Или для жизни в Мордовии достаточно правильно ставить ударение в слове «шумбрат»
Как мы это сделали
Обязанность учить счет до десяти и сказать, что на улице «течи ульцясо кельме» (сегодня холодно) ждет практически каждого школьника Саранска. И чем ближе к старшим классам, тем сложнее, хотя талант спик фром зе харт на мокшанском или эрзянском на ЕГЭ и не пригодится. «Рейтинги» разбирались, насколько сейчас нужны мордовские языки, поговорив об этом с преподавателями, родителями и самими школьниками. Мнения, как ожидалось, разделились.
С помощью Александра Данильчева и инициативной группы мы перевели популярные у подростков фразы на мордовские языки — такое даже весело выучить. Путт вечкемка!
Начали сверху: узнали, что думают об изучении мордовских языков в школах в республиканском минобре.
Мордовский язык обязательно необходимо изучать в школах. Вся наша политика направлена на то, чтобы знать языки и органично вписываться в культуры других народов, проживающих в Мордовии — изучая мордовский язык, проникаясь его красотой, дети начинают уважительно относиться к другим национальностям, которые живут в нашей республике и стране в целом.
Официальная позиция ясна: мордовские языки — ключ к равенству и братству. Видят ли в языках то же самое те, кто несет разумное, доброе, вечное и мордовское на школьные уроки?
На занятиях преподаватели рассматривают триаду «этнос-язык-культура». В этом вся ценность изучения мордовских языков. Дети не просто изучают грамматику и читают тексты, но и знакомятся с культурой, менталитетом народа. И все это в игровой форме. Есть и большая роль языков в развитии межкультурных отношений: если хочешь с уважением относиться к представителям других национальностей, изучай культуру своего народа.
Изучение мокшанского языка — один из путей познания другой культуры, а через неё — развитие духовных сил, способностей и нравственных принципов гражданина многонациональной республики. Мой долг как преподавателя мордовского языка — помочь осознанию его ценности, развить воображение, самостоятельность мышления, выработать нравственные идеалы, которые сформируют у детей внимание к духовной культуре своего народа, интерес и уважение к его историческому прошлому. Любить, уважать свой народ, язык, прививать нашим детям любовь ко всему национальному — дело и благополучное, и ответственное. Ведь мы должны воспитать гражданина отечества, способного сберечь традиции нашего народа.
Я считаю, что это нужно и важно. У многих учеников школ республики родители или бабушка с дедушкой — мордва. Очень хорошо, что дети изучают в школах язык их предков, который сейчас, к сожалению, не так часто звучит с экранов телевизоров и по радио.
В Саранске мордовские языки изучаются со 2 по 7 классы по два часа в неделю. В основном уроки проводятся в игровой форме. Ведь где, как не на уроке родного языка, прививать детям любовь к нему, вырабатывать внимание к своей и чужой речи, развивать её культуру? А через знание языка воспитывать любовь к Родине. Эрзянский и мокшанский языки как учебный предмет несут чрезвычайно высокую познавательную ценность: прививают чувство любви к родному языку, воспитывают личности с высоким чувством патриотизма. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Но изучение мокшанского и эрзянского на школьных уроках не заканчивается: во время работы над домашкой над очередным заданием корпят не только школьники, но и родители. Изредка вызывается телефонная подмога в виде бабушки из Сабаево, которая всю жизнь говорила только по-мордовски, а русский учила в школе факультативно.
Сама я знаю язык и считаю, что он полезен — всегда приятно, когда понимаешь чужую речь. Дети не очень хотят учить, больше тянутся к английскому. Но мордовский легче дается и не сильно отвлекает от других предметов. Например, в нашем классе есть армяне, и они знают наш язык даже лучше, чем школьники, которые родились в Мордовии.
Я думаю, что учить мордовский школьникам нужно — мы все-таки живем в Мордовии. Но детям не обязательно изучать его углубленно, вполне достаточно знать язык на разговорном уровне.
Я сама эрзянка, дочь с детства знает язык, но в школе учит мокшанский. Когда предмет только вводили, не было педагога по эрзянскому. Но сейчас дочь рада, что будет знать оба языка, с удовольствием учит дома слова. И учительница хорошая, девочка молоденькая, все ее любят, ждут уроков. Я считаю, каждый житель Мордовии должен знать хотя бы азы, как будет по-мордовски хлеб, вода, солнце. Жить среди мордвы и не понимать их язык даже как-то глупо. Но многие родители в классе против, говорят, не на то тратим время детей.
Я считаю, что школьникам не нужен мордовский язык. Для носителей языка он родной, они и будут на нем разговаривать и знать его, а для остальных это не обязательно. К тому же в нашем городе есть другие национальности — татары, башкиры, например. Им мордовский язык не к чему. Опять же, в одном районе республики люди разговаривают на мокшанском, а в другом — на эрзянском, и ребенок, изучающий язык мокши, не поймет эрзянина, и наоборот. В младших классах изучение языка не отвлекает, но когда в программе добавляются химия и физика, нагрузка становится очень высокой.
Автору этой статьи в школьных и университетских заданиях по мокшанскому языку помогала бабушка — она в свои школьные годы учила русский язык на факультативах. Вопросов «А зачем нам русский, все равно в Мордовии живем» у нее не возникало после случая в военные годы: на поле на дозаправку сел русский самолет, пилот вышел и начал просить помощи. Бабы с визгом похватали младших детей и разбежались кто куда: думали, немец. Русского не знали... Летчику тогда помог мальчишка, уже начавший изучать русский в школе.
Ситуации, когда мордовский пилот посадит самолет у одной из школ и пойдет просить помощи, не предвидится, но узнать мнения современных учеников по гамлетовскому «учить или не учить» обязательно нужно.
Я против мордовского языка в школе. Он не столь важен. Можно сделать кружки и прочие мероприятия для тех, кому это действительно надо.
Мордовский язык вообще не нужен, его в школе мало кто знает, мало кто делает домашние задания. У нас был мордовский, я на него не обращал внимания, это лишняя трата времени.
Я считаю, что данная дисциплина не обязательна в школьной программе, на своем жизненном опыте убедился. Со мной в классе учится татарин — другая национальность, но его тоже заставляли учить мордовский. Можно учить мордовский язык в районах, где подавляющее большинство мордва, например, в Сабаеве, Атяшеве, а в Саранске не надо. Каждый ученик, на мой взгляд, сам должен решить, учить или не учить мордовский язык. В жизни я не думаю, что мордовский сильно пригодится.
Мордовский язык у нас два раза в неделю, и почти все ничего не понимают! Мне этот предмет кажется бесполезным, но учительница нравится.
Я не люблю мордовский язык и думаю, что он не пригодится. Я, например, его уже два года не использую.
Мне кажется, что мордовский язык не нужен, и об этом думает весь наш класс. Потому что этот язык не пригодится в речи.
А как считаете вы? Пишите в комментарии!
[…] могла бы однозначно ответить на наш недавний вопрос «Зачем детям в школе учить мордовский язык» — затем, чтобы писать на нем стихи. Алина так […]
[…] наконец, десятый текст года — спорный «Нужно ли школьникам Саранска учить мордовские языки». Вы как хотите, а мы теперь ставим исключительно […]
[…] по-эрзянски Мы как-то уже задавались вопросом, зачем учить мордовские языки, и вот прояснилось: чтобы понимать, о чем говорят […]