«Учитель в современном понимании, не просто „урокодатель“»: интервью с директором одной из знаковых школ Саранска

Об образовательных услугах, индивидуализации обучения и авторских школах

Как мы это сделали
День, когда волей-неволей начинаешь вспоминать своих учителей, свою парту, навистные и ненавистные уроки — наступил. День Учителя для кого-то профессиональный праздник, а для кого-то ностальгический трип по школьным временам. Если в вашей ленте инстаграм еще не замелькали истории из того времени, подождите, день еще не закончился.

Мы решили поговорить о современном восприятии и понимании школы, учителя и ученика с человеком, который ежедневно находится в этой системе координат. Объясняла «Рейтингам», что происходит сейчас — и.о. директора гимназии № 12 Татьяна Всеволодовна Злобина.

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска 1Саранск, учитель, школа — какие ассоциативные линейки у вас возникают на этот счет?
Цветущий школьный сад в центре Саранска. 1 сентября. Сразу же вспоминаю свою первую учительницу. Пока есть такие педагоги, институт школы будет крепким, города растущими, государство сильным.
Волей-неволей проводятся ассоциативные нити от нашего детства к настоящему. Наше поколение грустит по старому Саранску, по старым дворам, по атмосфере детства. Выпускники, которые приходят в эти стены каждый год, вспоминают старое здание школы, своих педагогов с любовью и почтением. Но неоспоримо то, что и сейчас гимназия любима, а значимость учителя в 12-й общепризнанна.

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска 1Современная школа — какая она?
Современная школа — учебное учреждение, которое имеет хорошую материально техническую базу, комфортабельные классы, при этом стремится обеспечить каждому обучающемуся максимальное раскрытие его талантов и способностей, развивая их. Можно школу сегодня оценить с точки зрения критического подхода к целостной структуре образования: постоянного изменения программного обеспечения, большой загруженности учителей отчетами, требований родителей к тому, чтоб школа брала отчасти на себя функции семьи и так далее. И все же, современная школа и школа сегодня — не одно и то же. Скажем так: каждая школа сегодня должна стремиться к тому, чтобы стать современной.

Пандемия внесла свои коррективы. Мы, как и все, переходили на дистанционное обучение. Кому-то из учителей нравились дистанционные уроки, кому-то было гораздо труднее, например, учителям иностранных языков. У нас школа лингвистического направления и обучить детей дистанционно иностранным языкам — это задачка со звездочкой.
Современная школа должна идти в ногу со временем и, отчасти, даже опережать его. Отказ от термина «образовательные услуги» дает надежду на то, что роль учителя возрастет.

В современной школе должны быть и современные отношения к школе со стороны общественности и родителей. Современная школа, как и мир, должна быть основана на гуманных принципах, истории, традициях.

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска 1Понятно, как можно рассматривать современную школу с технической точки зрения, а если уйти от этого? Какая она?
Техника техникой, а традиционная доска и традиционный мел — вечны. В современной школе должна быть золотая середина, классика сочетаться с прогрессом.

У одного зарубежного фантаста есть рассказ, где описывается именно дистанционный принцип обучения: ученики сидят дома и общаются с учителями, которых видят на экране. Учителя вынуждены бороться за свои рейтинги, чтобы посещали видеоуроки. Заканчивается рассказ тем, что дети взбунтовались и попросили «живого» общения.
Нельзя не сказать о важности индивидуального подхода в образовании. Какие-то дети воспринимают все на слух, кому-то нужен демонстрационный материал, а кто-то от этого материала может быстро устать. Также индивидуализация помогает раскрыть возможности ребенка, самоутвердиться, помочь в выборе профессии.

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска 1Современный учитель. Кто он, какой он сейчас?
Учителя — вне времени. Во многом это зависит от человеческих качеств. Это даже не профессия, это образ жизни.

Учитель в современном понимании, не просто «урокодатель», а человек, который отдает детям свою душу.

Понятно, что без прогресса мы никуда не уйдем, но главное — это внутренняя наполненность, свет, содержание.

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска 1Миграция учителей сейчас существует в современной образовательной среде?
Конечно. Большие города поглощают — Москва, Санкт-Петербург...
Бывают семейные обстоятельства. Ну и ни для кого не секрет, что учитель в Москве получает гораздо больше...

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска 1Качество подготовки учителей изменилось?
Все индивидуально и зависит от человека. Образование — это одно, а практика — другое. Чтобы стать учителем, мало одного образования. Что касается нашей молодежи, которая пришла к нам работать, она просто замечательная.

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска 1Есть какая-то тенденция в наборе учителей в школу?
К сожалению, тенденция такова, что сегодня молодежь неохотно идет работать в школу.

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска 1Современный школьник — в чем его специфика?
У современного школьника широкий кругозор, развитые навыки работы с информацией, техникой. Дети стали более целеустремленные, некоторые уже после 8 класса знают, куда будут поступать. У современных детей часто вместо книги — телефон, вместо фильмов — чаты, вместо физических игр — онлайн-игры.

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска 1Есть ли авторский стиль у школы?
Бесспорно. Свой стиль есть не только у каждой школы, но и у каждого класса, у каждого учителя.

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска 1Могут ли школы изменять процесс обучения?
Раньше с этим было проще. Было много авторских школ, лицеев, гимназий. Сейчас у нас есть только вариативная часть, которую мы можем использовать. Но в основном программа прописана в стандартах.

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска 1И последнее, в чем вы видите основные проблемы современной школы?
Начнем с того, что недостатки — продолжение достоинств. Информированность — это и хорошо, и плохо. Нужно контролировать поток информации, который обрушивается на ребенка. Нехватка времени. Объять необъятное нельзя. Те ученики, которые учатся и готовятся к урокам каждый день, конечно, устают. Объем материала большой. А хочется помимо основной школы успеть и в музыкальную, и в спортивную...
Если говорить о сегодняшней ситуации, о том, что мы живем в пандемию, становится понятно, что мы теряем радость живого общения. Раньше в День Учителя собирался весь коллектив. Мы с ребятами пели песни, ставили спектакли. Мы перестали ходить к ветеранам и приглашать их к себе по понятным причинам, все это заменило онлайн-общение. Традиции и связи могут разрушиться, а на них и держатся человеческие отношения.

 b  Учитель в современном понимании  не просто  урокодатель     b  интервью с директором одной из знаковых школ Саранска

Поделитесь статьей с друзьями в соцсетях: