальных свидетельств, например, вещей, архитектуры, изображений, соответствующих ожиданиям ностальгирующих. С развитием цифровых технологий количество подобных «айтемов» стало безмерным, ведь любая переписка и любой мем теперь навсегда остается на просторах всемирной сети. Именно этим, на наш взгляд, можно объяснить повсеместный характер ностальгических настроений.
Кто болеет прошлым
Ответ простой: все, кто способен чувствовать. В зоне риска люди, склонные к депрессии и страдающие из-за ощущения неполноценности своей жизни. Если раньше считалось, что особенно сильно тоскуют по прошлому те, кто только столкнулся со взрослой жизнью и те, кто наоборот
Однако все больше появляется исследований о том, что она в равной степени присуща всем поколениям, различается лишь время, по которому они тоскуют. Николай Седашов в статье для Forbes отмечает интересную зависимость: маркетинговый бум на ностальгические настроения связан с тем, что миллениалы «правят» экономическим балом и не жалеют денег на то, чтобы вспомнить молодость. А за ними подтягиваются зумеры, уставшие от мира эфемерных соцсетей. В результате по итогам исследования 2023 года 50% зумеров и 47% миллениалов ностальгируют по медиа из эпохи до социальных сетей.
Что говорят психологи
Елена Чегерёва, психолог: «Итак, в ностальгии на самом деле сложно образованные чувства, которые содержат условно положительные и условно отрицательные эмоции. Почему условно? Потому что люди так привыкли обозначать эти эмоции для простоты. На самом деле эмоции полезны, потому что это всего лишь сигнал организма на определённые обстоятельства и среду. В этом смысле ностальгия может одновременно нести как положительные, так и отрицательные чувства, то есть радость и воспоминания о хорошем, а с другой стороны — грусть и тоску, связанную с переживанием утраты того, что было.
Если говорить о положительной стороне ностальгии, то она может возникать, когда люди, например, не виделись много лет. В этом случае они могут связываться только прошлыми воспоминаниями, и вот эти воспоминания и ностальгия, которые они испытывают при контакте, когда они вспоминают о том, что приносило им удовольствие, становятся полезными. Ностальгия может создать связи между людьми, которые раньше были в контакте, но этот контакт был утрачен. Эти связи позволяют людям в настоящем почувствовать близость друг к другу. Таким образом, ностальгия становится важным элементом, который создает контакт и близость, и люди используют её, чтобы сохранить общение, особенно когда их разъединили время, место и обстоятельства. Ностальгия действительно полезное чувство, которое позволяет им снова почувствовать близость. В большинстве случаев люди ностальгируют не только в моменты встреч с теми, кого давно не видели, но и используют это как средство для того, чтобы испытать радость, удовольствие и счастье. При этом сейчас объясню, почему это чувство также может быть отрицательным.
Отрицательный смысл ностальгии проявляется в том случае, когда человек застревает в своих воспоминаниях. Они могут казаться положительными и приносить радость, но в итоге человек больше испытывает грусть. Почему так происходит? Первое — нужно понимать, что многие люди не могут отпустить и пережить утрату того, что было, включая положительные моменты. Человек часто избегает проживания этих чувств, так как они приносят боль. В положительном ключе он застревает в приятных воспоминаниях, говоря, что «всё было лучше тогда», «тогда я действительно был счастлив» и так далее. Это сигнализирует о том, что, застревая в этих воспоминаниях, человек не может прочувствовать настоящее.
Он часто обесценивает всё, что есть у него сейчас, ориентируясь на прошлое, и тем самым отрицает настоящее и будущее. Человек может застревать в стагнации, не имея целей, потому что не верит в возможность повторно испытать такие же положительные чувства, как раньше. Чаще всего это происходит из-за пережитых травм и не отработанных эмоций. Он цепляется за свои воспоминания, которые оставляют в психике триггеры — как положительные, так и отрицательные. В настоящем эти триггеры могут вызывать все прошлые воспоминания. Таким образом, человек живет в прошлом и не может понять, как жить настоящим или смотреть в будущее, потому что просто не умеет отпускать и перерабатывать свои чувства.
Грусть и тоска, которые также являются частью утраты, могут быть очень сложными и многогранными. Человеку неприятно находиться в таком состоянии.Психика, как правило, старается избежать таких моментов, чтобы не причинять сильную боль. Но сама ностальгия — это не совсем болезненное переживание. Это моменты, связанные с хорошими воспоминаниями, которые необходимо отпустить. Процесс отпускания может быть болезненным, потому что утрата счастья или радости бывает тяжёлой. Человек избегает проживания этой утраты, и это формирует ностальгические воспоминания, в которых он застревает.
Почему человек тянется к прошлому? Чаще всего это делают те, кто не удовлетворён настоящей жизнью. Неудовлетворённость может возникнуть от того, что человек выстроил серьёзные требования к себе, которые не может выполнить, или от ожиданий, которые он сам от себя не оправдывает. В результате он испытывает разочарование в себе и своей жизни. Ему проще вернуться в те моменты, когда было легче и радостнее.
С возрастом люди иногда начинают чувствовать себя менее счастливыми. Почему? Потому что с возрастом приходит больше ответственности, серьёзных обязательств и долгов. Нагружая себя всем этим, человек испытывает радости всё меньше. Поэтому ему проще возвращаться в прошлые состояния, где было меньше ответственности. Погружаясь в ностальгию, он может почувствовать это радостное состояние здесь и сейчас.
Наше тело вместе с нами проживает все наши эмоции. Когда мы счастливы, это отражается не только в нашей голове, но и в теле. Таким образом, погружаясь в воспоминания о радости, мы начинаем снова ощущать то, что чувствовали тогда. Это может заставлять людей застревать в прошлом, вместо того чтобы создавать счастливые моменты в настоящем, ставить цели и двигаться к ним.
В современной жизни, когда у человека есть семья и множество обязательств, ему видится окружение как нечто непреодолимое. Он не может испытать те эмоции радости и счастья, как раньше, что и является причиной его тянущего чувства к прошлому. Особенно это ощущается, когда речь идёт о времени студенчества, когда жизнь казалась более свободной и беззаботной. Сейчас человеку нужно нести ответственность, стремиться к развитию и решать множество задач, что делает жизнь сложнее.
Зачастую люди обесценивают свои достижения и действия в настоящем, и это приводит к потере веры в себя. В прошлом становится проще, и ностальгия служит своего рода «фокусом».
Почему так произошло
Термин «ностальгия» настолько эволюционировал в своем значении, что сейчас интерпретируется не столько как болезнь, сколько как панацея от недугов современного общества.
— Так мы справляемся с кризисом идентичности. Урбанизация и индустриализация привели к большому количеству миграций и изменению традиционного образа жизни. Люди, потерявшие связь с прошлым, начинают искать утешение в ностальгии по «старым добрым временам». И ностальгия помогает облегчить переход от общинной культуры к культуре общества, где нет единства.
— Мы прибегаем к ностальгии как к «эмоциональной анестезии». Ускоренная модернизация и изменения в социальных и политических институтах требуют быстрой адаптации. На фоне этого недавнее прошлое кажется тихим и стабильным, что усиливает ностальгию и помогает нам справляться с неопределенностью. Так мы компенсируем нашу неспособность разобраться с настоящим.
— Для нас ностальгия — это своего рода терапия. Общество прошлого века столкнулось с серьезными глобальными катастрофами, такими как две мировые войны, что оставило след в жизни людей. Ностальгия помогает нам забыть о травмах, обращая мысли к спокойному прошлому.
— Масс-медиа подталкивают нас к идеализации прошлого. Современные медиа, как телевидение и кино, видят в ностальгии коммерческий потенциал. Появляются множество фильмов, воссоздающих атмосферу прошлых десятилетий, создавая идеализированное представление о прошлом, которое привлекает зрителей.
— Мы в поисках «настоящего». Сегодняшнее общество потребления, где вещи быстро устаревают, поднимает ценность старых предметов, которые воспринимаются как «аутентичные». Это приводит к росту индустрии, продающей винтажные товары через блошиные рынки и комиссионные магазины. Ностальгия становится коммерчески значимой.
Причем здесь русская тоска
Даже в вопросах ностальгии в России есть свои особенности, которые, связаны с тем, что с периодичностью раз в столетие мы пересобираем свою национальную идентичность. Как следствие, вместо твердой почвы настоящего под ногами мы имеем разрозненные артефакты прошлого, с которыми порой поступаем как с кучей неразобранных вещей из шкафа: скидываем их с полок, пытаемся правильно разложить, примеряем, начинаем любоваться, а потом внезапно устаем и запихиваем все обратно в том же виде. И тут, как нельзя кстати, приходиться знаменитая русская тоска, которая будто обостряет чувствительность наших ностальгических рецепторов.
— Мы идем по «особому» пути. Социологи отмечают, что россияне ощущают разрыв с жителями США и Европы, но все же ощущают близость к бывшим союзным республикам. Когда группа ищет своё место, ей нужно знать, кто «другие». Если все «другие» кажутся чужими, то образ «мы» формируется на фоне ностальгии по прошлому. Экономическая и политическая нестабильность подчеркивают чувство одиночества, и единственной опорой становится прошлое, культура и духовность.
— Мы «запоминаем», но не всегда «помним». Множество россиян по-особенному воспринимает распад СССР. В 2011 году 40-50% опрошенных охарактеризовали это как «эпизод борьбы за власть» или не могли дать четкий ответ. Это говорит о том, что событие запомнилось, но не осталось в культурной памяти. В результате люди не могут считать себя новым обществом, а идентифицируют себя с предыдущими периодами.
Городская ностальгия: как мы стали жить прошлым
Антрополог Светлана Бойм считала ностальгию мостиком между коллективной памятью и индивидуальной. Через эту «переправу» наши личные впечатления встраивались в групповые воспоминания и наоборот, в чужих ностальгических описаниях мы находили себя. Этот процесс взаимного проникновения коллективной и индивидуальной памяти очень ярко проявляется в «ностальгических» группах в социальных сетях, где подписчики делятся фото из личного архива. Пионер — «Как тебя зовут?», сразу обзавелся многочисленными последователями «Ты никогда меня не видел», «Как меняются люди». Официальные городские архивы стали тоже попадать в сети. Сдобренные личными историями и дополненные личными фотокарточками они стали стремительно распространяться в соцсетях. На их основе образовались публичные страницы, где их администраторы и авторы готовят посты с ретро-фото города. У нас сейчас функционирует три паблика: «Фотоистория, Саранск», «Саранск — вспомнить всё», «Старый Саранск». Из них мы узнали, где должно было появится «саранское море», как работал первый коммерческий магазин и каким был утопающий в зелени город.
О том, как появился один из них, мы поговорили с Денисом Бышовым, администратором группы «Фотоистория, Саранск»:
Денис Бышов: «Все началось с того, что несколько лет назад я нашел несколько старых фотографий у своих родителей. У меня мама, еще будучи студенткой фотографировала город. Я опубликовал эти снимки и подумал, хорошо бы, конечно, создать паблик, где эти фотографии можно разместить. И, действительно, я создал паблик, он был один из самых первых в «ВКонтакте», касающихся истории. Мы все любим жить в прошлом. Да, естественно, психологи говорят, зачеркни прошлое, не живи им, но нам почему-то кажется, что раньше было лучше, мы были моложе, все было интереснее. Вот так я и создал этот паблик.
Сначала я сам публиковал фотографии, а потом нашлось очень много энтузиастов, самые большие из них Борис Борисов, Игорь Бадров, очень много других. И практически я был просто администратором. Получилось так, что эта группа стала быстро развиваться. В продвижении мне помог Вардан Дерюга, админ паблика «НОС», он помогал мне усовершенствовать группу.
Сначала она насчитывала где-то пятьсот человек, так было лет десять. Потом она стала резко расти, то есть, сначала там была тысяча, потом две, потом три, потом четыре. А 2022—2023 году там было уже пять тысяч. И в 2024 году там уже десять тысяч. На самом деле присоединяется очень много людей, хотя я никому приглашения не рассылал, просто потому что им интересна эта тема. Для них это были очень добрые года, студенческие года, в городе очень много старожилов, которые думают о его прошлом. Но по большому счету, наверное, самые ценные в паблике даже не сами фотографии, а комментарии, в которых жители предаются воспоминаниям. По большому счету по этим комментариям, даже можно написать краткий очерк или может даже книгу. Исторические книги пишут кандидаты наук, которые не могут все осветить, а эти небольшие заметки с воспоминаниями, оставляют обычные люди, которые многое знают, многое помнят и готовы поделиться этой ценной информацией.
Конечно, наибольшей популярностью среди постов пользуются фото в хорошем качестве, с приятной цветовой гаммой. Особенно, если на нем запечатлены какие-то уникальные места. Больше всего у нас фотографий Центра города, так как там жили именитые фотографы, которые снимали то, что их окружает. Есть кадры и других районов, Химмаша, Светотехстроя, Юго-запада, к сожалению, значительно меньше Луховки, Ремзавода, ТЭЦ-2. Случается так, что подписчики у нас спрашивают, есть ли фотографии определенного района в разные годы.
Конечно, больший резонанс вызывают фотографии их молодости, бывают фото, которые тыясячи лайков могут набрать. Года три назад Игорь Бодров резко начал публиковать фотографии, где он путешествует по центральным улицам, это тоже заинтересовало людей. В нашем городе много интересных людей, например, Валентин Крайнов, который отметил в этом году юбилей. Считаю, что пока фотомастера нашего города в здравии, с ними обязательно нужно общаться.
В ностальгии есть и плюсы, и минусы. Минус то, что мы живем в прошлом, и мы не можем развиваться как бы непосредственно в будущем. А с другой стороны, ностальгия, как бы, знаете, это как поход в кино, она делает нашу жизнь более красочной. Как я уже говорил, в группу заходят, прежде всего, чтобы окунуться в прошлое, вспомнить студенческие годы, первое свидание около кинотеатра «Октябрь», какие-то забавные моменты. По большому счету история города у нас во многом потеряна, у нас «исчез» исторический Саранск.
Мне кажется, интерес к ностальгическим снимкам может помочь нам исправить эту ситуацию. Люди, которые гуляют по городу, к сожалению, не всегда знают, мимо какого здания проходят, и тем более не догадываются, что раньше было на его месте. Знание фотоистории нашего города помогает уловить связь между событиями, увидеть течение нашей жизни в картинках и быть компетентным в вопросах туризма. Например, ко мне друзья приезжали с Пензы, и я вот брал фотографии старого Саранска, все показывал, и мы гуляли по площади.
Чем полезна ностальгия жителю города
Точки пересечения нашей личной биографии и переживаний о прошлом с историей чего-то большего, кажется, привлекают нас больше всего. Парадоксально, но посты в этих группах, порой, вызывают даже больший общественный резонанс, чем новостная повестка. Возможность «повспоминать», реконструировать давно минувшее и, скажем честно, где-то «дофантазировать» гораздо приятнее, чем переваривать навязчивые сообщения с пометкой срочно.
Коллективная ностальгия, именно она процветает в подобных пабликах, говорит о существовании общей памяти в группах людей, которые имеют похожий жизненный опыт. Как утверждает Роман Абрамов, «ностальгические практики возникают как система уникальных воспоминаний о событиях, людях, материальных объектах, которые схожим образом интерпретируются и эмоционально воспринимаются представителями данного локального сообщества». Речь может идти о история семьи, школьного класса, работы, армии или дружеской компании. Придание коллективной ностальгии не только позволяет вспоминать светлые моменты прошлого, но и поддержать общую идентичность, усилить «сплачивающий» эффект этих чувств и настроений.
Ностальгия одновременно помогает установить мост между прошлым и настоящим и укрепить связь между человеком и местом. Это особенно актуально для жителей городов, где постоянные изменения могут размывать чувство идентичности. Когда местные жители придают значение местам, которые могли бы казаться обыденными, они начинают воспринимать их как живую историю. Это может способствовать не только индивидуальной привязанности, но и более активной гражданской позиции, когда люди начинают заботиться об историческом наследии и культуре своего города. Ностальгия также может стать основой для общения и создания социальных связей. Обсуждение совместных воспоминаний о городе, старых местах и традициях может укрепить дружбу и даже вдохновить на совместные проекты.
Нужно понять и принять, что ностальгия — это не плохо и не хорошо. Этот феномен — многоаспектное явление, которые осмысляется в науке до сих пор. Ностальгические процессы в обществе, где настоящее и будущее не радуют, закономерны и неизбежны. Важно помнить: ностальгия может быть «поводом для жизни», но никогда не должна становится ее единственным смыслом.