Докатились: ради этого материала редакция встала на самокаты
Как мы это сделали
Пробки на химмашевском мосту бывают не только из автомобилей. Если вовремя не услышать сигнал и не посторонится, то велик риск оказаться сброшенным в Инсар колонной самокатов. С такого суждения мог начинаться разгромный осуждающий материал, но нельзя делать выводы, пока ты сам все не опробовал.
Если судить по общим настроениям, то легко поверить в то, что всадники апокалипсиса в 2023 году вместо коней мчат на электросамокатах, возможно, даже вдвоем на одном. Пожалуй, в последние десятилетия в России ни одно транспортное средство так не демонизировалось. За каждым вторым новостным заголовком со словом «электросамокат» скрываются скандальные истории падений, травм, наездов и неминуемых штрафов. С 1 марта 2023 года вступили в силу новые правила дорожного движения, которые изменили статус электросамоката. И на этом, кажется, останавливаться не планируют, а свой радикальный подход подкрепляют общественным мнением.
Как показывают опросы, негативно настроены те люди, которые ни разу на них не катались на них. Так, по результатам исследования KP.ru, среди 7 тысяч респондентов 80% россиян заявили, что ни разу не пользовались электросамокатами, и лишь 14% готовы попробовать. В другом опросе от РИА Новости 6 из 10 поддержали введение возрастных и скоростных ограничении для водителей самокатов.
И пока еще теплые дни нас не покинули, мы решили разобраться, как устроен кикшеринг в Саранске. Для этого мы поговорили с экспертом — любителем электросамокатов, именно он делится с вами лайфхаками, а потом отправились проверять все на себе. Спойлер: тест-драйв наших возможностей прошел успешно.
Как устроен прокат самокатов (кикшеринг) в Саранске?
Если мы хотим кататься на электросамокате в Саранске, то есть два возможных варианта: либо приобрести свое личное средство передвижение, либо воспользоваться арендой.
В городе представлено два типа электросамокатов на прокат (для простоты обозначим их так):
1) «зеленые» — сервис «Зеленый город»;
2) «фиолетовые» — «Юрент».
Новичком рынка был «Зеленый город», он появился весной 2021 года, и тогда конкурировал с еще одной подобной франшизой Greenbee, которых сейчас в городе не наблюдается. Мы тогда еще успели поговорить о судьбах самокатов с управляющим «Зеленого города». Отметим, что «Зеленый город», специализируется не только на самокатах, но и на велосипедах. Со стороны кажется, что «фиолетовых» самокатов становится все больше. Кроме того, с весны этого года самокаты «Юрент» в приложении «Яндекс Go» (думаем, что вы видели ссылку на альтернативный способ передвижения в приложении).
Что удобнее?
Все самокаты устроены похожим образом, различия скрыты в деталях.
1) Самокаты «Зеленого города» максимально просты, а колеса у них цельные, литые. Говоря проще, шин на них нет, что добавляет в поездку особых ощущений. С нашими дорогами не просто проехать на таких самокатах и остаться здоровым. Во избежание компрессионной травмы позвоночника приходится немного сгибать коленки, чтобы хоть как-то амортизировать движение.
2) У самокатов «Юрент» есть шины, что делает движение более комфортным. После поездки и не сильно шатает, и изображение в глазах не подрагивает.
Лайфхак — обязательно нужно следить за зарядом. Если самокат начинает притормаживать, есть смысл немного пройтись пешком, от этого он чуть подзаряжается. Ничего страшного в этом нет, особенно, когда у вас не поминутный тариф. Если самокат разряжается и не может подняться в гору, также лучше пройтись и использовать его на малом газу как дополнительную подталкивающую силу.
В чем различие по цене?
Как известно, самый быстрый транспорт в мире тот, что взяли напрокат. Это правило справедливо и для самокатов, где каждая минута поездки на вес золота.
1) У «Зеленого города» все предельно просто: для самокатов существует только поминутный тариф. Стоимость стандарта — 5 ₽/минута, пополнять баланс на 250 рублей не нужно, и активация самоката бесплатна. С одного аккаунта можно арендовать 3 самоката.
2) У «Юрент» есть 5 тарифов под любые цели.
— «Поминутный» — 40 ₽ за активацию + 5,99 ₽/минута;
— «По подписке» — бесплатная активация 5,99 ₽/минута (в том числе для всех участников групповой поездки). Ее стоимость — 199 ₽ в месяц. Подписка также дает скидку на страховку, 15 ₽ вместо 35 ₽, возможность менять самокаты бесплатно и без ограничений;
— «На 1 час» — 363 ₽;
— «Пока не сядет» — для каждого самоката в зависимости от степени заряда указывается конкретная стоимость, есть ограничения по времени — не больше 12 часов;
— «Проездной daily» — 590 ₽ на день, в котором можно совершать неограниченное число поездок по 40 минут. Работает только для одиночных поездок в пределах города.
Поминутный тариф хорошо подойдет для случаев, когда нужно разово проехать по определенному маршруту. Если в планах целый день перемещаться на самокатах в одиночку, то лучше взять проездной. Для изучение нового места подойдет фиксированный часовой тариф. А если есть ощущение, что электросамокат — ваш образ жизни, то лучше сразу оформлять подписку.
Лайфхак — рекомендуем брать тариф «Пока не сядет», если заряд на исходе (меньше 30 %). Тогда поездка обойдется в разумную сумму, правда, такой самокат еще нужно найти. В идеале — вы дешево и легко доберётесь в нужное место и не придется тратиться на грабительский платеж за активацию.
А есть ли страховка?
На фоне новостей о всевозможных происшествиях вопрос очень актуальный.
1) В приложении «Зеленого города» не нашлось упоминания о страховке.
2) В «Юрент» по умолчанию стоит страховка 35 ₽, со скидками все 15 ₽. Это дополнительная услуга сервиса, от которой можно отказаться, выключив ее перед поездкой. Услуга страхования здоровья и имущества действует на время поездки и осуществляется при поддержке «Ингосстрах». Страхование покрывает ущерб до 600 000 ₽.
Как самокаты приспособлены для города?
Тут все пользователи электросамокатов сталкиваются с одной проблемой — инфраструктура города не создана для таких перемещений. И в этой ситуации они не одиноки. С велосипедистами их объединяет проблема отсутствия велодорожек, с молодыми родителями, которые перевозят ребенка в коляске — высокие бордюры. Мы на своем опыте убедились, что «доступная среда» в Саранске не такая уж доступная, и точно она не дружелюбна к самокатам. Поэтому, чтобы вовремя, без происшествий и лишних затрат добраться куда-либо, нужно заранее определиться с маршрутом. Об этом говорит и наш эксперт.
Лайфхак — лучшее, что можно сделать перед тем, как взять самокат, это продумать маршрут. Каждый светофор — это как минимум минус двадцать рублей с вашей карты. Еще помните о том, что есть зоны, где самокаты не работают. И по собственным наблюдениям — с самокатом могут возникнуть проблемы, когда рядом нет стоянок. Помните об этом, когда решите проехаться вдоль Юго-западного шоссе.
Как самокаты представлены в городе?
Конечно, больше всего и тех и других самокатов можно найти в центре. Но, если судить по картам в приложениях сервисов, «Юрент» больше распределен по разным районам города. Объективно предусмотрено больше парковок. Да и шанс найти их самокат где-то вне центра выше, особенно у крупных торговых центров.
Как начать кататься?
1) Начинаем с того, что скачиваем нужное приложение («Зеленый город», «Юрент»);
2) Выбираем самокат: либо заранее в приложении (в «Юрент» их можно бронировать), либо подходим к самокату и сканируем код или вводим его номер;
3) Выбираем тариф под цели (справедливо только для «Юрент»);
4) Знакомимся с правилами использования, узнаем, где газ, где тормоз;
5) Начинаем движение по запланированному маршруту.
Правила безопасности и хорошего тона
Знание ПДД — это база. До 1 марта 2023 года человек на электросамокате считался пешеходом. Теперь он официально водитель средства индивидуальной мобильности и для него существуют отдельные правила. Например, не превышать скорость 25 км/час (как правило, в самокатах напрокат есть ограничения). А еще есть «медленные зоны», где самокат сам замедлится до 5-15 км/ч.
1) Один человек — один самокат. Несмотря на радикальность нашумевшей рекламы «Юрент», посыл был верный. Когда на одном самокате двое — управлять им сложнее. Штраф за это нарушение до 800 ₽.
2) Автомобильную дорогу водитель самоката переходит пешком. Штраф за это нарушение до 800 ₽.
3) Кататься нужно трезвым. Тут все как на большой дороге, состояние опьянения притупляет реакции и может стать причиной неприятных происшествий. В этом случае самый большой штраф — до 1 500 ₽.
4) Защита превыше всего. Особенно, если вы первый раз на самокате. Поэтому не стесняемся надеть шлем и наколенники. А ночью облачиться во что-то светоотражающее.
5) Идеальный вариант — маршрут по велодорожке. Но таких в Саранске немного, поэтому приходится ехать по тротуару или пешеходной зоне. Но приоритет здесь все равно у пешеходов.
6) Всегда проверяйте самокат. Если есть подозрения в любой неисправности, то лучше выбрать другое транспортное средство.
7) Лучше не проверять пределы прочности электросамоката. Они не защищены от воды, измерять глубину саранских луж на них не нужно. Как и ставить самокат на палящее солнце, думайте о следующем пользователе.
8) Помимо нарушений ПДД берегитесь соблазна нарушить Уголовный кодекс. Чтобы следующий водитель не обнаруживал электросамокат, который спрятан в вашем подъезде.
Почему так не любят самокаты?
Если вернуться к статистике, самокат для тех самых 80% респондентов, что ни разу на нем не катались, не больше, чем развлечение. Срабатывает та же логика запретов, что и с игрушками, которые при неправильном использовании оказались не такими безобидными. Достаточно вспомнить ситуацию со спиннерами и PokemonGo. Электросамокаты, конечно, вещь посерьезнее, но необходимые ограничения уже введены, и теперь все держится на очерченной законом ответственности пользователя. От несчастных случаев никто не застрахован, лучший способ их избежать — не нарушать установленных правил. А лучшее ответное действие города — признать в электросамокате средство передвижения и создать хорошую инфраструктуру. Но это уже отдельная история. А тем, кто еще сомневается, рекомендуем хотя бы раз попробовать.